Кроме взаимной любви библия. «Не оставайтесь должными никому. «Бойтесь своих желаний»

Иногда люди вырывают этот стих из контекста и говорят то, о чем на самом деле в нем не говорится. В результате этого пострадало много людей.

Например, некоторые используют этот стих, чтобы сказать, что мы не можем покупать что-либо в кредит.

И нам не нужно брать в долг, если мы не сможем оплачивать свои счета после этого. Но этот стих не го­ворит, что мы не можем покупать в кредит. Вы, конечно же, должны оплачивать счета. И если вы не знаете, как правильно пользоваться кредитом, у вас обязательно появится долг, поэтому вам, может быть, и придётся пе­рестать покупать в кредит.

Однако некоторые люди учат этому как доктрине, что мы не должны покупать в кредит. Но подумайте об этом. Вы используете кредит каждый день. В вашем доме есть электричество? Разве счёт за месяц - это не долг, который вам нужно оплатить за то, что вы уже использовали? Вы пользуетесь газом или водой? Вы пла­тите за них после, правда?

Если вы снимаете дом, то в конце месяца вы за него должны заплатить. Какая разница между оплатой арен­ды и оплатой кредита за дом? Единственная разница в том, что если вы выплачиваете кредит за дом, то дом в итоге станет вашим.

Но если человек имеет здравый смысл и пользует­ся им мудро, то нет ничего плохого в покупке в кредит. В действительности, даже когда вы покупаете в кредит, у вас нет долга, пока не придёт счёт на его оплату. А потом, если вы вовремя оплатите этот счёт, у вас не бу­дет долга, потому что вы уже заплатили.

Некоторые люди могут делать очень глупые вещи, думая, что они повинуются Писанию, в то время как при этом они вообще не слушаются Библии.

Понимаете, нельзя вырвать часть стиха из текста и пытаться что-то доказать. Поступая так, как я иногда шучу , вы можете доказать себе, что вы должны пове­ситься.

Одно место Писания говорит: «Иуда пошел и пове­сился» (Матф. 27:5). Потом можно перейти в стихи о добром самарянине, где Иисус сказал: «Идите и посту­пайте так же» (Лука 10:37). И если сложить их вместе, можно сказать, что Иуда пошел и повесился, поэтому вы идите и поступайте так же.

Мы можем смеяться и думать, что это смешно, но это не смешнее того, чтобы взять часть стиха из Посла­ния Римлянам 13:8 и сказать, что там говорится о том, о чём вообще в этом стихе не идёт речь.

Я слышал однажды об одном служителе, который именно это и сделал. В городе, где жил этот служитель, одна баптистская церковь выросла настолько, что им в помещении уже не хватало места. Баптистский пастор решил продать здание, но он хотел продать его верую­щим, чтобы там по-прежнему собиралась церковь.

Другой служитель, который также был пастором и жил в этом же городе, хотел купить это здание. Баптис­тский пастор, который хотел продать церковь, обратил­ся к этому служителю: «Люди, которые сейчас на Небе­сах, вложили деньги в эту церковь, чтобы она была местом завоевания душ. Вы верите в спасение людей, по­этому мы хотели бы предложить её вам».


Баптистский пастор предложил здание той, другой церкви по нелепо низкой цене, потому что хотел, чтобы здание использо­валось под церковь.

Одна из женщин в баптистской церкви рассказала об этом своему мужу. Он был юристом, не был спасен, но иногда приходил в церковь с женой.

Он сказал тому другому служителю, который хотел купить здание: «Если вы хотите купить это здание, я предоставлю вам деньги и дам взаймы под 2%. Я ниче­го не хочу с этого иметь. Но приблизительно столько будет стоить работа моего секретаря над документаци­ей. А через год я снижу эту сумму до 1%».

Но тот служитель сказал: «Нет, мы не можем ку­пить церковное здание. Я знаю, что вы продаёте его по исключительно низкой цене. Но Библия говорит: «Не будьте должными никому ничем», поэтому мы не мо­жем взять в долг». И он упустил эту сделку.

Услышав об этом, я подумал: «Они каждый месяц платят за аренду здания, в котором собираются, и им ничего из этого не принадлежит. Какая разница, платят они за аренду или за кредит на своё здание?! Если бы они приобрели собственность, это было бы их здание, и они могли делать с ним всё, что хотели бы!»

Знаете, за 18 месяцев в той церкви осталось около 30 человек! В конце концов, им пришлось закрыться, а служитель уехал.

Понимаете, не об этом говорится в этом месте Писа­ния. Опасно брать место Писания без контекста и стро­ить на нем целую доктрину.

Другой пастор и его жена начали церковь в своём Доме. Затем он стал им мал и они сняли другое помеще­ние.

Они собирали на здание, пока у них не стало 1,5 миллиона долларов на счёте.

Они оплатили первоначальный взнос за здание, а потом сделали в нём ремонт. Где-то за 2 года они запла­тили за здание 4 миллиона долларов, и оно полностью принадлежало им.

А что, если бы они не сделали тот шаг веры и не заплатили бы первоначальный взнос 1,4 миллиона дол­ларов за то здание? Видите, Бог благословил их потому, что они к чему-то приложили свою руку. Сейчас их со­брание насчитывает более 3500 человек.

Место Писания: «Не будьте должными никому ни­чем, кроме взаимной любви» не касается покупок в кре­дит. Оно вообще не имеет никакого отношения к этому вопросу. Но оно на самом деле говорит, чтобы мы не были в долгу перед людьми.

А также оно говорит, что у нас долг любви к каждо­му, и этот долг никогда не будет оплачен. Нам просто придется продолжать ходить в любви. Перевод Веймута Послания Римлянам 13:8 говорит: «Не оставляй­те неоплаченных долгов, кроме постоянного долга вза­имной любви ».

Библия говорит,- что Бог благословит всё, к чему прилагаются наши руки (Втор. 28:12). Если мы не при­лагаем наши руки к какой-либо работе для Господа, Ему нечего благословлять. Некоторые люди хотят быть бла­гословленными, но им необходимо сделать шаг веры и сделать что-то, чтобы стать благословленными.

Бог смог благословить этих людей, которые сделали шаг веры, потому что они действовали по вере. Они при­ложили руку к делу для Господа. Поэтому у Бога было с чем работать, чтобы благословить их.

Первая Церковь, о которой я рассказывал, не была благословленна. Они отошли от благословения Господа, поэтому они не смогли преуспеть. В течение 2 лет та церковь закрылась. В ней не осталось ни одного челове­ка, потому что пастор был непослушен Божьему води­тельству.

Понимаете, если бы вы вылетели из Талсы на само­лете и пилот чуть-чуть отклонялся бы от курса, то к тому времени, когда вы должны были достичь пункта назначения, вы бы уже были далеко от него. Но когда вы только начинали, вы не были настолько далеки от своего курса. Однако если вы не вносите исправлений, то через какое-то время сильно собьетесь с пути.

В духовной сфере всё точно так же. Если вы не­множко отклоняетесь от курса и этого не исправляете, то чем дальше вы идёте, тем больше вы отклоняетесь в своем разуме от того, что в действительности говорит Слово. В конце концов, это даст дьяволу доступ к ваше­му мышлению и может просто всё перевернуть вверх дном.

Я знаю ещё одного служителя. В прошлом он был путешествующим евангелистом. Он купил здание по очень низкой цене. У него было достаточно денег, чтобы за него расплатиться. Затем он переделал здание под офисы, потому что вначале оно не использовалось как офисы.

Но со временем здание стало слишком мало для них. Он хотел купить больший кусок земли, чтобы по­строить большее здание.

Кто-то предложил ему примерно в три раза больше денег, чем он потратил на его приобретение. Он запла­тил примерно 125 тысяч долларов за землю, а ему пред­ложили 600 тысяч долларов за землю и перепланиро­ванное здание. Сейчас это не кажется большой суммой, но в то время это были большие деньги.

Этот служитель мог взять те 600 тысяч долларов, купить больший участок земли и построить там новое здание. По крайней мере, он бы был владельцем этого. А потом он мог выплачивать за здание, которое бы стро­ил.

Но, имея прибыль 600 тысяч долларов от продажи своей земли и здания на ней, он решил не покупать боль­ше земли. Он сказал: «Библия говорит: «Не оставай­тесь должными никому ничем», а нам пришлось бы пла­тить за строительство здания на этом новом участке зем­ли, поэтому мы не можем этого сделать». И по этой при­чине он не купил землю.

Вместо того он взял те 600 тысяч долларов, пошел и снял целый этаж в здании под офисы. Потом он попы­тался добыть денег, чтобы приобрести новую собствен­ность, которую хотел купить. Но, в то время снимаемое помещение стало слишком маленьким для них, поэтому ему также пришлось снять второй этаж в том офисном центре.

И он потратил те 600 тысяч долларов прибыли от продажи своего имущества на оплату аренды, и у него после этого осталось пустое место! Фактически за не­сколько лет он потратил 800 тысяч долларов на оплату аренды!

Он мог бы взять те 600 тысяч, которые получил за землю, заплатить за больший участок земли и одолжить денег на строительство. Это, скорее всего, не превысило бы его оплат за аренду, и у него бы было собственное здание.

Но он взял это место Писания: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви», выр­вал его из контекста и решил: «Мы не можем постро­ить здание для офиса, потому что мы не можем взять в долг».

Когда Библия говорит: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме любви», это значит, что любовь - это наш долг перед всеми, и он никогда не будет опла­чен.

Наш долгосрочный долг каждому - любовь. И мы будем выплачивать этот долг, пока живем.

Нам придется ходить в любви, чтобы оплачивать этот долг! Поэтому давайте начнём! Давайте учиться ходить в царском законе Божьей любви, чтобы пожи­нать блага!

Исповедание:

Любовь Божья, Божий вид любви, излита в моё сер­дце Духом Святым. Потому я люблю, как любит мой Небесный Отец. Я - не ненавидящий.

Поэтому я позволю этой любви, Божьей природе любви, руководить всем моим существом.

Я буду ходить в царском законе любви Божьей. Из моих уст будет исходить Божья любовь. Я буду посту­пать по Божьей любви, потому что я - новое творение во Христе Иисусе.

В Новом Завете я буду исполнять Божьи повеления и заповеди, выполняя закон Нового Завета: ходить по царскому закону любви.

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Рим. 13:8,10

У разума так много причин не любить, что шанс есть только у настоящей - поистине настоящей любви!

Глуп и жалок тот человек, который по разным причинам отказывается от любви.

Тот кто ждёт любовь, а получивши отказывается от неё, ничем не лучше женщины сделавшей аборт!

Любовь - это свобода, поэтому она не поддаётся правилам, и поэтому её так не любит разум.

Человек живущий по правилам, влюбившись, в итоге отречётся от любви т.к. любовь не входит ни в какие рамки.

Любовь - это не готовый продукт, это ингредиент-основа для создания счастья, поэтому не надо ждать от любви решение всех проблем!

Свободного человека любовь делает ещё более свободным, а ограниченный отбросит её и будет дальше расставлять всё по полочкам.

Любовь окрыляет, ненависть тянет вниз... Пройдя по улицам, посмотрев на людей, становится жаль... Откуда столько ненависти?

Бог есть любовь! Отказался от любви - отказался от Бога!

Любовь побеждает всё - не бойтесь любить!

Бог побеждает любовью, дьявол побеждает страхом - тебе выбирать!

Живущий в рамках любить не может, потому что любовь невозможно поместить ни в какие рамки.

Отказаться от любимого можно только во благо любимого, остальное самообман!

Влюблённость испытанная временем - уже любовь, любовь без жертвенности - даже не влюблённость!

Занятие любовью - это то, что происходит между двумя любящими людьми, это таинство родных друг другу сердец, слияние душ. Всё остальное-это уталение похотей плоти, или если сказать по простому - секс, животный трах.

Вера - великая сила, поэтому кто не верит в любовь, тот её и не получит! По вере вашей, да будет вам!

Любовь никогда не впишется в рамки, потому что она по определению их не имеет. Что мешает быть влюблённым вместе, разве Бог, который есть любовь? Нет. Правила на правила и показуха соблюдения внешних приличий. Бога здесь нет.

Любовь - это свет в борьбе, в которой каждый сам за себя, называемой жизнью.

Если у вас есть человек который одним своим существованием успокаивает, даёт настроение, покой и умиротворение, даёт желание жить и творить добро... Если он не требует от вас ничего, верит и ждёт - вам очень повезло, держитесь вместе, это любовь!

Если мужчина смотрит на спящую женщину - это одно из самых глубоких проявлений любви!

Играя с любовью вы рискуете поломать игрушку!

Любовь не ставшая частью жизни, становится причиной разочарования и боли.

Мы все обычные, каждый со своими плюсами и минусами, вот только кому то важно соответствуешь ли ты идеалам и требованиям, а кто то любит и отдаёт себя не за что то, а не смотря ни на что.

Кто ради любви не готов на что угодно, тот не достоин любви!

Если с милым в шалаше не рай, то либо милый не мил, либо милая по шалашу и выбирает.

Если для сохранения семьи вам нужно что то кроме любви, то семьи у вас нет!

На каждое бревно свой дятел найдётся!

Женщин злит всё, что не злит мужчин.

Зачастую мужчины способны заполнить только влагалище, зачастую женщины могут только его и предложить!

Бревно и дятел.Созданы друг для друга.

Мысли мои, любое совпадение - лишь случайность.
Любите и будьте любимы!

Матерь всех благ и совершительница всякой добродетели - любовь. Апостол говорит, что она есть долг наш, не временный, каковы подать или пошлина, но всегдашний. Не оставайтесь должными никому ничем, говорит, кроме взаимной любви (Рим. 13, 8).


Свт. Иоанн Златоуст

Он хочет, чтобы долг сей никогда не был выплачен, и хотя всегда уплачиваем, но не вполне, а так, чтобы нам все еще оставаться в долгу. Потому что это такого рода долг, что непрестанно уплачивается, но никогда не выплачивается. Сказав же, как должно любить, он открывает и выгоды любви, ибо любящий другого, говорит, закон исполнил. Ты обязан любить брата по духовному с ним родству, и не по одному родству, но потому еще, что мы члены друг для друга. Если нет в нас любви, то весь состав тела расторгнут. Итак, люби брата. Ибо если, любя его, приобретаешь пользу, потому что исполняешь чрез то весь закон, то ты обязан любить его, как облагодетельствованный им. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя (ст. 9).

Апостол не сказал: дополняются, но - заключаются, то есть в этой заповеди сокращенно вмещается весь состав заповедей. Ибо начало и конец добродетели есть любовь. Она есть и корень, и необходимое условие, она и вершина добродетели. А если любовь есть начало и полнота, то что может ей равняться? Впрочем, апостол требует не просто любви, а любви в высшей степени; ибо не просто сказал: возлюби ближнего твоего, но присовокупил: как самого себя. И Христос сказал, что в любви содержатся закон и пророчества (Мф. 22, 40), и, указав два вида любви, смотри, какое высокое место дал любви к ближнему.

Сказав: Возлюби Господа Бога твоего… сия есть первая заповедь, когда стал продолжать: вторая же, - не ограничился тем, но присовокупил: подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Что может сравниться с таким человеколюбием, с такою снисходительностью? Хотя бесконечно расстояние между Богом и нами, однако ж Бог взаимную любовь нашу друг к другу поставляет близ любви к Нему Самому и одну называет подобною другой. Почему для той и другой любви положил почти равную меру и о любви к Богу сказал: всем сердцем твоим и всею душою твоею, а о любви к ближнему: как самого себя? А Павел говорит, что если нет любви к ближнему, то немного пользы и от любви к Богу.

Когда любим кого, то говорим о нем: кто его любит, тот и меня любит. Это же самое выразил и Христос, сказав законоучителю: подобная ей, и Петру: если любишь Меня, паси овец Моих (Ин. 21, 17). Любовь не делает ближнему зла, продолжает говорить апостол; любовь есть исполнение закона (Рим. 13, 10). Видишь ли, что любовь имеет то и другое совершенство: как воздержание от зла - ибо сказано, что любовь зла не делает; так и делание добра - ибо сказано, что она есть исполнение закона?

Любовь не только преподает нам сокращенное учение о том, что должно делать, но и облегчает исполнение нравственных законов. Итак, будем любить друг друга, чтобы таким образом изъявить любовь к любящему нас Богу. У людей так бывает, что когда ты полюбишь кого, то другой любящий его вооружается против тебя.

А Бог, напротив, требует, чтобы ты вместе с Ним любил подобных себе, и ненавидит того, кто не разделяет с Ним любви Его. Любовь человеческая исполнена зависти и ревности, а любовь Божия свободна от всех страстей. Посему Бог желает чтобы кто-то разделял с Ним любовь. Люби вместе со Мною, говорит Он, тогда и я еще больше буду любить тебя. Вот слова беспредельно любящего! Если ты, говорит, любишь любимых Мною, то из этого я вижу, что и Меня ты любишь искренно.

Из 23-й беседы на Послание к Римлянам

Павел только что вел речь об уплате налогов (ст. 6-7), и увещевание не оставаться должными никому ничем продолжает тему финансовых обязательств христианина.

Эту фразу иногда толкуют в том смысле, что христианин никогда и ничего не может брать в долг. Но ни Ветхий, ни Новый Завет не содержат категорического запрета одалживать или брать взаймы.

Закон Моисея требовал: "Если даешь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста" (Исх. 22:25; ср. Пс. 14:5). Из этого стиха следует, что позволялось брать в долг, поскольку позволялось давать в долг. Моральная проблема заключалась в отношении процента, взимаемого с бедных. Еще яснее об установлении процентов сказано в книге Левит: "Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли, и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою" (Лев. 25:35-36, Неем. 5:7; Иез. 22:12).

Бог также предостерег Свой народ от отказа дать ссуду соотечественнику из-за того, что близок седьмой год, в который прощаются все долги (см. Втор. 15:7-9). Господь пообещал бескорыстному и щедрому кредитору, что "за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками" (ст. 10). Он заявил, что "праведник милует и дает... Он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословении будет" (Пс. 36:21, 26), и что "благотворящий бедному дает взаймы Господу: и Он воздаст ему за благодеяние его" (Прит. 19:17). Независимо от того, вернет должник деньги милостивому кредитору или нет, ему непременно возместит все Господь.

Из процитированных и из многих других стихов становится ясно, что давать в долг, а следовательно и брать в долг, было обычным делом в древнем Израиле. Закон тщательно регулировал вопрос о заимодавстве, запрещая взимать проценты с сильно нуждавшихся, но не запрещая давать деньги под справедливый и разумный процент.

В Нагорной проповеди Иисус косвенно одобрил практику одалживания и повелел потенциальным заимодавцам: "Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Матф. 5:42). Развивая высказанную выше мысль о Божественном благословении для тех, кто дает милостиво и щедро, Иисус сказал: "Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего" (Лук. 6:35). Снова нам обещано, что когда даем с искренней сердечностью тем, кто нуждается, Сам Господь Божественно вознаградит нас.

Итак и в Ветхом, и в Новом Завете взятие в долг допускается для тех, кто испытывает серьезную нужду и не обладает другими ресурсами, и оба завета требуют от верующих, имеющих возможность дать взаймы нуждающимся братьям, делать это, не стремясь к выгоде.

В области предпринимательства Иисус одобрил одалживание денег с целью их вложения в дело. В притче о талантах (см. Матф. 25:14-30) хозяин очень хвалил двух слуг, мудро вложивших его деньги, но строго упрекал неверного раба, который просто закопал порученные ему деньги: "Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью" (ст. 27).

Многие виды бизнеса не смогли бы существовать без займа денег для инвестиций в строительство, оборудование или сырье. Многие фермеры не смогли бы вырастить новый урожай, не заняв денег для покупки семян и удобрений. Многие семьи никогда бы не смогли купить жилье, не взяв заем.

Когда действительно необходимо брать деньги в долг, их следует возвращать, как условлено с кредитором - вовремя и полностью. Св. Писание нигде не оправдывает взятие денег в долг для покупки ненужных вещей, в особенности предметов роскоши, которые они не могут себе позволить. Всем необходимо возвратить свои долги вовремя и полностью. Эти финансовые принципы составляют сущность увещевания Павла - "не оставайтесь должными никому ничем".

Затем апостол высказывает, на первый взгляд, противоположное утверждение, заявляя, что все христиане имеют одну постоянную задолженность. Абсолютно независимо от финансового положения и обстоятельств все верующие имеют постоянную обязанность - взаимную любовь. Этот долг мы должны выплачивать постоянно, но никогда не сможем выплатить полностью. Ориген, один из отцов раннехристианской церкви, сказал: "Долг любви остается с нами всегда и никогда не покидает нас. Это долг, который мы должны выплачивать ежедневно и всегда". И благодаря милостивому предусмотрению нашего Господа мы всегда будем обладать возможностью выплачивать этот долг, и чем больше мы его выплачиваем, тем более желанной и радостной становится плата.

Наша взаимная любовь затрагивает прежде всего наших братьев верующих, наших сестер и братьев в Христе. "Заповедь новую даю вам, - сказал Иисус, - да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан. 13:34-35). Служить другим христианам значит служить Христу. "Ибо алкал Я, и вы дали мне есть, - сказал Он, - жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Матф. 25:35-36, 40). Служба святым не только являет нашу любовь к ним, но и нашу любовь к Богу (Евр.6:10).

Тема 1-го Послания Иоанна - любовь. Он говорит нам, что тот, "кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна" (1 Иоан. 2:10). Он напоминает нам, что Бог заповедал, "чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам" (3:23). Он наставляет нас: "Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога" (4:7), и "мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (4:21).

Павел тоже может много сказать о любящих христианских братьях. В послании в Колоссы он писал: "Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства" (Кол. 3:12-14). Он советовал коринфским верующим, которые часто действовали раскольнически и по-мирски, достигать любви (см. 1 Кор. 14:1), и советовал Тимофею поощрять благочестивых женщин пребывать в вере, любви и святости (см. 1 Тим. 2:15). Он молился о том, чтобы любовь филиппийских верующих "еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве" (Фил. 1:9).

Апостол Петр, который познал, насколько трудно любить так, как хочет Господь (например, Иоан. 21:15-22, Деян. 10), писал: "Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца" (1 Пет. 1:22).

Но никому ничем относится также и к неверующим, ко всем неверующим, а не только к тем, кто симпатичен, и с кем установились дружеские взаимоотношения. Наш Господь говорит нам: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Матф. 5:44). Как мы видели в предыдущей главе Послания к Римлянам, Павел заповедает: "Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте" (12:14), и "если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его" (ст. 20). В послании галатийским церквям он напутствует: "Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере" (Гал. 6:10).

Праведная любовь настолько важна, что "любящий другого - исполнил закон". Это истина, которую Павел повторяет в ст. 10, и мы ее обсудим подробно при изучении этого стиха.

Ясно, что праведная, благочестивая любовь - это намного больше, чем просто эмоции. Как видно из только что процитированного текста из Послания к Галатам, любовь начинается с искреннего сострадания, доброты, смирения, мягкости и терпения. Но она также всегда находит возможность "делать добро" тем, кого мы любим, заслуживают они того или нет. Поскольку расстояние и другие обстоятельства неподвластны нам, иногда единственное доброе дело, которое мы можем совершить - это молиться о них или простить их. Конечно, молиться и простить - это наилучшее из того, что можно совершить для человека, особенно если мы молимся о спасении, а наше прощение может побудить человека искать Божьего прощения. Но как уже отмечено выше, "доколе есть время" мы должны проявить нашу любовь непосредственно и практически. Благочестивая любовь включает служение для удовлетворения физических и финансовых нужд других людей: и верующих и неверующих. Эта истина лежит в основе притчи Иисуса о добром самарянине (см. Лук. 10:25-37).

Существует множество других способов проявить благочестивую любовь. Наивысший - учить Божьей истине и жить в соответствии с ней. Самое важное, что можно передать неверующим, - это Благая весть о спасении. Верующие учатся Божьей истине, верно живя "в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией" (2 Кор. 6:6-7). Даже когда мы считаем нужным предупредить или упрекнуть других, мы должны говорить истину с любовью (см. Ефес. 4:15).

Благочестивая любовь никогда не использует свою свободу "поводом к угождению плоти" (Гал. 5:13) и никогда не сорадуется лжи или неправде (1 Кор. 13:6). Любовь отказывается совершать что-либо даже негреховное само по себе, если это может оскорбить верующего или послужить к моральному или духовному преткновению (см. Рим. 14:21). "Более же всего, - напоминает нам Ап. Петр, - ищите усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов" (1 Пет. 4:8).

Благочестивая любовь прощает. Мы должны быть "друг ко другу добры, сострадательны", прощать друг друга, "как и Бог во Христе простил [нас]" (Ефес. 4:32). За обещанием Господа, что "если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный", следует предупреждение: "А если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Матф. 6:14-15; ср. Лук. 6:36-37).

Для благочестивой любви характерны смиренномудрие, кротость, долготерпение и снисхождение друг ко другу (см. Ефес. 4:2). В прекрасном обращении к коринфской церкви, которой не была свойственна любовь, Павел сказал: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает" (1 Кор. 13:4-8).

Наивысший критерий благочестивой любви - ее готовность пожертвовать своими собственными нуждами и благосостоянием ради нужд и благосостояния других людей и даже пожертвовать жизнью, если это необходимо. "Нет больше той любви, - сказал Иисус, - как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан. 15:13). Наивысший пример такой любви явил Сам Иисус, Который "будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Фил. 2:6-8). Мы должны подражать "Богу, как чада возлюбленные", и жить в "любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное" (Ефес. 5:1-2). Как напоминает нам Ап. Иоанн: "Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев" (1 Иоан. 3:16).

Но спросим себя, сможем ли мы любить столь праведно и самоотверженно? Во-первых, мы должны помнить, что наш милостивый небесный Отец дает Своим детям все необходимое, что выполнять Его заповеди и следовать Его примеру. Нам Богом дана возможность заплатить наш великий долг любви, "потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5:5). Божья любовь - неистощимый родник, из которого мы можем черпать сверхъестественную любовь, которой Он заповедал нам жить. Павел молился о ефесянах:

"Верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться с нею полнотою Божиею" (Ефес. 3:17-19).

Чтобы любить, как заповедал Бог, христиане должны подчиниться Св. Духу. Делая это, мы должны отказаться от всякой ненависти, враждебности, злобы, мести и гордыни, которые разделяют нас с теми, кого мы призваны любить. "О братолюбии же нет нужды писать вам, - говорит Павел, - ибо вы сами научены Богом любить друг друга" (1 Фес. 4:9). Сам Бог учит нас любить через Своего Духа Святого! И поскольку Сам Бог есть любовь (см. 1 Иоан. 4:16), неудивительно, что первый плод духа - любовь (Гал. 5:22).

Любовь, которую заповедал нам Бог, должна быть чистой и искренней, поскольку любовь не может соседствовать с лицемерием. Поэтому Петр увещевает: "Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца" (1 Пет. 1:22). Ниже в этом же послании апостол призывает к любви безотлагательно: "Близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов" (4:7-8).

Благочестивая любовь - дело выбора, и лишь искренняя любовь угодна Богу и может укрепить силой и объединить Его народ. "Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства" (Кол. 3:14). Наша благочестивая любовь побуждает к любви других верующих. Поэтому в Послании к Евреям сказано: "Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам" (Евр. 10:24). Самая лучшая возможность пробудить любовь в других - "не оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но... увещавать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного" (ст. 28). "Если есть какое утешение во Христе, - говорил Павел филиппийцам, - если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны" (Фил. 2:1-2).

И замечательно, что по бесконечной благодати нашего Господа праведная любовь - взаимная любовь. Мы знаем, что можем любить Бога лишь потому, что "Он прежде воз любил нас" (1 Иоан. 4:19). Несмотря на это Господь обещает: "Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам... И Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Иоан. 14:21-23).

Выражение любви

Ибо заповеди: "не прелюбодействуй", "не убивай", "не кради", "не лжесвидетельствуй", "не пожелай чужого", и все другие заключаются в сем слове: "люби ближнего твоего, как самого себя". Любовь не делает ближнему зла (13:9-10а)

Провозгласив, что любовь исполняет закон (ст. 8б), апостол иллюстрирует эту мысль, называя шесть конкретных законов из Ветхого Завета. Первые пять из Десяти Заповедей в другом порядке представлены в Исх. 20:13-17 и Втор. 5:17-21. Шестой закон - из Лев. 19:18.

Благочестивая любовь не прелюбодействует, поскольку в таком греховном осквернении человека проявляется неуважение к чистоте другого. Любовь высоко ценит достоинство других и не может совершить ничего такого, что могло бы осквернить морально. Как и другие проявления половой распущенности, прелюбодеяние - результат грязного греховного вожделения, а не чистой любви.

То же самое относится и к человеку, совершившему убийство или кражу. Любовь не лишает других жизни или имущества.

Поскольку жажду чужого можно распознать не всегда, Господь - единственный. Кто всегда знает об этом грехе. Но опять же, если мы любим, то не будем желать чужого, поскольку любовь не имеет ничего общего с неправдой (см. 1 Кор. 13:6).

Иисус объяснил, что все грехи возникают в сердце независимо от того, имеет ли это внешнее проявление: "Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Матф. 15:19). В Нагорной проповеди Он предостерег: "Вы слышали, что сказано древним: "не убивай; кто же убьет, подлежит суду". А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону" (Матф. 5:21-22), и "вы слышали, что сказано древним: "не прелюбодействуй". А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (ст. 27-28).

Любящий Божьей любовью христианин не нарушит ни эти, ни какие-либо другие заповеди, включая и две другие из Десяти Заповедей, которые определяют наше отношение к другим людям, а именно заповеди о почитании отца и матери и о лжесвидетельстве (см. Исх. 20:12,16). Все Божьи законы, касающиеся человеческих взаимоотношений, заключаются в сем слове: "Люби ближнего твоего, как самого себя".

Если мы действительно будем любить других, как самих себя, мы не будем испытывать желание нанести им какой-то вред. Этот цитируемый Павлом закон записан в Лев. 19:18, и Иисус провозгласил его вторым по важности вслед за Наибольшей заповедью: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим" (Матф. 22:37-39), так записано во Втор. 6:5.

Апостол не говорит здесь о Первой и Наибольшей заповеди и о других заповедях, прямо связанных с Богом, поскольку он говорит о наших взаимоотношениях с другими людьми, которых апостол называет нашими ближними. И как отмечено выше, Иисус объяснил, что ближние - это все, с кем мы общаемся, особенно те, кто испытывает нужду (Лук. 10:25-37).

Заповедь "возлюби ближнего твоего, как самого себя", не служит поддержкой, как некоторые толкуют сегодня, популярной, но абсолютно небиблейской точке зрения о том, что мы должны обладать высокой психологической самооценкой. Это, скорее, означает, что как падшие люди мы и так уже высокого мнения о себе и должны, по Божьей благодати, думать также и о других. В другом месте Павел наставляет нас, что мы должны заботиться о других больше, нежели о себе. "Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, - говорит он, - но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других" (Фил. 2:3-4).

Если верующие так самоотверженно заботятся о благосостоянии других, то несомненно делают это из искренней и благочестивой любви, не делающей ближнему зла, то есть не делающей плохого никому.

Смысл сказанного Павлом заключается в том, что христианин, который позволяет Божьей любви управлять своей жизнью, Божественно защищен от греха и расположен к праведности. Любящий христианин повинуется Божьему закону не потому, что боится последствий ослушания, но потому что он любит Бога и стремится угодить Ему, любя других.

Страх - естественная причина отвращения от греха, поскольку Библия бесчисленное количество раз предупреждает о грехе и его последствиях. Независимо от мотивов греховного поведения всегда лучше не совершать греха, чем грешить. Но страх - не главная причина отвращения от греха, особенно для христианина. Даже неверующие воздерживаются от многих явно неправильных поступков, поскольку боятся, что их задержат и накажут.

Многие номинальные христиане ведут внешне моральную жизнь в надежде угодить Богу и своим хорошим поведением завоевать Его расположение. Но как сказал во времена Исайи Господь о древнем Израиле: "Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих" (Ис. 29:13).

Божье Слово изобилует обещаниями благословений и наград для Его верных детей, хотя они не всегда совершаются именно так, как мы хотели бы, и не всегда приятны плоти. Но даже милостивая и чудесная перспектива Его небесного благословения - не самый высокий и чистый повод для верующего повиноваться Господу. Благочестивые христиане отвергают зло и творят добро, поскольку это единственное, к чему побуждает их пребывающая в них любовь к пребывающему в них Господу. Желания Бога станут нашими желаниями. Как заметил кто-то, если мы любим Бога и других людей всем сердцем своим, мы можем поступать так, как нам хочется, поскольку мы будем хотеть лишь того, что угодно Богу и полезно другим людям.

Предназначение любви

итак любовь есть исполнение закона (13:10б)

Вопреки тому, что многие думают, жизнь по любви и жизнь по закону не исключают друг друга. В действительности они неразрывно связаны. Божий закон невозможно исполнить без любви, поскольку любовь и только любовь, как уже объяснил Павел (ст. 8б), есть исполнение закона.

В начале Своего служения Иисус провозгласил: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Матф. 5:17-19).

Позже в Нагорной проповеди Он высказал то, что обычно называют золотым правилом: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Матф. 7:12). Иаков говорит о любви к ближнему как к себе самому, как об исполнении закона царского по Писанию (см. Иак. 2:8). Любовь выполняет золотое правило Господа и царский закон Господа.

Я приведу прекрасную аналогию из музыки, помогающую понять величие и полноту любви. В музыке всего семь основных нот; чтобы выучить их, многим детям нужен час или даже меньше. Но такие великие композиторы, как Гендель или Бетховен, не смогли истощить эти ноты и их вариации за всю свою жизнь. Такова и Божья любовь. Она использует основные и иногда кажущиеся незначительными события и явления, чтобы породить великие. Любовь управляет характером и рассудком. Она стремится преодолеть недостатки и развить достоинства. Под руководством Св. Духа и благодаря Его силе она преобразует все больше искупленных мужчин и женщин по образу и подобию Иисуса Христа. Не существует человеческих вершин, до которых любовь не может поднять человека. По сути, ничего нельзя сделать без любви, поскольку в любви - сущность человека.

Несколько лет назад появилась такая перефразировка 1 Кор. 13:

"Если я в совершенстве знаю язык и говорю, как все живущие здесь, и не имею к ним Божьей любви, я - ничто. Если я имею дипломы, степени, знаю все новейшие методы, но не имею прикосновения Его понимающей любви, я - ничто. Если я могу с успехом выступать против человеческих религий и высмеивать их, но не имею Его заботы, я - ничто. Если я имею всю веру, великие идеалы и великолепные планы, но не имею Его любви, которая страдает, кровоточит, плачет и молится, я - ничто. Если я отдаю людям одежду и деньги, но не имею Его любви к ним, я - ничто.

Если я отказываюсь от своих планов, оставляю дом и друзей, совершая жертвенное миссионерское служение, но становлюсь хмурым и эгоистичным среди ежедневных трудностей и огорчений миссионерской жизни, не имею любви, которая уступает свои права, удовольствия, любимые планы, я - ничто. Из меня перестала исходить добродетель. Если я могу излечить все болезни, но я раню сердца и задеваю чувства из-за недостатка во мне Его любви, я - ничто. Если я умею писать статьи и издавать книги, которые получают восторженный прием, но не в состоянии истолковать Слово о Кресте на языке Его любви, я - ничто". (Неизвестный автор)

. Всякая душа да будет покорна высшим властям;

Предложив слушателям достаточно наставлений касательно нравственности и научив их быть благосклонными даже ко врагам, предлагает и настоящее увещание, научая всякую душу, хотя бы кто был священник, хотя бы монах, хотя бы апостол, подчиняться начальникам; ибо подчинение это не подрывает благочестия. А предлагает это увещание апостол с целью – показать, что Евангелие учит не измене или неповиновению начальству, но благородному образу мыслей и повиновению.

ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

Что ты говоришь? Неужели всякий начальник поставлен Богом? – Не то говорю я, – отвечает. У меня теперь слово не о каждом начальнике в отдельности, но о самом начальстве. Что есть начальства, что одни начальствуют, а другие подчинены, и что нет смешения между высшими и низшими, это я называю делом премудрости Божией. Ибо не сказал: нет начальника, но «нет власти не от Бога» . Поэтому, говорю, рассуждает о самом предмете, о начальстве. Подобно сему, когда премудрый говорит: «разумная жена – от Господа» (), высказывает не то, что соединяет каждого, вступающего в брак, но то, что брак установлен Богом. Итак, все власти, какие бы ни взял в рассмотрение, отца ли над сыном, мужа ли над женой, все ли прочие, даже те, которые существуют между животными, например, между пчелами, журавлями, рыбами, – все установлены Богом.

. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

Дабы верующие не могли сказать: ты унижаешь нас, подчиняя начальникам тех, которые имеют получить Небесное Царство, показывает, что повинующийся начальствам повинуется Богу, или, что гораздо страшнее, неповинующийся начальствам противится Богу, установившему начальства, а противящийся будет наказан и Богом и людьми. Последнее внушил, сказав: «противящиеся сами навлекут на себя осуждение» .

. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее.

Чего боишься и ужасаешься? Разве начальник бранит тебя, если делаешь добро? Разве он страшен для тебя, если ревнуешь о добродетели? Напротив, если ты делаешь добро, то начальник поставлен хвалить тебя. Он столь далек от того, чтобы наводить на тебя страх, что даже хвалит тебя.

. ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро.

Он, говорит, содействует воле Божией. Например: советует тебе быть целомудренным: и начальник предписывает тоже законами. Бог увещевает тебя не быть любостяжательным и вором: и начальник поставлен судьей над тем же. Следовательно, он нам поспешник в добрых делах, если предаемся ему.

Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч:

Значит, не начальник производит в нас страх, но пороки наши, по причине которых и меч начальника, то есть власть наказывать. Начальник, говорит, не напрасно опоясывается мечом, но для того, чтобы наказывать порочных.

он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

Когда начальник хвалит добродетель, исполняет волю Божию; и когда употребляет в дело меч, есть слуга Божий, защищающий добродетель и прогоняющий порок. Многие делают добро не столько из-за страха Божия, сколько по боязни начальников. Посему, когда начальник защищает добродетель и наказывает порок, то он – Божий слуга.

. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.

Тебе необходимо, говорит, повиноваться не потому только, чтобы не испытать гнева и Божия, и начальнического, как непокорному, и не подвергнуться несносному наказанию, но и потому, чтобы не оказаться бессовестным и неблагодарным к благодетелю. Великие благодеяния доставляют начальства государствам. Ими поддерживается благосостояние наше, а если бы не было их, давно уже все ниспроверглось бы от того, что сильнейшие поглотили бы слабейших. Итак, собственная совесть твоя, говорит, пусть убедит тебя почитать тех, которые доставляют тебе столько благ.

. Для сего вы и подати платите,

Ты говорит, сам свидетельствуешь, что начальник благодетельствует тебе, потому, что даешь ему вознаграждение, очевидно, как промышляющему о тебе. Мы не стали бы платить подати изначала, если бы не знали, что получаем пользу от начальства, проходящие которое неутомимо бодрствуют вместо нас, а мы свободны от хлопот по сему.

ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.

Поэтому и Богу угодно, чтобы мы платили служителям Его подати. хочет, чтобы в гражданском обществе было мирно, жили добродетельно и поражался порок; а в этом-то и служат начальники воле Божией, ревностно заботясь об общем спокойствии, прилагая неутомимое попечение о том, чтобы мы проводили жизнь в мире и тишине. Если иной употребляет начальствование во зло, то это ничего не говорит против пользы самого начальства.

. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.

Благодарность к начальникам есть, говорит, неизбежный долг твой. Отдавай же должное всякому, кому вручены различные начальствования: кому следует подать, то есть подать поголовная, тому отдавай подать, а кому оброк, то есть взнос за землю, тому отдавай оброк. Но не одни только деньги давайте. Воздавайте и страх, то есть почтение, благоговение и отменную почесть. Поэтому присовокупляет: «кому честь, честь» . Страх бывает двух родов. Один страх тот, которым боятся преступники, – страх, происходящий от худой совести: этот страх еще прежде отверг апостол. Другой же страх тот, который имеют любящие к любимому, то есть высшая степень почтения, как сказано: «нет скудости у боящихся Его» () и: «страх Господень чист, пребывает вовек» (). Здесь разумеется благоговение.

. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви.

Иные долги, говорит, отдавайте. Но любовь не желайте никогда выплатить, а всегда имейте ее долгом постоянным. Если ты всегда окажешь ближнему расположение любящего, то не воображай, что поэтому завтра ты должен пренебречь им: напротив, всегда думай, что на тебе лежит долг – любить ближнего.

ибо любящий другого исполнил закон.

. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.

Кто любит ближнего, тот исполняет закон. Поэтому каждый должен любить ближнего своего потому, что получает от него и от любви к нему столько благодеяний, что исполняет весь закон. Не сказал: дополняется, но «заключается» , то есть в этой заповеди сокращенно заключается весь состав заповедей. Ибо начало и конец добродетели есть любовь. Далее, закон требует любви в высшей степени. "Люби" – говорит, – «ближнего, как самого себя» , а Господь наш требует большего, внушив, чтобы мы любили ближнего более, нежели себя; ибо научает полагать за друга душу ().

. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

Показывает, что любовь имеет то и другое совершенство. Когда говорит, что «любовь не делает ближнему зла» , обозначает, что она есть воздержание от зла, а словами «любовь есть исполнение закона» указывает, что она есть делание добра. Итак, любовь совершает в нас добродетель, указываемую законом, во всей ее полноте.

. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна.

Вы должны, говорит, весьма высоко ценить любовь, а чрез нее – все прочие добродетели. Таково уже время. Близок день воскресения, близок суд, и нам должно пробудиться от сна нерадения и быть готовыми к делам, достойным воскресения.

Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

Вероятно, они в начале, по обращении своем, были ревностнейшими, а потом, с течением времени, охладели. Поэтому говорит: теперь мы ближе к будущему веку; ибо его разумеет под «спасением» , назвав его так с лучшей его стороны, потому что для грешников он не спасение, но погибель. Приближаясь же к будущей жизни, мы должны усилить свое внимание. Это и показывает далее.

Ночь прошла (προέκοψεν ), а день приблизился:

То есть ночь скоро кончится. Например: положим, что ночь состоит из двенадцати часов. Когда пройдет десять часов, то говорим, что ночь кончается (προέκοψεν ), вместо: прошла, близка к концу. Ночью называет настоящий век, потому что в нем многие находятся во тьме и житие каждого покрыто тьмой; а днем именует век будущий, как по причине светлости праведных, так и потому, что тогда откроются тайны всех. В Евангелии же днем называется настоящий век потому, что во время его должно делать, а ночью именуется будущий век потому, что тогда никто не может делать ().

итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.

Делами назвал греховные действия, как нечто трудное, сопряженное с великими неудобствами, подверженное тысячам опасностей даже в нынешнем веке; а оружием света наименовал действия добродетельные: ибо они поставляют имеющего их, как оружие в безопасности, и делают светлым как оружие света. Словами «отвергнем» и «облечемся» показал удобство того и другого, то есть и удаления от злых дел и обращения к добродетели. Как не трудно отложить одежду и облечься в другую, так возможно удалиться от порока и воспринять добродетель.

. Как днем, будем вести себя благочинно,

Выше сказал: «день приблизился» , а теперь показывает, что он уже наступает, и учит вести себя в нем благочинно. Благочинством привлекает тех, которые много уважали славу народную; и не сказал: ведите себя, – но «будем вести себя» , делая свое увещание сносным. Ибо ничто так не безобразно, как грех, и ничто так не доставляет благообразия, как добродетель.

не предаваясь ни пированиям и пьянству,

Не пить запрещает, но пить без меры; не употребление вина, но пьянство. «Пированием» называется (состояние) в пьяном виде, соединенное с обидами, что называется также бесчинием в пьяном состоянии.

ни сладострастию и распутству,

Сказав прежде о пьянстве, теперь говорит о происходящем от него зле; ибо распутство происходит от пьянства, и здесь отсекает не сообщение с женщинами, но блуд.

ни ссорам и зависти.

Угасив зло, рождающееся от похоти, подавляет теперь и то зло, которое происходит от гнева. Ибо ничто так не возжигает похоть и не воспламеняет гнев, как пьянство и бесчиние в пьяном состоянии. От зависти происходит рвение или ссора, потому что завидующий другому доходит и до ссор. Посему-то, отъяв ссору, восходит и к началу ее – зависти. Упоминает же о ссоре и зависти вместе с распутством потому, что от последнего происходят брани и превращения домов.

. но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа,

Совлекши с нас одежду греховную, украшает наконец нас, облекая нас уже не в оружия света, но, что более может ужасать, делая одеянием нашим Самого Владыку. Кто облечен в эту одежду, тот имеет всякую добродетель.

и попечения о плоти не превращайте в похоти.

Не запрещает попечения о теле, но "похоти" . Заботься, говорит, о теле для здоровья, а не для непотребства. Ибо то было бы не попечение, когда бы ты возжег пламень и распалил печь во вред себе. Старайся только о том, чтобы иметь тело здоровое, а что сверх того, о том не заботься, и не возжигай похоти тела, но все тщание обрати к духовному.