Подготовка ребенка к школе в домашних. Домашняя подготовка детей к школе: развивающие задания, игры, упражнения, тесты. Психологическая и эмоциональная подготовка детей к школе: тестирование. Игры на развитие внимания ребенка

Еще несколько десятков лет назад дети шли в школы с минимальной базой знаний, которая давалась в детском саду. В первом классе дети постепенно начинали знакомиться с буквами и цифрами. Современная школьная программа достаточно сложная, сегодняшние дети должны прийти в школу с определенным багажом знаний. Первоклассник обычно умеет читать, немного писать печатными буквами, складывать и вычитать цифры до 10. Как же так? Почему учебная нагрузка с каждым годом увеличивается? Скорее всего, это веяние времени. Еще 50 лет назад люди учились в институте и техникуме, получали образование и всю жизнь работали по профессии. Нынешний рынок ставит современных специалистов в более жесткие условия. Сегодня, чтобы оставаться на плаву, нужно постоянно учиться, совершенствоваться, развиваться. Поэтому и в школе программа становится сложнее, повышенные требования возникают даже к первоклассникам.

Подготовка к школе – это многогранный процесс, который включает в себя навыки по различным предметам – чтение, счет, письмо. Малыш должен уметь заниматься различными видами творчества – это рисование красками и карандашами, лепка, аппликация. Ребенок должен знать цвета, формы, времена года и еще много-много всего интересного. А еще будущий первоклассник должен быть социально адаптирован – это значит, что ребенок должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми, не бояться их. В этой статье поговорим о многогранной подготовке дошкольника к первому классу, что позволит вам восполнить пробелы в обучении и эмоциональном состоянии малыша.

Что должен знать будущий первоклассник

Некоторые родители совершают большую ошибку, когда задумываются о подготовке к школе только летом, за три месяца до начала обучения. Как правило, это сопровождается серьезными нагрузками, по сути, ребенок не отдыхает перед учебным годом. Это опасно для иммунитета и нервной системы малыша. Чтобы обучение было комфортным и эффективным, его следует начинать задолго до начала школьного процесса. Постепенно, уже с трех лет можно учить малыша считать пальчики на руках, рассказывать ему об окружающей природе, учить цвета и т.д. А с пяти лет подготовка должна быть более серьезной. Дети, которые ходят в детский сад и специальные развивающие центры, в этом отношении гораздо более подготовлены. Ведь мама, даже если она много времени посвящает ребенку и регулярно с ним занимается, не может охватить столь обширную программу. Вот некоторые навыки и знания, которыми должен обладать будущий первоклассник.

Счет
Это азы математики и счета, которые первым делом заключаются в прекрасном знании цифр. Ребенок должен понимать принцип счета до 100. Он должен уметь считать не только от единицы, а от заданного числа, например, ему сказали 4, а малыш продолжил – 5,6, 7 и т.д. В пределах 10 ребенок должен уметь называть соседние цифры. То есть, задана цифра 7, ребенок должен определить, что до нее находится 6, а после семерки – 8. Ребенок должен быть знаком с такими понятиями, как больше, меньше и равно, он должен уметь сравнивать числа в пределах 10. Будущий первоклассник должен не просто заучивать цифры, но и понимать их смысл, он должен уметь сосчитать яблоки, конфеты, другие предметы. В некоторых школах есть требования, что малыш должен уметь складывать и вычитать в пределах 10, ребенок должен знать, что такое плюс и минус. Иногда требуется не только простой, но и обратный счет. В обязательном порядке ребенок 6-7 лет должен знать названия основных геометрических фигур – круг, квадрат, овал, треугольник и т.д. Это базовые математические познания, которыми ребенок должен обладать перед школой.

Письмо
Многие дети умеют к школе писать, но только печатными, а не прописными буквами. Ребенок должен знать все буквы, должен уметь писать простые слова (допускается, если он путает Э и З, пишет некоторые буквы в зеркальном отражении). Малыш должен отличать гласные звуки от согласных, он должен знать отличия буквы от звука. Будущий первоклассник должен уметь разделять слово на слоги, он должен определять расположение указанной буквы в слове – в начале, в середине или в конце. Если загадать буквы, ребенок должен назвать несколько слов на эту букву. Малыш должен уметь правильно удерживать ручку, обводить картинки по контуру без отрыва карандаша от бумаги. Обычно к этому возрасту дети умеют рисовать прямые и волнистые линии, обводят различные пунктирные завитушки в прописях. Дошкольник, как правило, достаточно аккуратно разукрашивает картинки красками и карандашами.

Чтение

В настоящее время очень редко в школу приходят дети, которые еще не умеют читать. Как правило, первоклассник уже знает все буквы и умеет читать по слогам. Можно сказать, что чтение является базовым навыком, чем раньше ребенок научится читать, тем легче ему будут даваться другие предметы. Если вы еще пока не научили ребенка читать, стоит начать с гласных букв. Не спешите выучить все буквы, познакомьте ребенка с базовыми – А, У, О, М и т.д. Потом из них можно будет составлять слова, чтобы обучение не было таким скучным. Некоторые педагоги рекомендуют учить не буквы, а звуки. К тому же, сейчас стараются учить деток читать сразу слогами. Иначе ребенок зачастую просто сбит с толку, когда буква БЭ превращается в звук Б. После таких экспериментов ребенок читает простые слова, как БЭ-А-БЭ-А, а не просто Баба.

Творчество
Ребенок в этом возрасте хорошо раскрашивает картинки, не выходя за ее контуры. Малыш должен уметь аккуратно пользоваться фломастерами, красками, карандашами. Он должен уметь заштриховывать обозначенные участки на бумаге. Ребенок этого возраста довольно хорошо лепит различных животных, фрукты, овощи, геометрические фигуры. Малыш уже имеет некоторое абстрактное мышление – он может визуально сформировать икебану, аппликацию из сухих листьев, сделать поделку из подручных средств и т.д.

Окружающий мир
Ребенок к 7 годам должен знать дни недели, времена года и месяцы, страну проживания и столицу своей Родины. Очень важно, чтобы малыш мог назвать свое полное имя, имя родителей, свой телефон и адрес. Ребенок должен знать названия основных животных, птиц, рыб. Он должен знать, чем дерево отличается от кустарника, должен различать фрукты, ягоды и овощи. Малыш должен знать разные природные явления – гром, дождь, град, ураган. Важно познакомить ребенка с такими понятиями, как утро, день и вечер.

Это базовые знания, с которыми ребенок должен прийти в первый класс. Никто не говорит, что малыша не возьмут в школу, если он не знает всего этого. Но ребенку будет гораздо сложнее осваивать материал, если он не может разобраться с самыми простыми начальными понятиями.

Как научиться быть самостоятельным в школе

Отдавая ребенка в школу, родители должны понимать, что отныне малыш будет предоставлен самому себе в плане гигиены. Учитель начальных классов, конечно, во многом помогает малышам, но это, все-таки не воспитательница и не нянька в детском саду. Ребенок к семи годам должен уметь полностью самостоятельно одеваться и раздеваться – завязывать шнурки, использовать молнии и заклепки, застегивать пуговицы, открыть и закрывать зонт, переодеваться на физкультуру, складывать вещи, убирать за собой, содержать свое рабочее пространство в порядке. Это так же важно, как уметь читать и писать.

Кроме того, ребенка следует воспитывать, объяснять ему правила поведения в обществе. Он должен понимать, что бегать, кричать и баловаться на уроке нельзя. Нельзя драться, обижать слабых, задираться, огрызаться, сквернословить и т.д. Нужно здороваться, уступать место взрослым, бережно относиться к школьной мебели, нужно помогать девочкам переносить тяжести. Все эти элементарные правила ребенок должен знать еще до поступления в школу, это базовые нормы этикета. Воспитание малыша идет из семьи, помните об этом.

Кроме гигиенических норм и навыков письма и чтения очень важно заняться психологической подготовкой ребенка к школе. Вот несколько советов и рекомендаций, которые могут быть полезны мамам будущих первоклассников.

Учите ребенка в любой ситуации доводить начатое дело до конца, будь это построение песочного замка или начатая книга. Это позволит ему добиваться больших успехов в школе.

Если ребенок не ходит в детский сад и развивающие центры, обустраивайте игру в «Школу» дома, оборудовав парту и все нужные принадлежности. Меняйтесь с ребенком ролями, чтобы он тоже мог побыть учителем. Давайте ребенку уместные замечания, не обижая и не критикуя его. В школу могут также ходить игрушки – куклы и медведи.

Не теряйте доверительного отношения с ребенком – чаще разговаривайте с ним в спокойной обстановке, рассказывайте о своих делах и планах. Это действительно важно, при возникновении какой-то неординарной ситуации в школе малыш обязательно поделится с вами.

Чаще рассказывайте ему о чем-то конкретном, удерживайте внимание ребенка на определенном предмете в течение 15-20 минут.

Если у ребенка что-то не получается, как правило, он расстраивается и забрасывает это дело. Ваша задача научить ребенка преодолевать трудности. Помогите малышу закрасить картинку, найти нужную деталь паззла или конструктора, исправьте ошибки. Важно помочь малышу, но не выполнять задание вместо него.

Прививайте ребенку чувство ответственности, для этого малышу нужно дать более широкую свободу действий. Если тренировки или кружки по интересам находятся недалеко от вашего дома, доверьте малышу самостоятельно посещать дополнительные занятия. Безусловно, нужно позвонить тренеру и удостовериться, что ребенок дошел, но это уже второстепенный вопрос. Главное, чтобы ребенок понял, что степень его ответственности повышается, и оплошать он просто не может.

Если ребенок редко бывает в детском коллективе, это нужно исправлять. Отведите малыша в детский сад, центры развития, ходите в гости к сверстникам, учитесь общаться на игровой площадке. Если ребенок не ладит с детьми, постарайтесь выяснить причину подобного обстоятельства. Учите ребенка быть справедливым и честным. Малыш должен знать элементарные «правила игры» в детском обществе. Меняться игрушками с товарищем можно только по обоюдному согласию. Кто хозяин игрушки или книги, тот и дает разрешение с ней поиграть. После ссоры нужно просить прощения у тех, кого обидел. Бить девочек и тех, кто младше тебя – нельзя. В то же самое время нужно учить ребенка, чтобы он умел постоять за себя, если его обижают. То есть, первым в драку лезть не стоит, но дать сдачу не возбраняется, особенно, если у вас сын.

Чаще рассказывайте ребенку о школе, представляйте будущий период, как что-то очень важное и нужное. Скажите ему, что малыш стал совсем большим, в детском саду остаются только малыши, а ему пора в школу. Рассказывайте об этом радужно и позитивно, ребенок настроится на процесс обучения с интересом и любопытством.

Нужно объяснить ребенку, что в классе на уроке должна быть тишина – только при этом условии учитель сможет что-то объяснить, рассказать и показать. Расскажите ребенку, что он должен сделать, если он хочет что-то спросить у учителя. Также следует уточнить, что тянуть руку желательно после важной части урока, когда учитель уже объяснил новый материал.

Заранее выберите школу и преподавателя, у которого вы будете учиться. Многие школы предоставляют нулевые классы, в которые нужно ходить по субботам. Это дает ребенку прекрасную возможность познакомиться с учительницей, будущими одноклассниками, малыш привыкает к школьной обстановке, звонкам и т.д.

Это основные правила психологической подготовки ребенка, о которых должен знать каждый родитель.

Практическая подготовка

Кроме психологического аспекта, следует задуматься и о практической стороне вопроса. Перед школой обязательно нужно сделать все прививки, как минимум, за месяц, чтобы исключить возникновение непредвиденных реакций. Если ребенок встает поздно, его нужно постепенно готовить к ранним подъемам, для этого за пару недель до начала учебы вставайте все раньше и раньше. Постепенное смещение часов подъема избавит вас от резкого стресса, который может повлиять на состояние малыша.

Кроме этого, нужно подготовить ребенка к школе материально. Одежда первоклассника должна быть не только красивой, но и комфортной, она не должна сильно мяться, нужно приобретать предметы гардероба из натуральных тканей, которые пропускают воздух. Обувь также должна быть удобной, рюкзак должен соответствовать эргономическим, эстетическим и медицинским требованиям. Приучайте малыша, что в школу нужно брать только необходимые принадлежности, не стоит таскать все, что есть на письменном столе. Тяжелый рюкзак носить гораздо сложнее, это может привести к излишней усталости и проблемам с позвоночником.

Еще до начала школьного периода обратите внимание на письменный стол, где будет заниматься малыш. Следите за тем, чтобы ребенок сидел на стуле ровно, не горбился, не склонялся над тетрадью слишком низко. Под ноги будущему первокласснику нужно положить небольшую подставку. Обратите внимание на расположение ног. Колени должны быть согнуты под прямым углом, равно как и голень по отношению к ступне. Обратите внимание на освещение, свет должен падать на стол с левой стороны, в идеале это должен быть дневной свет. Если не обращать внимания на все эти мелочи, то со временем это может привести к ухудшению зрения у ребенка. Согласно статистике, каждый десятый ребенок нуждается в очках после начала посещения школы. Поэтому родители должны приложить максимум усилий, чтобы сохранить зрение ребенка.

Некоторые первоклассники очень сильно нервничают, когда идут впервые в школу. Это может проявляться такими реакциями организма, как диарея, рвота, икота, нервный тик, холодные конечности. Нужно объяснять малышу, что школа – это очень интересно и здорово, там можно узнать много нового, завести друзей на всю жизнь, получить нужные знания. Чем больше вы будете беседовать с ребенком, тем более спокойным он будет. А дальше все пойдет по плану. Не стоит чрезмерно переживать, не вы первые, не вы последние!

Видео: подготовка ребенка к школе

Правильная подготовка к школе детей – залог их будущей отличной учебы. Необходимо, чтобы до начала обучения ребенком были освоены основы правописания, математика (начальный этап), чтение.

Широкий кругозор и навыки общения со сверстниками будут способствовать его авторитету среди сверстников и педагогов.

Такая подготовка позволит малышу увереннее чувствовать себя в новой обстановке , легче войти в режим повышенных учебных нагрузок.

По ФГОС предусматривается, когда записываться в школу, ребенок должен овладеть базовыми навыками при подготовке к новому учебному году.

Обеспечивается следующая подготовленность:

  • Интеллектуальная.
  • Психологическая.
  • Социальная.
  • Мотивационная.
  • Физическая.

Полезен будет развивающий кружок. Родителям вовсе не нужно иметь специальное образование, важно усвоить основные правила.

Занятия для дошкольников будут эффективными при установлении жесткого распорядка дня. Чтобы подготовить ребенка к учебной дисциплине, важно заблаговременно выработать у него привычку к режиму учебы и отдыха.

Это позволит правильно распределить необходимое время для занятий, домашней подготовки, отдыха.

Важно , насколько правильно подобраны упражнения для развития базовых навыков, требующихся для учебного процесса.

Развивающие задания для ребенка перед новым учебным годом

Не забывайте, что ребенок успешнее освоит новые знания, преподнесенные в виде игры. Развитие моторики.

Помочь укрепить навыки письма помогут следующие задания:

  • Выполнение карандашной штриховки в тетради под разными углами.
  • Заполнение прописи.
  • Рисунки с использованием карандашей, фломастеров, акварельных красок.
  • Процесс лепки фигурок из пластилина.
  • Вырезание ножницами бумажных силуэтов.
  • Аппликации.
  • Игра с мозаикой или конструктором.
  • Самостоятельное завязывание шнурков.

Для развития памяти будет полезно:

  • Попросить малыша пересказать прочитанный рассказ.
  • Перечислить вечером увиденное за день.
  • Рассказать о просмотренных телепрограммах или мультфильмах.
  • Нарисовать увиденный до этого предмет или описать его словесно.

Развить внимательность помогут следующие упражнения:

  1. Совместный поиск в комнате предметов , название которых начинается с одной буквы – кто первый справится с заданием.
  2. Если взрослый занят делом – в процессе работы можно, рассказывая сказку, попросить ребенка хлопать в ладоши, когда произносится слово на определенную букву или при упоминании животных.
  3. Предложите малышу заниматься двумя делами одновременно , например, лепить и пересказывать сказку.

Помимо развития перечисленных навыков важно подготовить ребенка к школе психологически. Он должен быть готов к общению со сверстниками и учителями, еще находясь в детском саду.

Приведем некоторые советы родителям, которые могут помочь при начальной подготовке будущих первоклассников в домашних условиях:

  1. Не нужно чрезмерно перегружать малыша, чтобы не утратить заинтересованности к занятиям.
  2. Установленный режим дня должен соответствовать будущей учебе.
  3. Не забывайте об игровой форме занятий.
  4. Разнообразьте подготовительный процесс.
  5. Ребенок должен регулярно находиться на свежем воздухе, играть в подвижные игры.
  6. Правильно подготовьте рабочее место, чтобы обеспечивалось достаточное освещение, необходимая высота стола и стула.
  7. Оказать помощь в подготовке способны развивающие компьютерные игры.
  8. Развить моторику движений поможет, если ребенок одновременно будет проходить музыкальную подготовку.

Если затрудняетесь с выбором упражнений, обратитесь к интернету – там предлагаются различные пособия.

Подготовленные на их основе конспекты будут полезны . Может оказать помощь опытный педагог.

Если у малыша проблемы с произношением некоторых звуков может быть полезным логопед.

Правильная индивидуальная подготовка малыша окажется неоценимой для предстоящего учебного процесса.

Подготовка к школе: программы и упражнения

Приведем некоторые упражнения для подготовки дошкольника. Как тренировка зрительной памяти. Расположите в один ряд 6 игральных карт.

Попросите малыша запомнить их расположение и отвернуться. Поменяйте местами две из них, и пусть он укажет, расположение которых карт изменилось.

Упражнение повторяйте несколько раз , постепенно увеличивая число карт, можно их расположить в несколько рядов.

№ упражнения Продолжительность Занятие Что достигается Что потребуется
1 Полчаса
  1. Игра в кубики.
  2. Волшебные окошки
  1. Правильное восприятие цветовых оттенков и размеров.
  2. Определение формы фигур, различение цветов и величины предметов
  1. Кубики.
  2. Карточки разных цветов
2 Полчаса
  1. Сказочные семена.
  2. Волшебный попугай
  1. Тренировка зрительной памяти, внимательности.
  2. Развитие слуховой памяти, внимательности
  1. Карты с изображенными фруктами, овощами и семенами.
  2. Слоговый набор
3 Полчаса
  1. Сказочные иллюстрации.
  2. Зайка
  1. Развитие правильного восприятия и умения составить рассказ по одному изображению.
  2. Развития навыков письма
  1. Серия разрезанных сюжетных картинок.
  2. Рисунок зайки с домиком, карандаш

Рассмотрим, в чем заключаются упражнения:

1. Кубики .

Выбираем самый большой и маленький кубики. Подсчитываем их общее количество, в том числе и в обратную сторону. Считаем количество кубиков определенного цвета и размера. Складываем из кубиков разные фигуры.

2. Волшебные окошки .

Понадобится 12 карточек основных цветов и оттенков, 5 фигурок разной формы: круглой, квадратной, прямоугольной и так далее.

Предполагается, что волшебником построены чудесные окошки разной формы и цвета . Предложите описать некоторые из них и выбрать наиболее понравившиеся.

3. Сказочные семена .

Понадобится 9 карточек с нарисованными фруктами, овощами и их семенами. Сильный ветер смешал разложенные семена и плоды.

Требуется упорядочить их размещение. Незаметно убрав одну из карточек, предложите определить пропажу.

4. Волшебный попугай .

Предложите малышу почувствовать себя волшебным попугаем, способным перечислять по памяти различные фразы.

Называйте несколько слогов, ребенок должен их повторить в той же последовательности. Назовите несколько слов и попросите малыша повторить в аналогичном порядке.

5. Сказочные иллюстрации .

Понадобится:

  • Три карточки с рисунками: одна разделенная надвое, вторая – на четыре фрагмента, третья – на шесть.
  • 3-4 изображения различных сюжетов.
  1. Имеются волшебные изображения , которые постоянно путаются. Необходимо их правильно сложить, по степени возрастания сложности: начиная с разделенной на 2 части и заканчивая – на 6.
  2. Другие картинки целые , но их нужно упорядочить по ходу развития сюжета. Попросите пересказать возможный сюжет сказки.

6. Зайка .

На рисунке изображен зайка и его домик. Между ними – извилистая тропинка. Чтобы помочь зайке вернуться домой, нужно, не отрывая карандаша, провести линию по центру тропинки, не пересекая ее границы.

Предлагаемый комплекс упражнений – далеко не единственный возможный, но он поможет ребенку освоить необходимые навыки и подготовиться к школе. Все зависит от вашей фантазии и желания.

Вашему ребенку пять или шесть лет и очень скоро он пойдет в школу. Готовить ребенка надо заранее и если вы этого до сих пор не делали, то самое время этим заняться. Хорошо отправить ребенка на курсы, но можно подготовить ребенка к школе самостоятельно.

Не надо все сваливать на преподавателей в школе, не надо надеяться, что ребенок пойдет в школу и всё само собой образуется. Очень вероятно, что классы будут переполнены, и учитель просто физически не сможет уделить должного внимания вашему (каждому) ребенку.

Посмотрите на своего ребенка и оцените его с точки зрения готовности. Итак, если ребенок плохо выговаривает буквы, то надо пока не поздно обратиться к логопеду. Если часто болеет, то надо посоветоваться с педиатром, как подтянуть его иммунитет. Если ребенок быстро утомляется, то опять же поговорите с педиатром о направлении к конкретным специалистам, чтобы вам поставили правильный диагноз, быть может, вашему ребенку нужен щадящий режим физкультуры.

Итак, вы решили готовить ребенка к школе самостоятельно или дополнительно к курсам подготовки, тогда несколько советов для успешных занятий:

  • начинать заниматься с ребенком надо в хорошем настроении, оно передается вашему чаду;
  • с пятилетками надо заниматься минут двадцать с последующим перерывом, с шестилетками по полчаса;
  • на первом этапе продолжительность занятий зависит от индивидуальности ребенка, кто-то будет увлеченно работать продолжительное время, а кто-то сдастся через пять минут;
  • не утомляйте ребенка длительным занятием, даже если он увлечен, он переутомится, смените род деятельности, поиграйте с ним;
  • если ребенок отвлекся и заговорил о чем-то другом, не раздражайтесь и не пытайтесь сразу вернуть его в тему занятий, поддержите разговор какое-то время, а потом вернитесь к занятиям. Некоторые дети отвлекаются часто, запаситесь терпением;
  • через каждые десять минут делайте перерывы, особенно если ребенок занимается письмом, разомните пальчики и тело;
  • поощряйте каждый успех своего ребенка, это прибавит ему уверенности в себе и положительного отношения к учебе;
  • похвалите его при других членах семьи и друзьях, ребенку захочется и дальше быть успешным;
  • завершайте занятия на оптимистичной ноте, заинтересуйте дальнейшими занятиями.

После занятий в остальную часть дня вспоминайте пройденный материал, поиграйте с ним – сколько он знает слов, начинающихся на пройденную букву. Никогда не занимайтесь с ребенком «из под палки», это не принесет хорошего результата, только отрицательные ассоциации.

Постарайтесь заинтересовать его, если не получается самостоятельно, тогда следует отправить ребенка в коллектив. Вместе дети делают то, что поодиночке делать не хотят. Главное, детей на первом этапе надо поощрять. Когда они уже заинтересуются учебой, их будет интересовать сам процесс, а в начале их надо мотивировать.

Когда у ребенка появятся первые успехи, надо потихоньку начинать требовать результатов, поначалу ненавязчиво, но в дальнейшем разумная требовательность взрослого будет только на пользу.

Обучение чтению

При обучении чтению многие взрослые делают распространенные ошибки, которые тормозят дальнейшее обучение детей:

  • Мы учим детей не букве, а звуку, поэтому называть букву надо не как в алфавите, а так как звучит звук, например буква «Н» должна называться отрывисто – Н! А не как два звука ‘э’ и ‘н’. Не смешивайте понятия «Звук» и «Буква».
  • Не учите ребенка читать по одной букве. Надо учить читать сразу слоги, например МА-МА, читаем по слогам, по необходимости тянем первую букву слога, пока не поймем какая буква следующая.

Учим правильно писать буквы

Как можно помочь ребенку, если он неправильно пишет буквы, забывает или путает их? Проверьте, различает ли ваш ребенок понятия «справа » и «слева ». Если у ребенка возникают трудности с написанием буквы в правильную сторону, чаще всего это следствие несформировавшихся понятий «право » и «лево ».

Попросите ребенка показать свою левую руку или правое ухо. Пусть он расскажет, что находится справа от него, а потом слева. Если ребенок не может справиться с заданием, объясните ему. Занимайтесь с ним до тех пор, пока он не начнет правильно выполнять задания.

Может ли ваш ребенок сложить картинку из шести кубиков? Если у него возникают проблемы такого рода, то надо развивать зрительно-пространственный анализ ребенка. Начните с картинки из четырех кубиков. Также полезны для этого конструкторы и мозаики, которые к тому же развивают моторику.

Чтобы ребенок запоминал буквы можно позаниматься с ним следующим образом. Пусть ребенок раскрасит буквы большого размера, которые у него вызывают затруднение.

Также хорошо вылепить эти буквы из пластилина или вырезать из бумаги нарисованную букву. Сравните букву с другой, похожей на неё буквой или с чем-нибудь ещё, пусть ребенок сам придумает с чем.

Занимайтесь с ним до тех пор, пока не получите ожидаемый результат.

Будьте терпеливыми и внимательными и ваши усилия обязательно дадут замечательные результаты. Удачи вам и вашим деткам!

Если вы хотите получать информацию о новых статьях и видеоуроках, подпишитесь на рассылку « », или на рассылку «Лента яндекса». Спасибо!

С приближением дня знаний, родители нередко задаются вопросом: как подготовить ребенка к школе, чтобы любимое чадо легко и быстро адаптировалось к школьной жизни, без затруднений усваивало учебную нагрузку и не отставало от сверстников? Готовить ребенка к школе необходимо заранее, то есть не за месяц, неделю или считанные дни, до начала учебного процесса. Если родители в энтузиазме и спешке опомнились только в августе, не стоит ждать от малыша отличительных результатов. Грамотные советы и рекомендации практических психологов окажутся актуальными для родителей будущих первоклашек и помогут подготовить малыша к новому учебному году.

Итак, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях?

Августовская подготовка. Август – достаточно поздний срок. Что за месяц малыш может усвоить? За этот период он успеет лишь осознать важность самого процесса, необходимого для приобретения дальнейшего жизненного опыта. Если родители не проводили бесед с ребенком касающихся школы, стресса и длительной адаптации к новым условиям жизни не миновать. Привить навыки к чтению, обучить чадо счету, тоже вряд ли удастся. Это процесс не одного дня, который требует волевых усилий, осознанности и целеустремленности.

Летний период.

Если ребенок ходил в детский сад или посещал центр раннего развития, вы прислушивались к рекомендациям воспитателей и прилежно их исполняли, в таком случае, вполне реально подготовить малыша к школе по скайпу за три месяца. Чтобы добиться положительных результатов, необходимо правильно распределить нагрузку, ежедневно заниматься с ребенком, составить распорядок дня, выделить время для обучения, отдыха, активных, развивающих и подвижных игр. Заводите беседы о школе, чтобы на момент поступления в первый класс он имел представление о системе образования. Мотивируйте на успех, расскажите о том, что его вскоре ожидает.

На протяжении года. За год ребенка вполне успешно можно подтянуть и настроить на дальнейшую продуктивную учебу. Кроме того, за этот период к школе малыша могут подготовить как родители в домашних условиях, так и воспитатели в саду.

Подготовка к школе с 4-х лет. Готовить ребенка к школе с раннего возраста рекомендуют и педиатры, и детские психологи. К этому возрасту у малыша уже сформировано самосознание, интенсивно пополняется словарный запас, выстраивается грамматический строй речи, появляются развернутые обобщения – рассказы, монологи. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития памяти и мышления. Эмоциональная жизнь к четырем годам становится постоянной и уравновешенной. В отличие от раннего детства, жизнь дошкольника весьма разнообразна. Малыш включается в системы социальной среды, у него появляются новые виды деятельности, и вместе с ними новые мотивы – соревнований, соперничества, достижения успехов, мотивы, связанные с усвоением и закреплением моральных норм. Дошкольники имеют четкое представление об успехах и поражениях. К этому времени дошкольник успел сформироваться как личность. В игровой форме он уже может читать, рисовать, писать. Начинается возраст почемучки, малыш проявляет ко всему интерес и стремится к познанию внешнего мира. Не стоит подавлять эту инициативу, пусть дитя впитывает в себя всю полезную и значимую информацию. Очень важно не упустить этот момент и воспользоваться им для привития ценностных ориентаций и социально значимых навыков.

Задавая вопрос специалистам, когда лучше готовить ребенка к школе, психологи однозначно скажут, что познавательные занятия стоит начинать с 4-х летнего возраста. В таком случае, поход в первый класс не доставит излишних хлопот и не отразится негативно на детской самооценке. Разумеется, вышесказанное касается детей, которые не имеют существенных отклонений и задержек психического развития.

С чего начать подготовку к школе?

Чтение .

  • Чем быстрее ребенок познакомится с буквами, научится читать по слогам и распознавать звуки, тем успешнее сложится процесс.
  • С малых лет читайте малышу сказки, рассказы
  • Прочитанный текст обсуждайте, задавайте вопросы, пусть чадо учится пересказывать
  • Возьмите за правило, каждый день разучивайте по одной букве. Существует множество наглядных пособий, азбука на магнитах, в картинках, книги, которые позволят обучения сделать увлекательным и продуктивным.
  • Пусть ребенок проговаривает вслух выученную букву и находит ее в тексте.
  • Игра в ассоциации поспособствует быстрому запоминанию. Пусть кроха выстраивает ассоциативный ряд, проводит аналогии, с чем у него ассоциируется та или иная буква.

Правописание

Правописание тесно связано с чтением. Здесь вы сможете закрепить знания и выполнить упражнения с буквами, которые успели выучить.

  • Пусть малыш учится писать печатными буквами
  • Для обучения письму используйте тетради в косую линейку.
  • Подайте ребенку пример, напишите на начальной строке буквы, чтобы по вашему образцу он смог самостоятельно проделать упражнение. Если у малыша не получается, не вините и не ругайте за оплошность, в доброжелательной форме укажите на недочеты и проделайте упражнение снова. Прописывая буквы, обращайте внимание малыша на аккуратность и внимательность.

Занятия математики

Для поступления в начальное звено уроки математики по скайпу крайне необходимы.

  • Чтобы обучить чадо счету, целесообразно приобрести наглядные дидактические материалы. Таковыми могут быть пирамидки с числовым рядом и счетами, деревянные игрушки, изображающие животных и цифры, палочки для счета.
  • Считайте игрушки, конфеты, фрукты, пальчики на ногах, руках.
  • Каждое новое занятие разучивайте по паре чисел. Очень важно, чтобы ребенок запомнил их и научился писать.
  • Геометрические фигуры, понятие формы и величины можно выучить с помощью деревянных рамок-вкладышей, или же при помощи фигурок печенья.

Не стоит ограничивать чадо в творчестве, лепка, рисование, конструирование – великолепно развивают мелкую моторику, подготавливают руку к письму и способствуют развитию высших познавательных процессов.

Также родителей будущих первоклашек волнует вопрос психологического здоровья малыша. Как психологически подготовить его к походу в первый класс, чтобы он не ощущал внутренней скованности и чувствовал себя уверенным? Чтобы ребенок не забивался по углам, взаимодействовал с другими учениками, вливался в учебный процесс и контактировал с педагогами, важно чтобы он умел: общаться, осознавал смысл обучения в школе, словесно отстаивал свою позицию, планировал деятельность и намечал цели, осознавал последствия своего поведения, имел четкие представления о дисциплине и внутреннем уставе школы. Кроме того, важно чтобы первоклассник имел благоприятный психологический настрой и объективную самооценку.

Родителям на заметку!!! Подготовка к школе не должна ограничиваться чтением, письмом и счетом. До похода в первый класс с ребенком должен быть родительский диалог, беседуйте с ним о том, как следует вести себя с взрослыми и сверстниками, вырабатывайте у него чувство ответственности, самостоятельности, говорите на тему дисциплины. Если заметили в поведении чада признаки негативизма, сокрытия, безосновательную агрессию, незамедлительно проконсультируйтесь с детским психологом, чтобы не запустить проблему и не спровоцировать большее отчуждение.

Здравствуйте, дорогие читатели. В данной статье мы поговорим о том, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях. Вы узнаете, какие признаки свидетельствуют о готовности малыша к первому классу. Вам станет известно, какие упражнения нужны для развития всех необходимых навыков.

Признаки готовности юного школьника

Ребенок должен уметь себя обслуживать, в частности одеваться

Некоторые родители умудряются отдать своего малыша в школу в пятилетнем возрасте, потому как считают, что он уже созрел для школьной скамьи. Другие наоборот не спешат это делать, хотят, чтобы у дочери или сына как можно дольше длилось детство. Давайте рассмотрим, наличие каких навыков свидетельствует о готовности к первому классу:

  • ребенок должен уметь рассказывать о себе, своем хобби, знать членов своей семьи по имени;
  • малыш должен быть ознакомлен с буквами, хотя бы печатными, уметь их изображать, желательно понимать, что такое гласные и согласные звуки;
  • будущий школьник должен понимать, в чем различие зимы и лета, то есть ориентироваться во временах года;
  • очень важно, чтобы малыш понимал, что такое утро, что такое ночь;
  • желательно, чтоб ребенок, отправляющийся в первый класс, умел суммировать и вычитать легкие числа;
  • карапуз должен иметь представление о простых геометрических фигурах и уметь их как-то изображать;
  • важно, чтобы ребенок был способен пересказывать короткие тексты;
  • необходимо присутствие логического мышления, так малыш должен с легкостью находить лишний предмет из ряда предложенных, также объяснять свой выбор;
  • важно, чтоб юный школьник был способен за собой ухаживать;
  • умел уважительно относиться к окружающим;
  • знал основные цвета;
  • был способен описывать изображение на картинках;
  • умел считать хотя бы до 10 и в обратном порядке;
  • важно, чтоб ребенок, изображая людей, не пропускал основные части тела и знал, как они называются;
  • желательно, чтоб юный школьник был знаком с тем, что существуют одушевленные и неодушевленные предметы;
  • важно, чтоб ребенок мог спокойно себя вести на занятиях, не отвлекался, внимательно слушал учителя.

Мой сын перед школой ходил в детский сад, и там шла активная подготовка. Кроме этого, я и дома занималась с ребенком творчеством, учили наизусть литературные произведения, считали, занимались математикой и логическими задачами, учились писать. Единственная проблема, с которой столкнулись — это то, что сын, попав в первый класс, знал больше своих сверстников, ему было скучно на уроках, из-за чего пропал интерес к школе. Полностью изменить его отношение мы смогли только во втором классе.

Особенности подготовки

Подготовка к школе должна проходить в игровой форме

Если вы задаетесь вопросом, как домашнего ребенка подготовить к школе, то нужно учитывать, что все занятия должны проходить в игровой форме, и не стоит акцентировать внимание на том, что вы будете учиться, чтобы подготовиться к школе. Это может негативно восприняться ребенком, чем вызовет неприязнь к школьным будням.

  1. Пусть ваши уроки проходят в творческой форме, малышу будет интереснее что-то изображать, а не просто учить.
  2. Отдавайте предпочтение сюжетно-ролевым играм.
  3. Чтоб ребенку потом было легче адаптироваться, можно проводить обучение дома в соответствии со школьной программой. Так пусть у малыша будет пятидневная рабочая неделя, распределите уроки на каждый день. Так, например:
  • в понедельник можно заняться письмом и чтением;
  • во вторник — рисованием и математикой;
  • в среду — лепкой и чтением, возможно иностранным языком;
  • в четверг – письмом, математикой, иностранным языком;
  • в пятницу — рисованием и чтением.
  1. Необходимо уделять время физическим нагрузкам. Вы должны понимать, что ребенку предстоят и занятия физкультурой. Почаще проводите время со спортивным снаряжением на улице.

Развиваем память

Просите ребенка изображать свои воспоминания при помощи карандаша

Чтоб малышу легче давался новый материал, запоминались стихи школьной программы, необходимо готовить его заранее, ежедневно тренируясь. Так упражнениями для развития навыков памяти будут следующие.

  1. Начинать можно с демонстрации какого-то объекта, например, игрушки определенного цвета. Теперь попросите ребенка изобразить на листке бумаги то, что он видел. Не забудьте положить несколько карандашей различных цветов, пусть карапуз вспомнит и окраску предмета, а не только его форму.
  2. Если ваш малыш смотрит телепередачи, мультфильмы, то после просмотра просите пересказывать увиденное, желательно в мельчайших подробностях.
  3. Ежедневно читайте ребенку сказки, предлагайте пересказать услышанное. Если у малыша возникают сложности, подсказывайте ему.
  4. По завершению дня попросите свою кроху пересказать все, что происходило на протяжении суток. Также можно предложить ребенку изобразить свои впечатления на бумаге.

Задания на внимательность

Для того, чтобы новая информация лучше усваивалось малышом необходимо, чтобы он концентрировал свое внимание на том, что будет рассказывать и показывать учитель. Поэтому так важно развивать внимательность. Для этого вам понадобятся такие упражнения:

  • начните игру по поиску предмета на определенную букву, например, в комнате нужно найти все объекты, которые начинаются с литеры «м» — машина, мозаика, мольберт и так далее; можно добавить дух соперничества, чтоб ребенок соревновался с другим человеком, кто быстрее и больше сможет найти таких предметов;
  • взрослый человек может рассказывать малышу определенную историю, в тексте которой будет неоднократно повторяться какое-то слово, например, мячик; задание — слушая ваш пересказ, хлопать в ладоши, как только произносится загаданное слово;
  • можно предложить карапузу заняться сразу двумя действиями, он может рисовать и петь песенку, или рассказывать сказку.

Речевые навыки

Частое чтение сказок способствует развитию речевого навыка ребенка

Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок, который отправлялся в школу, имел достаточный словарный запас. Для этой цели необходимо регулярно с ним заниматься, можно выполнять следующие задания:

Данный навык ложится в основу всех остальных умений, необходимых ребенку за школьной партой. Так вы можете следующим образом заниматься с ребенком:

  • учите буквы, следуя алфавитному порядку;
  • чтоб ребенку было легче их воспринимать, можно каждую литру изображать предметом, на который она похожа или словом, начинающемся с этой буквы;
  • знакомство с алфавитом должно иметь игровую форму;
  • читайте малышу небольшие отрывки текста и просите его отыскивать в них только что выученную литеру;
  • не будет лишним, если вы предложите карапузу пересказать отдельные фрагменты текста или хотя бы рассказать общую суть истории;

Можете ознакомиться с методами, .

Упражнения для тренировки письма

Чтобы малыш быстрее смог освоить данный навык, необходимо с ним заниматься. Кроме собственно написания составляющих букв, большое значение нужно уделять развитию мелкой моторики. Поэтому заданиями для тренировки письма будут следующие упражнения:

  • завязывание шнурков;
  • вырезание аппликаций;
  • игра с конструктором, пазлом, мозаикой;
  • штриховка карандашом под разным углом;
  • рисование с помощью фломастеров, красок, карандашей;
  • заполнение прописей;
  • осваивая знакомство с буквами, необходимо сначала сосредоточиться на печатных литерах и только потом перейти к прописным.

Основы математики

Чтобы малышу легче давалась математическая наука в школьных стенах, необходимо заранее подготовиться к данному предмету. Для этого можете делать следующее:

  • приучайте ребенка пересчитывать его предметы, пусть это будут кольца от пирамидки, разноцветные мячики, машинки, когда он освоит это здание с игрушками, можно переходить на специальные счетные палочки;
  • эффективным считается попарное изучение цифр, например, 5 и 6, 3 и 4, ребенку проще осознавать, что есть меньшая цифра, при добавлении к которой одного предмета, она станет на единичку большей;
  • знакомиться с азами геометрии можно, используя специально подготовленные геометрические фигуры, вырезанные из картона или фетра, или же печенье разной формы, особенно, если вы спечете его вручную;
  • если ваш малыш уже ознакомлен с основными фигурами, то можно приступать к изучению процесса их изображения, используйте для этой цели простой карандаш и линейку;
  • развиваем математические способности ребенка, необходимо чередовать между собой разные виды деятельности.

Давайте рассмотрим основные психологические аспекты того, как подготовить ребенка к школе.

  1. Как можно чаще разговаривайте с малышом, спрашивайте о том, что его интересует.
  2. Если мы совместно читаете, задавайте вопросы по тексту.
  3. Чтобы малышу было легче адаптироваться, играете в школу, используете для этой цели любимые игрушки, куклы, плюшевых зверей. Не забывайте меняться ролями учителя и ученика.
  4. Очень важно, чтобы малыш, который занимается каким-то видом творчества, не бросал начатое на середине. Вы должны приучать ребенка доводить все до конца. Если у него что-то не получается, подсказывать ему.
  5. Очень важно вовремя отказаться от надмерной опеки. Малыш должен становиться самостоятельным. К тому же вам нужно быть готовым к тому, что над ребенком начнут насмехаться, если школьнику будет завязывать шнурки или помогать снять куртку.
  6. Поспособствуйте активному общению ребенка с ровесниками, чтоб ему было легче влиться в новый коллектив.
  7. Обязательно рассказывайте о том, какими полезными будут знания, полученные в школе.
  8. Расскажите ребенку о том, что в классе необходимо вести себя тихо и слушать учителя, иначе он пропустит нужную информацию и не сможет усвоить материал.
  9. Учите ребенка быть спокойным, дисциплинированным, с уважением относиться к одноклассникам и учителям, никогда не выяснять отношения криком.

Теперь вы знаете, как родителям подготовить ребенка к школе. Помните о том, что малыша нужно развивать всесторонне, уделяйте внимание, как психологическому, интеллектуальному, так и физическому развитию. Процесс подготовки к школьной скамье должен быть ненавязчивым, не стоит заниматься с малышом через силу, такие действия дадут только отрицательные плоды.