У ребёнка кризис первого года: наставления родителям. Что делать родителям при кризисе первого года жизни у ребенка Кризис одного года природа симптомы и значение

Как указывал Д. Б. Эльконин, в процессе развития у ребенка появляется нечто, взрывающее под влиянием общения изнутри самое общение. Ребенок становится на ноги. В результате расширяется его пространство, он может передвигаться в нем, сам подползти и взять какой-либо предмет. Потребность в непосредственно-эмоциональном общении со взрослыми должна уменьшаться. Рождается жест, который означает: «Дай!», затем он начинает сопровождаться словом, потом остается только слово. Наконец, возникает ходьба. Ситуация слитности ребенка и взрослого разрывается изнутри. Появляются двое. В этом заключается суть кризиса первого года .

Этот кризис характеризуется разрушением прежней социальной ситуации развития ребенка и образованием иных форм общения, которые приводят к появлению и новой социальной ситуации. Особенности такого кризиса и его новообразования заключаются в следующем.

Это, прежде всего «автономная речь» ребенка, которую понимает только его мама. Слова возникают у ребенка в эмоциональных ситуациях, которые воспринимаются им как нечто целое. Такие слова ситуативны и многозначны; налицо уже общение, обращение, но еще лишенное постоянства значений. По форме - это общение, а по содержанию - эмоционально-непосредственная связь ребенка со взрослым и с ситуацией. Ребенок и взрослый еще связаны общностью ситуаций, в которых возникают слова.

Затем ходьба, афферентация которой еще не налажена. Она состоит пока в медленном и неуверенном перемещении, полностью занимающем ребенка. Ребенок ходит, а взрослый, следя за ним, охраняет каждое его движение .

Л. И. Божович указывала, что центральным личностным новообразованием, возникающим в период кризиса одного года, является возникновение эмоционально насыщенных представлений, которые могут побуждать поведение ребенка вопреки конкретной ситуации . До этого периода поведение ребенка определяется лишь конкретными воздействиями. Однако наступает момент - примерно в возрасте 1 года 2-3 месяцев, - когда ребенок перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств. Он часто начинает сопротивляться тому, к чему его принуждает в этот момент взрослый, пытаясь осуществить свои собственные стремления. Это может быть связано с желанием получить игрушку, которую ребенок оставил в другой комнате, или со стремлением продолжать делать то, от чего его оторвали. Иначе говоря, ребенок становится способным хотеть то, что отсутствует в данной ситуации, но что продолжает жить в его воспоминании. В этих случаях старания взрослых отвлечь внимание малыша при помощи внешних воздействий часто оказываются безуспешными.

Внутренняя мотивация, возникающая под влиянием тех образов и представлений, которые сохранились у него от только что пережитой ситуации, преодолевает внешние воздействия, и ребенок оказывается способным противостоять им. Это в корне меняет взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью и людьми .

Таким образом, сущность кризиса одного года заключается в разрыве полной слитности ребенка со взрослым. В социальной ситуации появляются двое - ребенок и взрослый, изменяется содержание их общения, изменяется ведущий тип деятельности ребенка.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем сущность незрелости новорожденного? .

2. Каково проявление и значение «комплекса оживле­ния»? .

3. Каковы конкретные пути влияния общения на психическое развитие ребенка в младенчестве? .

4. Каковы основные средства общения ребенка со взрослым? .

5. Проследите по книге Н. А. Менчинской, в какие периоды младенчества и раннего возраста доминирующую роль в развитии ребенка играет восприятие, а в какие - память. Приведите конкретные примеры из книги для иллюстрации ответа .

6. В чем проявляется опережающее развитие ориентировочной деятельности в младенчестве? . Проиллюстрируйте это положение примерами из книги Н. А. Менчинской .

7. Каковы основные проявления и значение кризиса одного года? .

8. Какие возрастные психофизиологические особенности ранних периодов дошкольного детства необходимо учитывать, по мнению А. В. Запорожца, для повышения эффективности воспитания ребенка в этот период? .

Дайте определение следующих понятий

> Кризис новорожденности.

> «Комплекс оживления».

> Непосредственное эмоциональное общение.

> Явление госпитализма.

> «Автономная речь» ребенка.

> Эмоционально насыщенные представления.

В первый год жизни ребенка, в младенчестве (от 1 месяца до года), развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими. Рассмотрим, как это происходит.

Зрение является одним из главных органов чувств человека. Поэтому развиваться оно начинает в первую очередь. Вначале ребенок может только сосредоточивать взгляд на предмете в течение очень малого промежутка времени. После второго месяца жизни зрительное сосредоточение становится более длительным и появляется способность к различению простейших цветов. В 2 месяца во время бодрствования ребенок занимается рассматриванием окружающих предметов, особенно когда он накормлен и находится в спокойном состоянии. В этом возрасте младенец начинает отличать людей от окружающих предметов, но зрение пока еще остается слабым.

К трем месяцам отмечается достаточно хороший уровень развития движения глаз, продолжительность сосредоточения достигает 7–8 минут. Ребенок начинает различать форму предметов, может следить за их перемещением. Движения глаз младенца будут развиваться быстрее и становиться совершеннее, если в поле зрения начнут попадать яркие, привлекательные предметы или люди, совершающие разнообразные движения, за которыми он будет наблюдать.

В 4 месяца ребенок смотрит активно: эмоционально реагирует на увиденное, двигается, повизгивает.

Разнообразные впечатления, которые получает младенец, способствуют его познавательному развитию. Поэтому для удовлетворения его потребностей в новых впечатлениях окружающую обстановку необходимо сделать привлекательной и интересной – иначе познавательное развитие будет замедляться.

Рассмотрим развитие восприятия. К одному году возникает такое свойство восприятия, как предметность. Предметность – это соотнесенность своих ощущений и образов с предметами окружающей действительности. Ребенок может различать тембр, громкость и высоту звука, у него развивается способность запоминать и хранить в памяти образы в своих первичных формах. До трех-четырехмесячного возраста он может хранить образ воспринимаемого предмета не более одной секунды, позже время сохранения увеличивается, и постепенно младенец станет узнавать свою мать в любое время. В 8-12 месяцев он начинает выделять предметы в зрительном поле, и не только в целом виде, но и по частям.

Отечественный психолог А.В. Запорожец считал, что процесс познавательного развития у младенца идет следующим образом. В возрасте трех месяцев восприятие формы и величины предмета начинается одновременно с формированием хватательных движений. Дальнейшее развитие восприятия начинается с момента перемещения предмета в пространстве.

При изучении зрительного восприятия детей установлено, что предметы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются ребенком как целое. Например, беря башенку из кубиков за верх, ребенок удивляется, почему в руках оказалась не вся башня, а только ее часть. Младенец может долго пытаться взять цветок с платья матери, не понимая, что тот нарисован.

В результате наблюдений за детьми было установлено, что при восприятии предметов они сначала ориентируются на их форму, затем – на величину, и только потом – на цвет (в возрасте около 2 лет).

У младенцев сильно развит познавательный интерес. Они могут подолгу рассматривать предметы, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных элементов рисунка к вертикальным, особое внимание уделяя цвету. Также у них выражена ориентировочно-исследовательская реакция на все новое.

В первый год жизни ребенка идет активное развитие памяти. Развиваются все ее генетические виды: эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память помогает ему ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты. Моторная память появляется в 7–9 недель. Ребенок может повторить какое-либо движение, появляются характерные для него жесты. Затем у младенцев начинает развиваться образная память. Если в 4 месяца он может просто узнать предмет, то в 8–9 месяцев способен воспроизвести его по памяти. Если у ребенка спросить, где находится определенный предмет, он начинает активно искать его, перемещая взгляд, поворачивая голову, туловище. Развитие образной памяти влияет на его общение и формирование мотивационной сферы. Когда ребенок научается узнавать, он начинает делить взрослых на приятных и неприятных. Приятным он улыбается, а при виде неприятных проявляет негативные эмоции. Вербальная память начинает развиваться с 3–4 месяцев, когда ребенок начинает узнавать голос матери. Затем с 6 месяцев он может правильно указать называемый предмет или найти его, если тот находится вне поля зрения.

Развитие воспроизведения ведет к появлению первых мотивов. Они способствуют становлению его личности и развитию независимости от окружающих. Появляются побуждения и мотивы, которые начинают направлять деятельность ребенка.

В этом возрасте происходит развитие мышления младенца. Пока это наглядно-действенное мышление, которое выражается в манипулятивных движениях рук и формировании операционных структур. Как правило, чем дольше ребенок рассматривает игрушку, чем больше разных качеств он в ней открывает, тем выше его интеллектуальный уровень.

Развивается речь. До одного месяца отмечается пассивная речь: ребенок просто слушает и различает звуки. В возрасте около одного месяца он начинает произносить простые звуки, например, а-а, у-у, э-э. К концу первого – началу второго месяца жизни у ребенка появляется особое внимание к речи, называемое слуховым сосредоточением. Затем, в 2–4 месяца, возникает гукание, а в 4–6 месяцев – гуление, повторение простых слогов. В 4 месяца младенец различает речь взрослых по интонации, что свидетельствует об умении пользоваться речью как средством эмоциональной коммуникации. С 6 месяцев отмечается лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные в основном с действиями ребенка. Также он ориентируется на эмоциональный тон, характер высказывания и ритмику. В 9-10 месяцев младенец произносит первые слова. К концу первого года жизни он понимает 10–20 слов, произносимых взрослыми.

Л.С. Выготский назвал речь младенца автономной, так как она сильно отличается от речи взрослого человека, хотя по своему звучанию иногда напоминает «взрослые» слова.

В этом возрасте идет развитие психики ребенка. Э. Эрик-сон считал, что в младенческом возрасте формируется чувство доверия или недоверия миру, т. е. закрытости или открытости окружающему миру. Основную роль в возникновении данного чувства играют родители, в частности мать. Именно это чувство впоследствии поможет детям адаптироваться в окружающем мире, устанавливать контакты с людьми и верить в лучшее.

Этого же мнения придерживался английский психолог и психиатр Д. Боулби, автор так называемой «теории привязанности». Он считал, что близкая эмоциональная связь, устанавливаемая между ребенком и матерью с первых дней его жизни, формирует у младенца чувство защищенности и безопасности. Если установление данной связи нарушается, то могут возникнуть проблемы в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности. Чтобы у него не было проблем в дальнейшем, в первые годы жизни надо дарить детям тепло и ласку, которые, по мнению Д. Боулби, важнее любого правильного ухода за ним и обучения.

Данные изменения в развитии ребенка приводят к возникновению критического периода, который сопровождается упрямством, агрессией, негативизмом, обидчивостью. Эти качества не являются устойчивыми и с окончанием кризиса проходят.

Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис сопровождается внешними проявлениями и внутренними причинами. Внешние проявления заключаются в следующем: когда взрослый что-то запрещает ребенку или не понимает его, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность, могут даже возникнуть аффективные состояния. Внутренние причины кризиса таковы: нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.

Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. И это оправданно, потому что ребенок начинает говорить, ходить, развиваются действия с предметами. Но возможности его все же ограничены, поскольку, во-первых, речь ребенка носит автономный характер, а во-вторых, взрослый помогает ему в осуществлении любого действия. Это явно выражено при конструировании предметов, которыми ребенок манипулирует. Д.Б. Эльконин указывал, что ребенку надо раскрывать общественный способ употребления предметов. Показать это младенцу это невозможно, поэтому взрослому приходится конструировать предметы самому.

Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года. Возросшее самосознание наиболее ярко проявляет себя в кризисе одного года . Симптомы этого кризиса охватывают все сферы жизнедеятельности ребенка. Однако кризис первого года жизни не относится к числу острых.

Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием и проявляется в аффективности с примитивными эмоциями. При этом наблюдаются нарушение биоритмических процессов (сон – бодрствование), нарушение удовлетворения витальных потребностей (например, чувства голода) и эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).

Кризисом одного года обычно называют переходный период между младенчеством и ранним детством. Кризис связан с появлением новых возможностей, которые не удовлетворяются социальным окружением. Ребенок еще не говорит, и сформулировать просьбу или свое состояние для него затруднительно. Сильные эмоциональные реакции у

ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, жестов, мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Ребенок уже ходит или активно ползает, увеличивается круг досягаемых для него предметов. Эмоциональные всплески при очередном отказе могут достигать значительной силы: дети могут кричать, падать на пол, бить по нему руками и ногами. Выход из кризиса находится в предоставлении ребенку разумной самостоятельности, в определении тех границ активности, которые можно позволить. Ребенку можно позволить многое, но для этого необходимо соответствующим образом организовать пространство, чтобы его действия не причинили вред ему самому и окружающим. Взрослый человек должен переходить от роли обслуживающего персонала к роли консультанта в познании окружающего мира (показывать, объяснять).

Чаще появление бурных эмоциональных реакций связано с определенным стилем воспитания в семье: излишнее давление или непоследовательность требований, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе – нельзя. Смягчают кризис и помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций предоставление ему некоторой самостоятельности, терпение и последовательность требований со стороны взрослых.

Главным приобретением переходного периода является автономная речь. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличны от них. Автономная речь характеризуется рядом особенностей:

    не совпадает с речью взрослых как артикуляционно, так и фонетически ("би-би")

    не совпадает с речью взрослых по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);

    общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;

    своеобразие связи между словами (речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте).

Итак, годовалый ребенок, вступая в период раннего детства уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении с взрослым - центральном новообразовании данного возрастного периода.

Вопросы для самоконтроля:

    Как развивается ребенок в пренатальном периоде?

    В чем основное содержание теории С.Грофа?

    Что представляет собой кризис новорожденности?

    Какие основные психологические новообразования появляются в младенчестве?

    Как проявляется кризис 1 года?

Еще вчера кроха был милым и послушным, а сегодня капризничает, не хочет делать то, что обычно любил, не слушает родителей. Его как будто подменили. Знакомая ситуация для всех родителей годовалых детей. Так протекает кризис первого года жизни.

Как вести себя в такой ситуации? Главное – набраться терпения и помочь своему ребенку пережить трудный психологический период.

Родители с нетерпением ждут, когда их малыш станет самостоятельным. Ведь столько времени приходится его носить, одевать, кормить. Кажется, вот начнет ходить, станет легче.

И вот ребенку исполняется годик. Он уже многое умеет делать сам: ходит, играется, кушает и другое. Но появляются новые проблемы. И оказывается, что родители не так уж и готовы к самостоятельности крохи.

Психология ребенка в этом возрасте меняется. Его мировоззрение расширяется. Обычно скачки в психологическом росте связаны с развитием новых умений.

Так ближе к 12 месяцам ребенок начинает активно передвигаться самостоятельно. У него появляется возможность самостоятельно изучить множество окружающих его предметов, которые раньше были для него недоступны. Это кухонные столы и плита, обувные полки и шкафы для одежды, и многое другое. Все до чего он может дотянуться, ему нужно потрогать, изучить, попробовать.

При этом заботливые родители, конечно же, многое ему запрещают. Постоянные запреты раздражают и обижают кроху. Он начинает плакать и капризничать. Его поведение резко меняется. Он противится воле взрослых и выражает это протест как может: плачет, капризничает, делает все «назло», не слушает, что говорят взрослые, отказывается подчиняться. Наступает так называемый кризис первого года.

С такими кризисами еще предстоит столкнуться не раз по мере взросления ребенка. Возрастная психология выделяет такие этапы развития ребенка: младенчество, ранний возраст, детство (дошкольный возраст).

Очень часто именно переход на определенный этап развития сопровождается своеобразным кризисом. Так переходом из младенчества в ранее детство обусловлен кризис 1 года жизни. Психологи отмечают кризисы в 1 год, 3 года, 7 лет, подростковый (12-14 лет).

Признаки

Не всегда кризис 1 года у ребенка начинается в одно время.

У одних может быть раньше уже в 10 месяцев, а в других через 2-3 месяца после года. Однако возрастная психология уверена – кризиса не избежать.

Начало этого состояния можно определить по таким признакам:

    1. Ребенок очень негативно воспринимает все замечания , особенно запреты.
    2. Поведения малыша непоследовательно

Он просит то одно, то другое и тут же бросает.

    1. Ребенок капризный , плачет, кричит, топает ногами.
    2. Малыш отказывается выполнять последовательные действия , к которым раньше относился спокойно

Например, не хочет одеваться, купаться, садится на горшок.

    1. Часто нарушается спокойный сон крохи
    2. Ребенок пытается все делать самостоятельно , даже если не получается.
    3. Иногда ситуация бывает наоборот, ребенок не хочет ничего делать сам

Даже если до этого умел.

  1. Малыш требует к себе больше внимания , чтобы на него смотрели, с ним играли и прочее.
  2. У многих годовалых детей развивается страх потерять маму

Они требуют, чтобы она все время была рядом, не отпускают никуда ни на минуту.

У каждого ребенка свои особенности и проявления кризиса могут отличаться как по признакам, так и по степени их проявления. Поэтому каждый родитель, зная характер своего ребенка, сможет увидеть изменения в его поведении.

Обычно в 1 год ребенок овладевает очень важным навыком — учится ходить, но у некоторых развитие этой способности задерживается. Читайте в нашем следующем материале.

Причины

Возрастная психология детей первых лет жизни определяет такие причины кризиса 1 года:

  1. Увеличение двигательной и познавательной деятельности ребенка ;
  2. Лишние запреты на исследовательскую активность малыша со стороны родителей;
  3. Невозможность ребенка вести диалог с взрослыми (отсутствие речи);
  4. Непонимание родителями возрастных особенностей ребенка .

Таким образом, подросший ребенок активизируется и начинает действовать самостоятельно. Родители же не готовы к тому, чтобы их малыш, которого они привыкли опекать и оберегать от всего опасного, учился на своих ошибках. Они начинают ему все запрещать. Это вызывает негативные эмоции у крохи. Он пытается донести взрослым свое виденье ситуации, но не может это сделать. У него пока отсутствует речь, а родители не понимают его позывы.

Что чувствует малыш?

В этом возрасте ребенок становится более самостоятельным. Если до этого им управляли – одевали, кормили, носили, когда хотели родители, то теперь он сам пытается управлять не только своей деятельностью, но и родителями.

Малыш начинает ходить и тянется до всего, что находится в поле его зрения. Ему интересен процесс познания. Он пытается все не только потрогать, побить, разобрать, но и пробует на вкус. Родители начинают ему все больше говорить «нельзя». Малыш не понимает, почему одно можно, а другое нет.

Например, если родители запрещают трогать провода или собирать окурки на улице, то кроха думает, что его не понимают и не любят. Ведь сами взрослые выполняют многие действия, которые ему запрещены. Он начинает протестовать, проявляя свой характер.

Ему кажется, что родители нарочно препятствуют его познанию мира. Малыш хочет сам выбирать себе, чем играть, когда и сколько гулять, и даже одежду. Речевое развитие ребенка этого возраста не дает возможности выразить свои желания. Поэтому малыш становится агрессивным, непослушным.

Так как годовалые детки начинают копировать поведение родителей, то будет полезно, если взрослые будут спокойно показывать, как правильно выполнить то или иное действие. Пусть пока у него плохо получается.

Не нужно его все время поправлять, ведь он только учится. Чтобы ребенок вырос самостоятельной и ответственной личностью, умеющей принимать решения в нужный момент и отвечать за них, необходимо с детства его соответственно воспитывать — давать больше самостоятельности, возможность учится на своих ошибках.

Капризы и истерики в 1 год — не редкость

Продолжительность

Сколько длится этот кризис? Таким вопросом задаются многие родители. Но однозначного ответа на него нет. На продолжительность кризиса влияют многие факторы: характерные особенности ребенка, методика воспитания взрослых, насколько они прислушиваются к его потребностям. Поэтому кто-то вообще не замечает кризиса первого года, у кого-то он длится несколько недель, а у кого-то и несколько месяцев.

Стоит ли этого бояться?

Родителям не стоит бояться заранее. Главное понять, что кризис 1 года жизни – это вполне закономерное явление, которое предусматривается возрастной психологией ребенка. Если у кого-то кризис протекает более остро, а кто-то вообще не заметил признаков, то не значит, что первый вариант хуже. Ведь для психологического формирования личности важны эти переходные этапы (кризисы). Поэтому о возможных проблемах скорее нужно задуматься тем, у кого не меняется поведение ребенка с возрастом.

Найти подход к ребенку, у которого кризис 1 года, удается далеко не всем родителям. Многие просто начинают строго пресекать неповиновение малыша, часто его ругать и даже наказывать. Это вряд ли принесет пользу. Скорее только навредит неокрепшей психике ребенка. Он не способен сделать причинно-следственные выводы и наказание за что-либо не даст результата. Малыш просто решит, что родители его не любят.

Некоторые взрослые наоборот идут на поводу у капризов ребенка, во всем ему потакают. Такая вседозволенность вредна для формирования личности малыша. Он становится еще более капризным, кризис усугубляется.

Пережить этот трудный период, не впадая в крайности, могут помочь такие рекомендации психологов:

    1. Постарайтесь ограничить количество запретов

Говорите «нельзя» как можно реже, только в тех случаях, когда действия малыша становятся опасны для его жизни. При этом нужно не просто сказать нельзя, а и объяснить почему. Например, нельзя выбегать на проезжую часть дороги, может задавить машина. Не ограничивайте по возможности двигательную деятельность крохи, разрешайте ему ползать, бегать, шуметь. Это просто необходимо малышу. Хочет порисовать не на листе бумаги, а на себе – пусть рисует. Так он познает мир.

    1. Чтобы запретов было меньше, лучше заранее спрятать подальше то, что трогать нельзя
    2. Если ребенок хочет сделать что-то самостоятельно, предоставьте ему такую возможность

При этом не нужно ему постоянно пытаться помочь или торопить, ведь он пока еще только учится.

    1. Малыш отказывается от еды – не заставляйте его есть

Голодным он точно не останется. Нельзя кормить ребенка насильно. Пусть ест столько, сколько ему нужно. Если кроха не хочет есть какое-то блюдо, оно ему не нравится на вкус, не настаивайте. У всех есть свои предпочтения в еде и малыш так же индивидуален как и все.

    1. Учитесь понимать своего малыша

Он пока не может выразить свои чувства словами, поэтому внимательно относитесь к его позывам.

    1. Старайтесь уделять ребенку больше времени, играть с ним

Игры помогут занять ребенка, сблизиться с ним, научиться лучше его понимать. Любую неразрешимую ситуацию можно попробовать решить в игре. Например, малыш не хочет одевать какую-то вещь. Поиграйте с ним с магазин. Разложите аналогичную одежду и пусть он «купит» себе, что понравилось. Поможет и любимая мягкая игрушка или кукла. Пусть она ест вместе с крохой, одевается и ходит гулять.

    1. Вместо того, чтобы запрещать ребенку что-то, постарайтесь переключить его внимания на то, что можно и интересно крохе

Все, что нельзя брать, лучше держать вне зоны видимости малыша.

    1. Если у ребенка истерика и его невозможно успокоить или отвлечь, пусть поплачет какое-то время

Не нужно обращать на него внимание. Он поймет, что истерика не поможет и успокоится.

  1. Малыши любят в возрасте 1 – 1.5 лет подражать взрослым

Пусть помогает вам в домашних делах. Например, мама прибирает и кроха хочет помогать – дайте ему тряпочку, пусть моет с мамой. Обязательно похвалите его и поблагодарите за помощь.

Необходимо соблюдать привычный режим дня, но сделать его более гибким. Например, чтобы малыш проголодался и хорошо кушал, подольше погуляйте, пусть наиграется и набегается, но не давайте ему что-то перекусить. Тогда вернувшись домой, малыш покушает и хорошо поспит днем.

Чего делать нельзя

Для преодоления кризиса понадобиться много терпения и любви со стороны взрослых. Это бывает нелегко, но от поведения родителей на этом этапе зависит, какой личностью станет их малыш в будущем.

Поэтому есть ряд мер, которые категорически не рекомендуется использовать при воспитании малыша:

    1. Нельзя кричать на ребенка, обзывать его, унижать

Очень часто родители злятся и начинают кричать на ребенка. Это самый доступный метод влияния на ребенка, но самый не эффективный. Гнев не помогает решению проблемы, а только усугубляет ее. Ребенок при этом испытывает непонимание, страх, неприятие. Он не осознает, за что его ругают, а только замыкается в себе, не чувствует поддержки родителей, их любви.

  1. Применять физическое насилие
  2. Отбирать у малыша предмет, который он взял для игры, даже если он запрещен
    Постарайтесь поменять его на что-то другое, что заинтересует кроху. В будущем держите запрещенные вещи вне поля зрения ребенка.
  3. Потакать всем капризам ребенка
  4. Запретов должно быть мало, но они должны быть строго определены. Их нельзя нарушать. Это момент воспитания, его нельзя отменять. Поощрять ребенка за хорошие поступки, отвлекать от того, что нельзя, не ругать, но объяснять.
  5. Не оставлять ребенка расстроенным после ссоры

Он не должен думать, что мама его бросила, потому что он плохой.

Что делать, если ребенок никуда не отпускает маму

Бывают ситуации, когда ребенок ни на минуту не отпускает от себя маму. Он ходит за ней как привязанный и начинает плакать, если он куда-то вышла. В раннем возрасте дети очень привязаны к своей маме. Им необходима уверенность, что мама всегда будет рядом, никуда не денется. Чтобы ребенок легче переносил разлуку с мамой, психологи советуют следующее:

    • Находясь с ребенком, старайтесь не просто присутствовать рядом физически, а и уделять ему свое внимание

Например, многие мамы любят «сидеть» в интернете, а ребенок играется рядом. Казалось бы, мама находится вместе с ребенком, видит его, но малыш чувствует, что он не с ним.

    • Проводите с ним время насыщенно, играйте, разговаривайте, говорите обо всем, а главное, что вы всегда будете рядом.
    • Не пугайте малыша, что уйдете и оставите его одного или отдадите кому-то, когда он плохо себя ведет

Это травмирует психику ребенка. Делает его уязвимым. Малыш должен чувствовать, что в любой ситуации мама с ним и любит его.

    • Не уходите тайком, оставляя малыша ненадолго с кем-либо

Обязательно говорите ему куда идете и зачем, даже если кажется, что он не понимает.

    • Не идите на поводу у ребенка, если он начинает кричать

Если мама возвращается, когда малыш кричит и плачет, он это быстро поймет и будет манипулировать мамой.

  • Играйте с малышом в прятки

Так он привыкнет, что мама ненадолго пропадает и появляется снова и будет меньше бояться ее исчезновения.

Стоит проявить немного любви и терпения, ведь малыш быстро растет и меняется. Скоро он сможет обходиться и без мамы, но важно, чтобы он был всегда уверен в ее любви и заботе. Это поможет вырасти ему более уверенным в себе человеком.

Мнение доктора Комаровского

Известный врач – педиатр, автор многих трудов по педиатрии и детской психологии Комаровский Евгений Олегович, отмечает, что родители, которые столкнулись с кризисом 1 года жизни у ребенка, должны понять его. Научиться понимать своего ребенка, меньше говорить слово «нельзя», но в то же время ребенок должен четко знать, что именно опасно для него. С раннего возраста необходимо создавать систему запретов и наказаний, строго ее соблюдать и тогда не возникнет понятия «непослушный» ребенок.

Важно, чтобы ребенок знал, что за какие-то хорошие поступки родители обязательно его оценят.

Конечно, справиться с ситуацией, когда ребенок не слушается, часто бывает нелегко. Порой родителям легче применить силу, заставить ребенка поступать по-своему. Но не стоит забывать, что обидеть ребенка легко, а вот исправить последствия своих действий намного сложнее.

Прежде чем предпринять какое-либо действие, почаще вспоминайте, что перед вами самый любимый и дорогой малыш, и он не заслуживает отрицательных эмоций.

Непослушный ребенок — что делать

Кризис первого года жизни происходит с каждым малышом, психологи рекомендуют множество техник для управления нервной системой ребенка.

Причины возникновения кризиса

Кризис одного года возникает практически у каждого ребенка, вызывая недоумение у родителей. Нередко взрослые не понимают – почему их маленький и спокойный малыш вдруг стал неуправляемым и истеричным. Причины кризиса первого года жизни можно выделить в нескольких пунктах:

  1. Ребенок проявляет самостоятельность и в отсутствии удачных попыток провоцируется злость и расстройство.
  2. Появляются невиданные запреты. Маленькому человеку не понять, почему нельзя есть из миски собаки и облизывать папины кроссовки.
  3. Малыш понимает, главные в доме родители.
  4. Возможность самостоятельно ходить. Совсем непривычно и интересно, поэтому эмоций у малыша много.
  5. Боязнь потерять маму.

Основная причина изменений в поведении ребенка – взросление, интерес к окружающему миру и проверка границ допустимого поведения. Причина регулярных истерик и длительного плача также кроется в возрастных изменениях. Кроха уже достаточно вырос, чтобы разгромить квартиру за пять минут, но еще слишком мал, в выражении словами недовольства и расстройства. Именно поэтому любой подходящий случай заканчивается дракой и криками. Вечное продолжение данного поведения исключено, правильное поведение родителей даст ребенку быстро перерасти, стать спокойным, обретя новые навыки.

Возникающие проблемы не имеют под собой следствие упущений в воспитании и слишком мягком обращении с ребенком. Избаловать кроху в данном возрасте крайне сложно, переживают данный этап развития абсолютно любые дети, а интенсивность проявления эмоций зависит только от характера и эмоциональности ребенка.

Следует помнить, изменение поведения редко происходит сразу после первого дня рождения, оно начинает меняться уже после девятимесячного возраста, а также «задержаться» до полутора лет. Поставить маму с папой в тупик кроха может совершенно неожиданно и в неподходящий момент. Следует быть готовыми, чтобы избежать лишних стрессов.

Возможные проявления кризиса первого года

Проявлений кризиса первого года жизни может быть много, иногда он обходится парочкой вредностей, у других проявляется в полном объеме, заставляя родителей пить успокоительные препараты. Не зря много лет существует фраза, применяемую к детям данного возраста: «ребенок затих – срочно бежать и смотреть, что случилось». В годовалом возрасте малыши – ураган сносящий все на своем пути и залезает туда, куда взрослые не способны добраться. И вдруг наступила тишина, надо немедленно спасать либо ребенка, либо окружающие предметы.


Признаки надвигающегося кризиса:

  1. Резкое проявление самостоятельности. Подросший человек уже понял, он способен на многое без помощи близких. Стремление самостоятельно кушать, одеваться и показывать другие навыки доводят родителей до нервного тика. Ребенок вполне способен отказаться от любимого блюда, остановив выбор на маминой тарелке.
  2. Постоянные капризы и истерики. Несмотря на огромную самостоятельность, многие действия малышу пока недоступны. Следственные связи строить он еще не способен, поэтому жутко огорчается, не попадая ложкой в рот, не догнал кота. Выражать свои эмоции он немного научился – меняется интонация плача. В случае мелких недоразумениях, в виде улетевшей ложки и разлившегося супа, возможен просто рев, а вот ускользнувший из руки хвост кота и несправедливо спрятанная миска с едой может вызвать бурную истерику. Кроме проявления недовольства, кроха пытается манипулировать и проверяет, не побежит ли мама срочно выполнять его требования.
  3. Ребенок не слышит родителей. Замечания и слова игнорируются, создается ощущение, наличие у малыша проблем со слухом. Сбить с намеченного маршрута не способны ласковые слова и строгий тон родителей, он уверенно идет разрушать окружающие предметы. В обязательном порядке дети начинают доставать все с полок, игнорируя запреты. В случае излишней настойчивости мамы реакция – громкий рев и истерика.
  4. Противоречивые действия ребенка. Данный пункт больше всего сводит с ума многих родителей, логика у ребенка в моменте отсутствует напрочь. Он может попроситься на руки, а через секунду уже отталкивать маму и требовать свободы, отобрать у мамы ложку, чтобы кушать самому, и тут же выбросить ее. В мозге малыша происходит слишком много процессов, он интенсивно развивается, поэтому ребенок просто не успевает понять нужды.
  5. Отказ выполнять привычные процедуры. Ребенок любит купаться, он может неожиданно отказаться от процедуры. В то же время, следуя предыдущему пункту, он немедленно обидится и заплачет, если в ванночку его так и не посадят. Нередко дети отказываются ложиться спать и кричат, пытаются бороться со сном.

Проявления могут возникнуть одновременно, заставляя родителей спокойно реагировать на происходящее, не обращая внимания на дергающийся глаз.

За несколько дней вместо милого ангелочка появляется тайфун, готовый оспорить действия родителей и намерен самостоятельно решать проблемы.

Полный запрет не принесет желаемого результата, малыш расстроится и дезориентируется – он только нашел новые предметы, принялся изучать и получил запрет. Кризис первого года затягивается и оставляет множество последствий, в том числе неуверенность и отсутствие самостоятельности у подрастающего человека.

Действия родителям в период кризиса у малыша

В случае проявления кризиса первого года жизни у ребенка родители иногда растеряны. Ребенка уже невозможно заставить сделать то, что надо: надеть кофту, съесть суп, а договориться с ним пока никак не получается – во-первых, он не способен ответить, а во-вторых, он еще сам не совсем понимает. В такой ситуации люди ведут себя по-разному, одни начинают строго воспитывать, боясь избаловать кроху, другие – идут на поводу, исполняя прихоти малыша, только бы он не плакал.

Несмотря на кажущуюся беспечность, последний вариант правильный – он позволит пережить кризис достаточно быстро и не оставит негативных последствий. Родители обязательно должны успокоиться. Многие мамы в данный период начинают прием успокоительных препаратов, выдержать ежедневные сюрпризы нет сил. Какой бы способ успокоения ни выбрали взрослые, уверенность ребенка в любви родителей гарант успеха. Родителям рекомендуется следовать некоторым правилам:

  1. Маме необходимо смириться, в ее присутствии поведение ребенка гораздо хуже, чем в ее отсутствие. Ребенок уже понял свою самостоятельность и способность убежать от родителей. Данная причина заставляет спокойно вести себя с бабушкой и папой, но с мамой – сразу начинаются капризы, слезы, кроха залезает к ней на руки и отказывается куда-либо перемещаться. Это протест, ребенок показывает свое недовольство исчезновением близкого человека и боится повтора обидной неприятности. Прежде чем браться за домашние дела, немного поиграйте с ребенком, почитайте ему, поносите на ручках и спойте песенку. Минут через 20-30 малыш удостоверится, исчезновение мамы исключено и спокойно пойдет вытряхивать вещи из комода и отрывать плинтус.
  2. Трагедию расставания с мамой необходимо свести к минимуму. Иногда у женщины нет возможности сходить в туалет, ребенок ее сразу теряет и плачет. Стоит постоянно напоминать и не идти на поводу и не пускать с собой. Обязательно сообщать о своем присутствии, пусть кроха стоит под дверью, а мама будет петь песенки и просовывать под дверь яркие фантики и рассказывать, об интересном событие сразу после ее выхода. Постепенно ребенок поймет границы. Чадо болезненно воспринимает уход мамы из дома, следует всегда подробно рассказывать ему, почему уходите и когда вернетесь. Оставляя на 10–15 минут несколько дней подряд, можно добиться понимания малыша, о возврате мамы.
  3. Привести квартиру в состояние, безопасное для новоиспеченного исследователя. Годовалый ребенок съест абсолютно входящее ему в рот, изучение мира необходимо начать со вкусовых качеств. Поэтому уберите мелкие предметы, во избежании серьезных последствий для здоровья и жизни при проглатывании. Касается и корма домашних животных, и их туалета, содержимое емкостей особенно привлекает детей. Уронить кроха тоже сможет до чего дотянется. Ценные предметы (телефоны, планшеты) – убрать повыше. Ребенок может дотянуться попытаться переставить телевизор. Даже если малыш еще не умеет залезать на диван, не стоит сомневаться – скоро научится. Причем в неподходящий момент. Детки падают абсолютно везде, и невозможно избежать полета, следует хотя бы постелить рядом с диваном мягкий ковер.
  4. Борьба с протестами. Не следует подавлять волю ребенка и делать то, чего он не хочет. Малыш выкинул тарелку и дал ложкой маме по голове, это не говорит о голоде. Можно посадить рядом игрушку и отвлечься от капризного дитя, занимаясь «кормлением» мишки. Через пару секунд ребенок начнет открывать рот и требовать положить туда еду. Отсутствие желания одеваться на прогулку, расскажите об ожидающих птичках, собачках и других животных. Справиться с проявлением характера можно только хитростью, чтобы не развить в ребенке комплексы и неуверенность.
  5. Истерики. Самая сложная проблема. В первую очередь мама должна сохранять спокойствие. Ребенок хорошо чувствует ее настроение, и в минуты вашей агрессии, успокоиться он не сможет, а еще больше раскричится. Не всегда удается распознать причину крика, если родители уверены в протесте и требование выполнить просьбу – хорошо помогает игнорирование. Достаточно уйти из комнаты и ребенок затихнет и примчится к маме, а дальше он либо начнет еще громче кричать, убедившись в присутствии, либо успокоится и попросится на руки. Иногда причиной истерики становится усталость и сильная обида, не стоит оставлять кроху одного и, тем более ругать. Отвлеките, успокойте и поиграйте в спокойные игры.

Продолжительность кризиса и интенсивность полностью зависит от поведения родителей. Члены семьи правильно и спокойно реагируют на изменения, не запрещают ребенку изучать мир – через пару месяцев он научится контролю, в том числе эмоций и снова станет послушным и спокойным ребенком, пока его не «накроет» следующий, трехлетний кризис. В ситуации множества запретов и постоянном недовольстве взрослых кризис продлится дольше и принесет негативные последствия для неокрепшей психики малыша.

Когда обратиться к детскому психологу


Нередко во время кризиса первого года жизни малыша родители бегут к психологу. На самом деле, помощь специалиста поможет родителям услышать знакомые слова от компетентного человека. Кризис 1 года – нормальное явление, не требующее лечения. В случае слишком частых протестов и истерик ребенка, обратитесь за помощью к специалисту.

В случае подозрений отклонения от нормы, он направит к психотерапевту, назначающему мягкие успокаивающие препараты, помогающие малышу успокоиться. Главная задача родителей – понять, что с их ребенком все в порядке, поэтому необходима консультация врача – обязательно обратитесь к нему, чтобы не переживать, ведь эмоции мамы малыш ощущает и переживает.

Чего делать нельзя

Часто во время кризиса первого года жизни родители совершенно неправильно реагируют, выслушивая мнение окружающих об избалованности ребенка и немедленном наказании.


Взрослые должны принять ребенка таким, данный этап развитии таков. Советчиков игнорировать и запретить ругать ребенка из-за капризов и непредсказуемого поведения. Только в данном случае удастся быстро перейти на следующую ступень развития. Запрещено в период кризиса делать следующее:

  1. Заставлять ребенка делать чего он не хочет. Можно обхитрить, завлечь, придумать другие способы, чтобы он согласился сам.
  2. Ругать за капризы и истерики.
  3. Менять свое мнение по поводу запрещенных вещей. Частая ошибка. Запрещать должны мама, папа, бабушка и остальные. Один из взрослых разрешит – ребенок теряется. И не стоит потом ругать, он просто не смог уяснить, почему иногда можно, а потом нельзя.
  4. Взрослые должны придерживаться одной линии воспитания. Если каждый воспитывает по-своему, ребенок перестанет слушать вообще всех и сам решит, что ему делать. Исправить гораздо сложнее, в отсутствии авторитета каждого члена семьи.

Самое главное, родители должны помнить – никогда нельзя стесняться своего ребенка. Он чувствует, если мама краснеет за поведение и шипит «хватит кричать, замолчи, ты меня позоришь» - вы создадите неуверенную личность. Самый близкий человек всегда должен поддержать, успокоить. Обязательно чаще говорить ребенку о своей любви к нему, чтобы он знал, что нужен родителям, несмотря на поведение. Ему самому кризис дается совсем непросто, иногда он просто физически не способен успокоиться, поэтому помощь взрослых и поддержка будут кстати.

Кризис первого года должна пережить каждая семья и достойно выйти из него. Соблюдение всех правил поведения и внимание к своему ребенку позволит вырастить уравновешенную и уверенную личность.

Комаровский о кризисе