Возможное и действительное. Не стоит забывать, что возможностей много, а действительность одна. И мы можем на нее повлиять

Возможность и действительность

философские категории, логически описывающие движение, способ существования материи во времени. Действительность - это то, что уже возникло, существует. Возможность - это то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях, стать действительностью. Введены древнегреческим мыслителем Аристотелем в связи с критикой предшествовавшей философской традиции, которая в вопросах возникновения и движения не выходила за рамки мифологического истолкования: «двуначальный» (мужское - женское) подход к порождению и порожденному («природа»), циклическая трактовка движения («рождение - детство - юность - зрелость - старость -смерть»). Аристотель предложил новое понимание, связанное с удвоением бытия: «... Возникновение может совершаться не только - привходящим образом - из несуществующего, но также можно сказать, что всё возникает из существующего, именно из того, что существует в возможности, но не существует в действительности. И именно к этому бытию сводится единое Анаксагора; ибо лучше его формулы „все вместе”... сказать: „все вещи были вместе - в возможности, в действительности же - нет”» (Met. XII, 2, 1069 b 20-26; рус. пер., М. - Л., 1934). Тем самым был открыт путь к логической интерпретации движения, под которым Аристотель понимал переход «... из одного определённого данного в другое» (там же, 1068 а 7). В этом исходном варианте В. и д. отнесены к совокупности форм существования материи и связаны друг с другом через необходимость, которая и обеспечивает при переходе возможных форм в действительные выполнение законов формальной логики: стать действительной может одна и только одна из возможных форм существования. Выбор возможной формы и её перевод в действительность осуществляются, по Аристотелю, целевой и действующей причинами, причём наличное бытие (энергия) оказывается действительностью двоякого рода: продуктом внешнего определения и продуктом самоопределения (Энтелехия), доступного лишь одушевлённым существам.

Аристотелевское понимание В. и д. с небольшими изменениями господствовало до 17 в., когда формулирование принципа инерции позволило обосновать идею самодвижения неживой природы и её самоопределения через взаимодействие. Необходимость в душе как особом механизме исчезла, и Т. Гоббсом было предложено новое, «контактное» толкование В. и д., основанное на вероятности причинно-обусловленного события (см. Избранные произведения, т. 1, М., 1965, с. 157-58).

В трактовке И. Канта В. и д. отнесены к представлениям, связанным с модальностью и с существованием во времени: возможность рассматривается как сумма представлений о вещи за неопределенное время, действительность - как существование в определённое время, необходимость - как существование предмета во всякое время (см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 225-26). Вместе с тем эти категории выступают и как постулаты эмпирические исследования, отнесённые к разным моментам научного познания: «1. То, что согласно с формальными условиями опыта (если иметь в виду созерцание и понятия), возможно. 2. То, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), действительно. 3. То, связь чего с действительным определена согласно общим условиям опыта, существует необходимо» (там же, с. 280). Тем самым категория возможности была отнесена к нормам мышления, позволив различить логическую, реальную и практическую возможность. Общим для систем Ф. Шеллинга и Г. Гегеля является утверждение изначальной определённости, «запрограммированности», не оставляющей места выходу за рамки наличного тождества деятельности и действительности; поэтому любое изменение системы обнаруживается апостериорно как очередной момент предзаданной временной целостности (что весьма напоминает этапы мифологического цикла). При таком подходе возможность выглядит обеднённо, как абстрактный момент действительности, а отношение В. и д. представляется как единство внутренней и внешней вещи в её свойствах и относящегося к ней многообразия обстоятельств при явном примате действительности. Вместе с тем рассмотрение В. и д. как категорий бытия, отвергнутое Кантом, позволило Гегелю сформулировать тезис о разумности действительности и вытекающей отсюда необходимости познания её реальных возможностей - условии разумности деятельности.

Категории В. и д. в марксизме, обобщившем достижения и сохранившем преемственную связь с предложенными Аристотелем, Гоббсом, Кантом и Гегелем схемами, органично связаны с производительной деятельностью и специфически социальными характеристиками общественного бытия. В. и д. рассматриваются в марксизме прежде всего как свойства бытия. Эта тенденция в анализе В. и д. продолжает и обобщает линию, представленную Аристотелем и Гегелем (с учётом различий в других пунктах этих концепций). Основная линия марксистского анализа В. и д. состоит в том, чтобы рассмотреть их как моменты познания действительности с целью её изменения и раскрыть связь структур бытия и категорий мышления.

М. К. Петров.

Интерпретируя В. и д. как соотносительные понятия, выражающие основные моменты движения и развития бытия (См. Бытие), диалектический материализм рассматривает возможность как менее богатое и конкретное понятие, чем действительность в широком смысле, т. е. объективный мир в целом с присущим ему различием, в том числе противоборствующими тенденциями. Марксизм указал на 2 взаимосвязанных момента: на внутреннее беспокойство, самодвижение, присущее бытию, которое по мере развития реализует свои собственные возможности, и на роль человеческой деятельности, общественной практики, которая имеет дело с определённым спектром возможностей (в том числе и создаваемых в самой человеческой истории) и превращает их в действительность. Действительность в узком смысле и есть реализация существующих потенций бытия и практики как его социальной формы. В этом смысле человеческая история - это история раскрытия объективных возможностей бытия, их реализация, создание новых объективных социально-культурных возможностей и их воплощение в практике.

В зависимости от характера закономерностей, лежащих в основе того или иного типа возможностей, различают абстрактную и реальную возможности. Абстрактная возможность противостоит невозможности и вместе с тем не может непосредственно превратиться в действительность. Реальная возможность предполагает наличие объективных условий для её реализации. Различие между этими двумя типами возможности относительно, так как оба они основаны на объективных, хотя и разного порядка, закономерностях. При изменении условий абстрактная возможность может перерасти в реальную. Классический пример такого превращения дан К. Марксом при анализе генезиса кризисов: в условиях капитализма абстрактная возможность кризиса, возникающая из разделения процесса обмена на два акта - купли и продажи, становится реальной возможностью, которая превращается в действительность. Степень возможности того или иного явления выражается через категорию вероятности (См. Вероятность).

В существовании и развитии любого объекта воплощено единство противоположных тенденций и потому содержатся возможности разного уровня, направления и значения. Конкретная совокупность реальных условий определяет, какая из возможностей становится господствующей и превращается в действительность; остальные же либо превращаются в абстрактную возможность, либо вообще исчезают. Различают объективные и субъективные условия превращения возможности в действительность. Последние специфичны для общества: здесь ни одна возможность не превращается в действительность, помимо деятельности людей. Вместе с тем субъективный момент деятельности открывает возможности для её волюнтаристского истолкования и соответствующих попыток реализации. Однако произвол в истории раньше или позже терпит крах именно в силу того, что он игнорирует реальные законы действительности, её реальные возможности. Марксизм подчёркивает решающую роль активности человека, его творческих усилий в реализации возможностей, в превращении осознанных тенденций общественного развития в действительность.

Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; его же, Капитал, т. 1, там же, т. 23; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Крах II Интернационала, Полн. собр. соч.,5 изд., т. 26, с. 212- 219; его же, Философские тетради, там же, т. 29, с. 140-42, 321-22, 329-30; Гегель Г. В. Ф., Энциклопедия философских наук, Соч., т. 1, М. - Л., 1929; Проблема возможности и действительности, М.-Л., 1964; Арутюнов В. Х., О категориях возможности и действительности и их значении для современного естествознания, К., 1967.

Л. Е. Серебряков.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Возможность и действительность" в других словарях:

    Соотносительные филос. категории, характеризующие два основных этапа в изменении и развитии предметов, явлений, окружающего мира в целом. Действительность (Д.) есть такое состояние предмета или мира, которое реально, актуально существует в данный … Философская энциклопедия

    возможность и действительность - ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Возможностью называют заложенную в объектах предрасположенность (диспозицию, способность) к возникновению новых объектов, реализовавшуюся возможность называют действительностью, а переход возможности в… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Философские категории, выражающие основные ступени развития предметов и явлений; возможность тенденция развития предмета; действительность объективно существующий предмет как результат реализации некоторой возможности. Различают абстрактную, или… … Большой Энциклопедический словарь

    Возможность и действительность - ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, философские категории, выражающие основные ступени развития предметов и явлений; возможность объективная тенденция развития предмета; действительность объективно существующий предмет как результат реализации… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Модальные характеристики бытия, выражающие, с одной стороны, тенденцию становления, с другой ставшую реальность. Если понятие В. выражает объективно существующую тенденцию изменения предмета, возникающую на основе определенной закономерности его… … Новейший философский словарь

    ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - основополагающие философские и богословские категории, обнаруживаемые уже в первых попытках познания Бога, мира и человека в культуре разных народов. Специальному анализу категории В. и д. были подвергнуты в античной философии. Лат. actus et… … Православная энциклопедия

    ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - соотносительные, «полярные» друг другу категории, отражающие две ступени становления и развития всякого объекта. Возможность есть что то фактически существующее, это тенденция, которой противостоят одна или несколько других тенденций. Возможность … Тематический философский словарь

    - (филос.), специфические модусы бытия, подробно охарактеризованные Аристотелем в связи с анализом движения, изменения, становления (см. Акт и потенция). Различают абстрактную, или формальную (для осуществления которой нет всех необходимых условий) … Энциклопедический словарь

Возможность – это философская категория, в которой отражаются предпосылки возникновения того или иного события, процесса, его бытие в потенциальном состоянии.

Действительность – это философская категория, в которой отражена реализованная на практике возможность или возможности, т.е. все то, что объективно существует в мире. Возможность и действительность тесно связаны между собой диалектической связью. Если действительность есть реализованная на практике возможность, порождается развитием действительности, которая выступает основой для формирования новых возможностей. Действительность являет собой актуальное бытие, а возможность – потенциальное бытие, т.е. будущее, содержащееся в настоящем, в латентном состоянии.

Связь между этими категориями проявляется в том, что всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность есть результат реализации ранее существующей возможности.

Аристотель, античный философ, характеризовал изменение как непрерывный переход возможностей в действительность. Первенство, конечно, принадлежит действительности, ибо она объективно содержит в себе все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна из возможностей не может охватить собой всю действительность. Другими словами, действительность определяет любую возможность наступления событий.

Существует общепринятая в литературе дифференциация возможностей: реальные и формальные, абстрактные и конкретные.

Реальные – те, которые вытекают из закономерных тенденций развития.

Формальные – те, которые обусловлены случайными, побочными факторами.

Реальные возможности, в свою очередь, делятся на абстрактные и конкретные.

Абстрактные – те, для которых еще не сложились условия для их реализации.

Конкретные – те, для реализации которых сложились или существуют необходимые условия. Таким образом, реализация возможности в действительности зависит 1) от природы и сущности предмета, 2) от условий, в которых осуществляется процесс развития.

Лекция № 7 тема: философия сознания

    Сознание как проблема философии. Отражение как генетическая предпосылка сознания. Эволюция форм отражения

    Происхождение и сущность сознания как общественно – исторического явления. Проблема идеального.

    Духовная жизнь общества и общественное сознание: их соотношение и сущность.

На протяжении всей истории философии проблема сознания привлекала, да и сегодня привлекает внимание философов, ибо человеческое сознание влияет на отношение человека к миру и к самому себе.

Сознание человека имеет огромные возможности воздействия на мир и человека, поэтому на сознании человека лежит огромная ответственность за настоящее и будущее цивилизации, своей собственной судьбы.

Философия сознания – это раздел нашего курса, который предметом своего изучения имеет такую специфическую форму бытия как духовное или духовный мир человека, связанный с сознанием.

Надо сказать, что сознание является предметом изучения многих наук (таких как логика, психология, биология, антропология, философия и др.) в силу своей исключительной сложности, многогранности и значимости.

Философия изучает сознание под углом зрения выяснения его происхождения, сущности, его возможностей и значимости для человека, его опредмечивания в общественных состояниях или структурах.

Мы с вами уже на предшествующих лекциях частично касались этой проблемы, в частности, во 2-й и 3-й темах «Философия ее предмет и роль в обществе» и «Философия бытия». Философское осмысления сознания нацеливает нас на выделение двух форм бытия духовного: а) субъективный дух (или индивидуализированное бытие духовного, связанного с внутренним миром человека), основными уровнями существования которого являются: сознание, подсознание бессознательное, самосознание, коллективное бессознательное). Все это является достоянием отдельного человека, его психики;

б) объективный дух (или объективированное бытие духовного, основными формами проявления которого выступают формы общественного сознания (философия, право, политика, искусство, эстетика, мораль и др.). Они являются достоянием всего общества в целом, всей цивилизации, ибо в них отражен весь человеческий опыт.

Короче говоря, из всего сказанного следует, что сознание, будучи неотъемлемым атрибутом человеческого бытия, носит как индивидуальный, так и коллективный, как единичный, так и общий, всеобщий характер, т.е. сознание дуально (двойственно). Кроме того, вопрос о включенности человека обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях и ответственности, которое налагает сознание на человека - это далеко не полный перечень философских аспектов этой проблемы.

Мы должны четко понять: 1) происхождение и сущность сознания; 2) что является содержанием сознания? 3) Почему оно является высшей формой отражения действительности? Где истоки мыслей человека? и др.

Философы – идеалисты рассматривают сознание как самостоятельную субстанцию, лежащую в основе материального бытия или материи и создающее ее.

Философы материалисты придерживаются прямо противоположной точки зрения, полагая, что сознание по отношению к материи носит вторичный, производный характер, и эта вторичность, производность означает следующее:

    Сознание возникает на конкретно – историческом этапе развития материи, т.е. в истории развития бытия, материи существовали формы, не обладавшие сознанием.

    Сознание по отношению к материи носит вторичный характер, как свойство по отношению к своему носителю, т.е. мозгу.

    Сознание вторично, ибо является высшей формой отражения объективного мира, т.е. точно также, как образ вторичен по отношению к своему оригиналу.

Надо сказать, что перед философами материалистических взглядов встала непростая для решения проблема: каким образом, в ходе эволюции, из необладающей сознанием материи возникает материя, наделенная сознанием?

В некоторых учебниках по данному вопросу, говоря об идеализме, констатируется, что, дескать, идеализм «снимает» эту проблему простой констатацией первичности сознания по отношению к материи. На самом деле это не соответствует действительности.

Вспомните, Платон, будучи объективным идеалистом, но диалектиком, полагал, что нельзя понять сущность идей без их противопоставления миру материальных вещей, самой материи. Вот почему именно Платон был вынужден ввести в философию понятие «материи» для адекватного объяснения сущности сознания, «мира идеальных сущностей».

Как же материалисты разрешили эту не простую, но достаточно сложную проблему?

Так называемые «вульгарные материалисты» (Фогт, Бюхнер, Молешотт) приписывали сознанию, мыслям человека материальные, вещественные свойства или признаки. Для них крылатой стала фраза «Мозг выделяет мысль так - же, как печень выделяет желчь».

Другие материалисты, стоявшие на позициях гилозоизма (hyle – вещество, zol – жизнь) приписывали всей материи способность ощущать. Это течение возникло еще в античности, но особенно ярко проявилось в философии Нового времени (Спиноза, Робинэ и др.)

Последующее развитие философской мысли, особенно в XIX в., привело к появлению философии марксизма, представители которого (К. Маркс, Ф. Энгельс) доказали, что всей материи присуще не способность к ощущениям, а свойство отражения, т.е. предпосылкой возникновения сознания является отражение.

Что же такое отражение с философской точки зрения?

Отражение есть процесс и результат взаимодействия двух или нескольких систем, в результате чего в измененной форме или формах происходит воспроизведение свойств или признаков одной системы в другой.

Поскольку материя имеет различные уровни организации, постольку соответственно существуют различные, историко – генетические формы отражения. К уровням организации материи относятся: а) неживая природа; б) растительный мир; в) животный мир; г) человеческий мир (социум).

Соответственно каждому из них по порядку относятся формы отражения: а) элементарные формы отражения, которые носят пассивный характер; б) раздражимость , как способность проявления известной активности в ответ на внешние раздражители; в) чувствительность как способность к ощущениям; г) сознание как свойство высокоорганизованной материи, свойство человеческого мозга, отражать действительный мир в идеальных образах.

В целом, если сравнить живую природу с неживой, то обнаружим, что в живой природе организмы не только получают информацию о внешнем мире, но и приспосабливаются к его воздействию. В живом мире чувствительность, как правило, уже связана с развитием нервной системы у животных и пяти органов чувств. Здесь ощущения проявляются как способность отражать отдельные свойства или признаки предметов и явлений.

С развитием центральной нервной системы и ее главного носителя или отдела – головного мозга появляется психическая форма отражения (психика) у животных и человека. Чем они отличаются друг от друга?

Прежде всего тем, что психика животных базируется на инстинктах и, как правило, животные приспосабливаются к окружающей среде, а психика человека , основным фундаментом которой является сознание как опосредованная и активная форма отражения мира, таким образом оказывает предметно – практическое воздействие на окружающий мир

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГОУ ВПО ПЮИ ФСИН России

Факультет подготовки государственных и муниципальных служащих

Дисциплина: Философия

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Возможность и действительность

Студент Кротинов Михаил Юрьевич

План

  • Введение
  • 1.1 Виды возможностей
  • Заключение

Введение

Я выбрал тему "Возможность и действительность".

Данные категории являются содержательными и богатыми и чрезвычайно важными. Когда человек познает объект или процесс, выявляет его возможные состояния в будущем, он в состоянии целенаправленно строить свою деятельность, создавать условия для реализации именно тех возможностей вещи, заложенных в ней, которые отвечают его целям и потребностям.

Именно поэтому выбранную тему считаю наиболее актуальной.

1. Понятие возможности и действительности

Возможность и действительность - это философские категории, введенные древнегреческим мыслителем Аристотелем. С их помощью логически описывается движение, способ существования материи во времени, т.е. отображается развитие материального мира.

Аристотелевское понимание возможности и действительности господствовало до 17 в. С тех пор было выдвинуто множество их трактовок, но останавливаться на них мы не будем, а перейдем к рассмотрению каждой в отдельности.

Категория возможность фиксирует тенденцию развития существующих явлений, наличие условий их возникновения или отсутствие обстоятельств, препятствующих этому возникновению. Философия: энциклопедический словарь / А.А. Ивин, 2004 г.

Определение понятия возможности содержит обращение к понятию закона, закономерности: возможно то, что не противоречит законам функционирования и развития объекта, что предполагается действующими законами. Отрицание регулярной обусловленности процесса развития и становления делает бессмысленным само понятие возможности.

Возможность - это будущее в настоящем, это то, чего не существует, но что может возникнуть и стать действительностью при определенных условиях.

Каждая система сначала существует в потенции, в зародыше. Любой процесс развития содержит в себе предпосылки новой действительности. Это тенденции возникновения того, что уже имеется в действительности, но еще не является реальностью.

Категория действительность представляет собой то, что уже возникло, существует.

Она противопоставляется возможности или соотносится с ней, т.е. с тем, что существует лишь в качестве зародыша чего-то иного. Можно сказать, что действительность - это реализованная возможность .

Возможность и действительность взаимосвязаны, в процессе развития всякого явления может сделаться действительным только то, что заключено в нем как возможность. В соответствии с этим развитие представляет собой бесконечный процесс зарождения возможностей и их превращения в действительность. Каждый предмет, явление содержат в себе множество возможностей, но в конкретном процессе реализуется лишь одна из них.

В действительности существуют предпосылки реализации не одной, а многих возможностей. Если бы в действительности существовала только одна возможность, развитие мира было бы предопределено, в нем не было бы места случайности и свободной деятельности человека.

Действительность одна, но возможностей ее последующего изменения - много.

Возникновение возможностей и их превращение в действительность вызываются внутренне присущей объекту способностью к развитию.

Степень развитости возможности выражается понятием вероятность . Максимум вероятности обозначает точку качественного превращения возможности в действительность. В природе это превращение совершается как стихийный процесс, зависящий только от объективных условий; в обществе реализация возможностей зависит не только от объективных условий, а и от практической деятельности людей творящих историю. Философский словарь / Под ред.И.Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 445 с. (http: //filosof. historic.ru/enc/item/f00/s01/a000196. shtml)

1.1 Виды возможностей

Все возможности можно разделить на две группы в зависимости от того, чем они обусловливаются: необходимыми свойствами и связями или случайными. Возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта, называются реальными ; возможности, обусловленные случайными свойствами и связями, - формальными .

Реальные возможности при соответствующих условиях осуществляются неизбежно, природа формальных возможностей такова, что они могут осуществиться, а могут и не осуществиться, поскольку они порождаются внешними факторами, стечением обстоятельств, в связи с чем они могут проявиться, а могут и нет.

Различение реальных и формальных возможностей имеет большое значение. Во всех своих действиях человек должен исходить из реальных возможностей. Формальные возможности не могут быть основой планомерной деятельности.

Возможности реализуются при наличии соответствующих условий. В зависимости от того, как они связаны с этими условиями, делятся на конкретные и абстрактные .

Конкретные - э то возможности, для осуществления которых в настоящее время могут сложиться соответствующие условия.

Абстрактные - это возможности, для осуществления которых в настоящее время нет соответствующих условий, но они могут появиться в случае достижения материальным образованием необходимой стадии развития.

В связи с такими формами бытия, как сущность и явление, все возможности делятся также на сущностные и функциональные.

Сущностными являются такие возможности, осуществление которых сопровождается изменением сущности вещи, а функциональными те, реализация которых вызывает изменение тех или иных свойств вещи, ее состояний в рамках той же самой сущности.

Также все возможности можно разделить на: прогрессивные, регрессивные и вариантные.

возможность действительность субъект развитие

Прогрессивными называются возможности, осуществление которых вызывает изменение материального образования от низшего к высшему; регрессивные напротив обуславливают изменения от высшего к низшему

Вариантные возможности - это переход одной конкретной реальности в другую в рамках одной и той же стадии развития. Философия, учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин (http: //society. polbu.ru/alekseev_philosophy/ch54_iii.html)

2. Взаимосвязь возможности и действительности

Являясь противоположностями, возможное и действительное находятся в диалектическом единстве: они исключают друг друга по своим наиболее существенным характеристикам.

Возникая внутри действительного и представляя будущее в настоящем, возможность тем самым уже показывает всю относительность своей противоположности действительному. Через эту относительность реализуется непрерывность процессов изменения. Непрерывность связана с моментами прерывности и включает их в себя: ведь реализуются не все возникающие внутри действительного возможности. Кроме того, осуществление одних из них способно прерывать существование других. Философия, учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин (http: //society. polbu.ru/alekseev_philosophy/ch54_i.html)

Возможное и действительное, будучи взаимосвязанными ступенями всякого изменения, неотделимы друг от друга.

Развитие любого явления начинается с появления предпосылок его возникновения, т.е. с существования в виде возможности, которая способна осуществиться при наличии определенных условий.

Как я уже писал в первом пункте контрольной, - действительность содержит в себе огромное множество возможностей, однако реализоваться способны далеко не все. Для реализации каждой из них требуются соответствующие условия, которые могут и не сложиться. В социальных процессах реализация тех или иных возможностей неотделима от практической деятельности людей, которая успешна в том случае, если она строится с учетом присущих действительности возможностей, объективных тенденций ее изменения. Цели, средства и способы этой деятельности также связаны с соответствующими объективными обстоятельствами. Вместе с тем, сама практическая деятельность как процесс превращения цели (возможность) в результат, продукт деятельности, есть единство возможного и действительного.

Таким образом, понимание возможного и действительного имеет большое практическое значение, т.к. помогает выявлять возможности и сознательно бороться за осуществление тех, которые нам необходимы.

3. Роль субъектов истории в превращении возможности в действительность

Действительность - это уже реализованная возможность.

Для субъекта исторического развития каждое изменение, каждый шаг вперед связан с каким-то выбором. Этот выбор приводит к реализации одной из возможностей за счет других, которые на данный момент остаются нереализованными.

Многое зависит от конкретных условий: возможное в одних условиях невозможно в других. Велика роль воли и целенаправленной деятельности людей, опирающихся на объективные законы развития. В результате действия объективных законов в обществе постоянно имеются возможности возникновения тех или иных явлений, складываются уcловия для превращения их в действительность. Без активного вмешательства человека возможность не превратится в действительность. Преобразуя мир, люди открывают имеющиеся в нем возможности и добиваются их превращения в действительность.

Возможное и действительное в реальной жизни отличается от возможного и действительного в искусстве. Искусство может превратить в художественно действительное то, что возможно только в воображении.

Т.о., активная, сознательная, целеустремленная деятельность людей - важнейшее условие превращения возможности в действительность в общественной жизни. Философия, учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин (http: //society. polbu.ru/alekseev_philosophy/ch54_i.html)

Заключение

Категории "возможность и действительность" являются чрезвычайно важными категориями.

Когда человек познает объект или процесс, выявляет его возможные состояния в будущем, он в состоянии целенаправленно строить свою деятельность, создавать условия для реализации именно тех возможностей вещи, заложенных в ней, которые отвечают его целям и потребностям. И это имеет огромное значение в практической деятельности людей.

Возможность - э то будущее в настоящем, это то, чего не существует, но что может возникнуть и стать действительностью при определенных условиях.

Действительность - это реализованная возможность.

Не стоит забывать, что возможностей много, а действительность одна. И мы можем на нее повлиять.

Поставленную в работе задачу считаю выполненной.

Список используемой литературы

1. Философский словарь / И.Т. Фролов. - 4-е изд., 1981 г.

2. Философия: энциклопедический словарь / А.А. Ивин, 2004 г.

3. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование философских категорий возможности и действительности, логически описывающих движение, способ существования материи во времени. Аристотелевское понимание данных категорий и трактовка И. Канта. Возможность и действительность в марксизме.

    реферат , добавлен 13.12.2009

    Возникновение понятия "материя" в философии и науке. Система взглядов на окружающую нас действительность. Пространство и время как формы существования материи. Атомистическая модель мира. Проблема бытия и становления. Метафизические представления.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2009

    Понятия "система", "элемент", "структура", их форма и содержание, сущность и явление. Детерминационные связи бытия. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Развитие и его законы. Диалектика как система.

    реферат , добавлен 18.12.2013

    История возникновения учения о категориях. Категории диалектики: содержание и форма; сущность и явления; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность. Умение познающего мышления вести спор с собой в диалоге мыслящих.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2011

    Структура общественного сознания. Эволюционное и революционное развитие, их взаимосвязь и главные отличия. Процесс познания и его сущность. Основные направления в философии. Возможность и действительность. Общественное сознание и общественное бытие.

    шпаргалка , добавлен 08.11.2014

    Характерные черты. Различные типы всеобщих связей. Единичное и общее. Сущность и явление. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Часть и целое. Содержание и форма. Качество, количество и мера.

    реферат , добавлен 15.06.2004

    Определение понятия "наука". Изучение системы представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности. Анализ особенностей научного метода рассмотрения мира. Роль научно-технической революции в развитии производительности, антисциентизм.

    презентация , добавлен 31.01.2016

    Особенности феноменологического, онтологического, гносеологического и социокультурного уровней познания действительности. Рассмотрение специфики философии, ее научного и религиозного содержания. Формирование цивилизации - главная философская проблема.

    реферат , добавлен 10.10.2010

    Предпосылки преобразований. История как фактор становления современного государства. Общий взгляд на настоящую российскую действительность. Бюрократический аппарат, кадры, общество, коррупция и этика. Идеалы и смысл бюрократии в политической власти.

    реферат , добавлен 24.07.2016

    Понятие мировоззрения: система взглядов на объективный мир и место человека в нём. Отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. Жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Понятие возможности и действительности. Для выявления сущ ности объектов действительности в равной степени важно как исследование их настоящего, наличного состояния, так и изучение процесса их становления, генезиса. Постигнув же сущность, человек обретает способность заглянуть в будущее, предвидеть его, ибо общей чертой процессов изменения и развития, связанной с их непрерывностью, является обусловленность настоящего прошлым, будущего - настоящим. Диалектика взаимосвязи прошлого, настоящего, того, что появится в будущем при соответствующих условиях, отражается в категориях «действительность» и «возмож ность».

Категория возможности отражает тот этап становления явле ния, когда оно существует лишь в виде предпосылок или в качестве тенденции, присущей определенной действительности. Поэтому возможность следует определить как совокупность порождаемых единством многообразных сторон действительности предпосылок ее изменения, становления новой действительности. В противополож ность возможному как тому, что может быть, но чего еще нет, действительность есть ставшее, то есть осуществившаяся возмож ность и основа существования новых возможностей.

Поскольку любой процесс изменения и развития связан с превра щением возможного в действительное, порождением этой новой действительностью новых возможностей и так далее, взаимосвязь возможного с действительным представляет собой общий закон изменения и развития в сфере объективного мира и познания.

Проблема возможности и действительности в истории философии. Вопрос о возможном и действительном привлекал внимание мыслителей еще в глубокой древности. Первую систематическую разработку его мы находим у Аристотеля. Он рассматривал возмож ное и действительное в качестве всеобщих сторон реального бытия и познания, как связанные моменты становления. Однако в ряде случаев Аристотель проявлял непоследовательность, допускал отрыв возможного от действительного. Так, в учении о материи"Как возможности, способной стать действительностью лишь через офор мление, в котором осуществляется некая цель, мы находим пример метафизического противопоставления возможности и действитель ности, следствием которого явилась уступка идеализму в виде учения о «форме форм»- боге, «перводвигателе» мира и высшей цели всего существующего.

Антидиалектическую тенденцию аристотелевской философии абсолютизировала и сознательно поставила на службу идеализму и теологии средневековая схоластика. В учении Фомы Аквинского материя представлялась как неопределенная, бесформенная, пассив ная возможность, которой придает действительное бытие лишь божественная идея - форма. Форма выступает активным началом, источником движения и его целью, разумной причиной осуществле ния возможного.

Субъективно-идеалистическую трактовку проблемы возможного и действительного дал Кант. Он отрицал объективное содержание этих категорий, утверждал, что «различение возможных и действи тельных вещей есть такое различение, которое имеет силу только субъективно для человеческого рассудка...» ". Возможным Кант считал то, мысль о чем не содержит противоречия. Такой субъективистский подход к возможному и действительному был подвергнут резкой критике Гегелем, развившим в рамках объективного идеа лизма диалектическое учение об этих категориях. Закономерности взаимосвязи возможного и действительного, гениально угаданные Гегелем, получили подлинно научное обоснование в философии марксизма, где впервые возможность и действительность были представлены в качестве категорий, отражающих соответствующие всеобщие и существенные моменты диалектического по своему характеру изменения и развития объективного мира и его по знания.

Взаимосвязь возможности и действительности. Будучи противо положностями, возможное и действительное находятся в диалекти ческом единстве: они исключают друг друга по своим наиболее существенным характеристикам, но порознь не существуют. Возни кая в недрах действительного и представляя будущее в настоящем, возможность тем самым уже обнаруживает всю относительность своей противоположности действительному. Через эту относитель ность реализуется непрерывность процессов изменения. Однако непрерывность тесно связана с моментами прерывности, включает их в себя: ведь реализуются далеко не все возникающие в недрах действительного возможности. Больше того, осуществление одних из них способно прерывать существование других.

Возможное и действительное, будучи взаимосвязанными ступе нями всякого изменения, неотделимы друг от друга. Развитие любого явления начинается с вызревания предпосылок его возникновения, то есть с существования в виде возможности, которая способна осуществиться лишь при наличии определенных условий. Схематически это можно представить как движение от возможности, возникающей в недрах некоторой действительности, к новой действи тельности с присущими ей новыми возможностями.

Учет качественного своеобразия состояний, отражаемых рассматриваемыми категориями, имеет большое теоретическое и прак тическое значение. Лишь глубокое изучение действительности позволяет человеку вскрыть присущие ей возможности, оценить их перспективность и опереться на эти знания в своей практической деятельности. Действительность содержит в себе огромное множест во возможностей, однако реализоваться способны далеко не все. Для реализации каждой из них требуются соответствующие условия, которые могут и не сложиться. В социальных процессах реализация тех или иных возможностей неотделима от практической деятель ности людей, которая успешна лишь в том случае, если она строится с учетом присущих действительности возможностей, объективных тенденций ее изменения. Цели, средства и способы этой деятельности в конечном счете также связаны с соответствующими объектив ными обстоятельствами. Вместе с тем сама практическая деятель ность как процесс превращения цели (возможность) э результат, продукт деятельности (действительность) есть единство возможно го и действительного. Естественно, что степень свободы и результа тивности указанной деятельности не безмерна. Она также регламен тируется объективными закономерностями.

Таким образом, понимание диалектики возможного и действи тельного имеет большое практическое значение, ибо помогает выявлять возможности и сознательно бороться за осуществление тех, которые обеспечивают социальный прогресс.

Виды возможностей. Анализ действительности обнаруживает многообразие ее сторон и тенденций, множество объективно присущих ей возможностей. И эти различные возможности играют далеко не одинаковую роль в функционировании и развитии материальных образований, существующей действительности. Реализация одних возможностей обусловливает переход материального образования (вещи) из одного качественного состояния в другое в рамках той же самой сущности, реализация других предполагает изменение сущно сти материального образования, переход его в другое материальное образование. В процессе осуществления одних возможностей мате риальная система переходит от низшего к высшему, при осуществле нии других - от высшего к низшему. Одни возможности касаются изменения качества, другие - изменения количества вещи. Одни возможности связаны с необходимым в вещи, другие - со случайным. Для осуществления одних возможностей условия могут созда ваться в настоящее время, для осуществления других - лишь в далеком будущем. Неодинакова и связь между возможностями. Существование одних возможностей исключает существование дру гих, имеются такие возможности, которые взаимополагают друг друга, и такие, которые переходят друг в друга, меняются местами и т. д.

Как известно, целенаправленное изменение природной и социальной действительности в процессе практической деятельности людей представляет собой осуществление определенных возможностей путем создания соответствующих условий. Если это так, ориен тация людей в этой деятельности, выбор наиболее эффективного пути достижения того или иного практического результата существенным образом зависят от знания особенностей различных видов возможностей. Поэтому мы несколько подробнее остановимся на их классификации.

В качестве основы классификации возможностей, выделения их видов мы возьмем всеобщие формы бытия, с которыми они так или иначе связаны. Так, все возможности можно разделить на две труп- пы в зависимости от того, чем они обусловливаются: необходимыми свойствами и связями или случайными. Возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта, называ ются реальными; возможности же, обусловленные случайными свойствами и связями,- формальными. Реальные возможности при соответствующих условиях осуществляются неизбежно, формальные - могут осуществиться, а могут и не осуществиться, поскольку природа случайности такова, что она порождается внешними факто рами, стечением обстоятельств, в связи с чем может проявиться, а может и не проявиться.

Примером реальной возможности может служить возможность электронов и позитронов при взаимодействии превратиться в фотоны, поскольку это основано на законах их взаимодействия и при соответствующих условиях необходимо осуществляется; возможность ведения планового хозяйства в социалистическом обществе, связан ная с господством общественной собственности на средства произ водства, необходимо присущим социализму. В качестве примера формальной возможности можно привести возможность рабочего в буржуазном обществе стать капиталистом, поскольку ее реализация связана со случайностью, с исключительно благоприятным стечением обстоятельств. Необходимые свойства и связи, законы, составляющие природу капиталистического общества, с неизбежностью пре пятствуют превращению рабочих в капиталистов, в собственников средств производства.

Различение реальных и формальных возможностей имеет большое значение для практической деятельности: в постановке целей, разработке программ, во всех своих действиях человек должен исходить из реальных возможностей. Формальные возможности не могут быть основой планомерной деятельности.

Возможности реализуются лишь при наличии соответствующих условий. И в зависимости от того, как они связаны с этими условиями, они делятся на конкретные и абстрактные возможности. Первые - это такие возможности, для осуществления которых в настоящее время могут сложиться соответствующие условия; вторые - это возможности, для осуществления которых в настоящее время нет соответствующих условий, они могут появиться в случае достижения материальным образованием необходимой стадии развития. Например, возможность экономических кризисов в условиях капиталистического общества является конкретной. Для ее осуществления могут сложиться и периодически складываются соответст вующие условия. Возможность же экономических кризисов в прос том товарном производстве является абстрактной, ибо здесь еще нет необходимых условий для экономического кризиса, чтобы они появились, простое товарное производство должно превратиться в капиталистическое, а последнее должно достигнуть известной зрелости.

Если посмотреть на формальные возможности через призму абстрактных и конкретных возможностей, нетрудно заметить, что первые окажутся абстрактными, поскольку реальные условия для их осуществления, как правило, отсутствуют. Если же в силу стечения обстоятельств сложились соответствующие условия для реализации той или иной формальной возможности, она превращает ся в реальную возможность, поскольку в этих сложившихся усло виях она осуществляется с необходимостью, основывается на необ ходимой связи причины со следствием.

Различие возможностей конкретных и абстрактных имеет важное значение на практике. Дело в том, что абстрактныевозможности основываются на необходимых свойствах и связях, обусловлены законами функционирования и развития материального образования. Поэтому их часто пытаются использовать для разработки конкретных планов деятельности, конкретных программ преобразо вания действительности, не задумываясь над тем, что для реализации этих возможностей, а следовательно, и для реализации этих планов отсутствуют условия.

При разработке текущих планов развития народного хозяйства, определении путей решения назревших практических задач следует опираться на конкретные возможности, для осуществления кото рых имеются реальные условия. На современном этапе развития нашей страны такого рода возможностями, например, могут служить: возможность перехода народного хозяйства на преимущест венно интенсивный путь развития; возможность значительно увели чить выпуск конечной продукции из уже имеющихся ресурсов; возможность тесной интеграции науки с производством и др. Что же касается абстрактных возможностей, то их следует учитывать при определении перспектив развития общества, тех или иных областей социальной и природной действительности.

В связи с такими всеобщими формами бытия, как сущность и явление, все возможности делятся на сущностные и функциональные. Сущностными являются такие возможности, осуществление которых сопровождается изменением сущности вещи, а функцио нальными те, реализация которых вызывает изменение тех или иных свойств вещи, ее состояний в рамках той же самой сущности. Например, возможность электронов и позитронов при их взаимодей ствии превращаться в фотоны представляет собой сущностную возможность. Ее реализация обусловливает изменение сущности вступивших во взаимодействие элементарных частиц. Возможность электрона, входящего в тот или иной атом, перейти из одного стационарного состояния в другое, излучив определенное количество

энергии, является функциональной, она обусловливает изменение его состояния с сохранением сущности.

Различение возможностей сущностных и функциональных имеет большое значение на практике, когда в процессе воздействия на природную и социальную действительность с целью ее преобразования в определенном направлении предполагается изменение или со хранение сущности соответствующих материальных образований, тех или иных их свойств и состояний.

Учитывая, что в результате реализации одних возможностей материальное образование переходит от низшего к высшему, в ре зультате реализации других - от высшего к низшему, в результате реализации третьих - из одного в другое в рамках той же самой ступени развития материальных форм, мы можем все возможности разделить на прогрессивные, регрессивные и вариантные. Прогрес сивными называются возможности, осуществление которых вызы вает изменение материального образования от низшего к высшему; регрессивными - возможности, обусловливающие изменения системы от высшего к низшему; вариантными - возможности перехода одной конкретной реальности в другую в рамках одной и той же стадии развития. Прогрессивной возможностью, например, бу дет возможность перехода капиталистического общества в социали стическое; регрессивной - возможность установления в ходе реакционного переворота в государстве национальной демократии военной диктатуры, выражающей интересы наиболее реакционной части буржуазии; вариантной - приход к власти одной буржуазной партии вместо другой, потерпевшей поражение на выборах.

Знание особенностей прогрессивных, регрессивных и вариант ных возможностей позволяет людям лучше сориентироваться в оп ределении путей решения тех или иных практических задач, пра вильно оценить политику, проводимую теми или иными партиями, государствами.

В зависимости от того, качественная или количественная опре деленность вещи или какого-либо ее свойства изменяется вследствие осуществления той или иной возможности, различаются возможно сти качественные и количественные. Первая - это возможность, осуществление которой приводит к изменению качества вещи; вто рая - возможность, обусловливающая изменения той или иной количественной характеристики.

Например, качественной будет возможность превращения в процессе развития одного вида растений в другие, количественной - возможность увеличения числа особей того или иного вида путем их размножения. Выделение и учет этих видов возможно стей в процессе практической деятельности людей, связанной с достижением и качественных и количественных результатов, играют важную роль.

Рассмотрение возможностей через призму отношений противоре чия и соответствия позволяет выделить такие виды их как исклю чающие и сосуществующие. Исключающей называется возмож ность, с реализацией которой другая возможность исчезает, стано вится невозможной; сосуществующей - возможность, превращение которой в действительность не ликвидирует другой возмож ности.

Деление возможностей на сосуществующие и исключающие помогает людям лучше ориентироваться в процессе их практической деятельности, определить пути и формы преобразования тех или иных сторон, явлений природной и социальной действи тельности.

Материя имеет бесчисленное множество возможностей, указы вающих на ее неисчерпаемый характер и безграничность развития.

Философия

Соотношение материального и идеального (духовного) как фундаментальная проблема философии и возможные пути ее решения. Проблема метода в философии

Два мира властвуют от века,

Два равноправных бытия,

Один объемлет человека,

Другой – душа и мысль моя.

Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная область знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении материального и духовного (идеального), формулируемый традиционно как вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия «бытие», «природа», «материя», «материальное» в данном контексте употребляются как синонимы, равно как и понятия «дух», «мышление», «сознание», «духовное» (идеальное). Данный вопрос имеет глубокие жизненные основания. Дело в том, что в существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, т.е. существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные, т.е. идеальные, существующие в сознании. Поскольку философия является системой знаний о мире как целом, постольку и возникает необходимость выяснить, прежде всего, как соотносятся материальное и идеальное, материя и сознание, дух и природа, составляющие это единое целое.

Вопрос об отношении мышления к бытию получил название основного вопроса философии. Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 г. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Сегодня отношение к данному вопросу неоднозначно. Диапазон мнений колеблется от попыток лишить этот вопрос ореола универсальности до полного его отрицания, как лишенного познавательного смысла и значения. Но ясно и другое. Невозможно игнорировать противоположность материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете – это не одно и то же. Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей. Исследование соотношения бытия и сознания, материального и идеального является условием, без которого человек не сможет выработать свое отношение к миру, не сможет ориентироваться в нем.

Более четко этот вопрос сформулировал Ф. Шеллинг. Он говорил о соотношении объективного, действительного мира, который находится «по ту сторону сознания» и «идеального мира», находящегося «по эту сторону сознания»1. Бертран Рассел также писал: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астрономам, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем, и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы можем его достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслужить высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Исследовать эти вопросы... - дело философии»9. Таким образом, проблема «материя и дух» пронизывает всю историю философской мысли как одна из важнейших. Она продолжает сохранять свою актуальность и как одна из загадок мира, и как одно из существенных оснований для упорядочения философских школ, учений, взглядов.

Вопрос о соотношении материального и духовного (идеального) многоаспектен. В реальной жизни он высвечивается различными гранями, выступает в разных формулировках и постановках и его нельзя сводить только к тривиальному «что первично?». Так, уже на уровне мифологического мировоззрения он выступал как вопрос о соотношении души и тела. Позднее возникают вопросы об отношении мысли к предмету мысли, общественного сознания и общественного бытия, умственного и физического труда. Это также вопросы об отношении реальности и идеала, отношении между тем, что есть, и тем, чего хотят люди. Одним из важнейших аспектов основного вопроса философии является вопрос о соотношении исторической необходимости и свободы человека. Рассмотрение всех вышеназванных вопросов и осуществляется через призму категорий «материя» и «сознание», «материальное» и «идеальное», «дух» и «природа».

Основной вопрос философии включает в себя два аспекта, две стороны рассмотрения: онтологическую и гносеологическую. Первая заключается в постановке и решении проблемы, что первично: материя или сознание. По существу, это вопрос о природе, сущности мира, о том, материален он или идеален, сознание ли зависит от окружающего мира, производно от него или сам мир производен от сознания? Существуют различные варианты решения данного вопроса. Так, древнегреческий философ Гераклит (ок. 544–483 до н.э.) утверждал, что «этот мир... не сотворил никто из богов или людей, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере»10. Другой древнегреческий мыслитель Платон, напротив, считал, что есть два мира: первичный, потусторонний мир, который он называл миром идей, и мир вторичный, производный от первого – мир вещей. По мнению Платона, материальный мир, мир вещей – это лишь тени, искаженное отражение мира идей. Русский мыслитель XVIII в. Андрей Михайлович Брянцев полагал, что великие и вечные во вселенной законы установлены всемогущим повелителем природы11.

В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии философы разделились на 2 направления: материалистов, считавших основным началом природу, материю, и идеалистов, утверждавших, что дух существовал прежде природы, и признававших в конечном счете сотворение мира12.

Взгляд, согласно которому за основу мира признается одно, единое начало, получил название «монизм» (от греч. monos – единый). Как видно из приведенного выше, монизм может быть либо материалистическим, либо идеалистическим. Но в истории философии существовал и дуалистический взгляд на мир (от лат. dualis – двойственный). Дуализм – мировоззрение, которое признает не одно, а сразу два начала - полностью автономных и равноправных, существующих одновременно, независимо друг от друга – материю и дух, которые развиваются самостоятельно по своим специфическим законам (Р. Декарт, 1596–1650 гг.). И все-таки дуализм не составлял какой-либо особой, самостоятельной линии в философии. Философы-дуалисты в конечном счете примыкали либо к идеализму, либо к материализму.

Материализм прошел ряд ступеней в своем развитии. Исторически первая форма материализма – материализм древних греков. Эту форму обычно называют наивным, стихийным материализмом. Он был результатом непосредственного созерцания мира и не мог еще опираться на науку, поскольку она только начинала зарождаться и сама еще находилась в лоне философии. Особенностью этого материализма было то, что он сочетался с элементами стихийной диалектики (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др.). Вторая историческая форма материализма – механистический, метафизический материализм XVII–1-й половины XIX вв. Это типичный созерцательный материализм. Он назывался механистическим, поскольку все многообразие явлений мира объяснял лишь законами механического движения, а метафизическим – поскольку мир, природу, материю рассматривал в сущности как неизменные, вне связи и исторического развития (Ф. Бэкон (1561–1626), Т. Гоббс (1588–1679), А.Н. Радищев (1749–1802), М.В. Ломоносов (1711–1765) и др.). Третья форма материализма – материализм русских мыслителей-демократов – В.Г. Белинского, А.Н. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др. Их материализм представлял переходную форму между метафизическим материализмом и материализмом диалектическим. Он уже сознательно был связан с элементами диалектического метода.

Наконец, четвертая историческая форма материализма – это диалектический материализм. Основу его составляет не только признание материальности мира, но и рассмотрение всех явлений природы, общества, мышления как взаимосвязанных, находящихся в процессе непрерывного движения, изменения и исторического развития (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Идеализм полагает, что первично духовное (сознание), а природа, бытие, материя так или иначе порождены сознанием. Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм полагает, что объективно, независимо от сознания человека существует некое духовное начало - мировой дух, мировой разум, мировая идея (или мир идей), а природа, бытие, материя, человек есть лишь порождение этого духовного начала. Наиболее крупными представителями объективного идеализма в истории философии были Платон (427 – 347 гг. до н.э.) и Г.В.Ф. Гегель (1770–1831 гг.). Ныне это персонализм, неотомизм и т.д. Идеализм в своей объективной форме зародился еще до нашей эры, и долгое время (вплоть до XVII в.) развивалась именно эта форма идеализма. Почему? Дело в том, что человек не сразу стал концентрировать внимание на себе самом; перед человеком, только вступающим на путь своего развития, вставали вопросы осмысления, прежде всего, внешнего для него мира. С чем это было связано? Живя в мире и будучи полностью зависимым от него, человек должен был узнать как можно больше о природе, которая его окружала, о строении мироздания. Необходимо было выяснить, почему мир, в котором живет человек, так устроен, откуда он взялся. Следовательно, человек пока не концентрировал свое внимание на самом себе как личности, субъекте, способном что-либо менять в этом мире, быть в какой-то мере свободным по отношению к нему. Все внимание было направлено на объект, на попытки объяснить этот объект. Это было обусловлено сильной зависимостью каждого отдельного человека от природы, от совместной деятельности, невозможностью в достаточной степени проявить свою индивидуальность. Поэтому и объяснение мира «разыскивалось» вне человека (субъекта). Таким образом, абсолютизировался момент объективной необходимости обстоятельств и причин, их порождающих. Как видим, объективный идеализм тесно смыкается с теологией (учение о божественном начале), но не тождествен ей.

Другой разновидностью идеализма является субъективный идеализм. Термин «субъективный» означает «зависимый от сознания субъекта, существующий лишь в сознании субъекта». Для субъективного идеализма характерна абсолютизация роли сознания субъекта. Каковы его «земные» основы? Дело в том, что начиная с эпохи Возрождения, в период зарождения капиталистических производственных отношений проявляется пристальное внимание к внутреннему миру человека, к субъективному «Я». С чем это связано? Во-первых, достаточно высокий для того времени уровень развития материального производства, накопленный человечеством опыт освоения природы, а также значительные научные достижения и в целом развитие духовной культуры привели к тому, что человек из полностью зависимого от внешнего объекта (природы, общественной ситуации, религии и т.п.) постепенно превращается в субъекта, в определенной степени господствующего над объектом. Человек начинает чувствовать себя более свободным, в чем-то определяющим внешние обстоятельства. Естественно, встает задача изучения своих собственных, человеческих, субъективных способностей, определения человеческого «Я». Во-вторых, зарождение и развитие частного капиталистического предпринимательства требовало научного осмысления роли личности в общественной жизни в целом и в процессе производства, прежде всего. Следовательно, внимание к изучению субъективной активности в познании и в утверждении активной роли субъекта в практической жизни было объективно обусловлено зарождением капиталистического способа производства.

Чтобы более наглядно представить точку зрения субъективного идеализма, попытаемся ответить на вопрос: как для каждого из нас представлен окружающий мир, как и где он существует? Он существует для нас только через наши собственные ощущения и только в нашем сознании. Лиши нас ощущений и сознания, и мир для нас перестанет существовать: мы никак не сможем его почувствовать и осмыслить. Причем каждый из нас представляет мир по-своему, индивидуально, каждое субъективное сознание уникально. Получается, что вне нашего сознания материальный мир для нас не существует. Иными словами, субъективный идеализм отождествляет вещи, объекты с ощущениями субъекта. Основной тезис субъективного идеализма: «предмет, вещь – совокупность ощущений субъекта». Упрощенно логику рассуждений субъективного идеалиста можно представить следующим образом: на вопрос «Что такое яблоко?» можно ответить так: «Яблоко – это круглое, сладкое, твердое, красное» и т.д. А что такое «красное», «твердое», «сладкое», «круглое»? Это ощущения субъекта. Следовательно, вещи (предметы) – это совокупность ощущений субъекта. Если последовательно проводить эту идею, то можно прийти к солипсизму (от лат. solus – единственный, ipse – сам), т.е. к выводу о том, что существует только человек и его сознание, а объективный мир, в том числе и другие люди, существуют лишь в сознании субъекта. Таким образом, гносеологическим основанием субъективного идеализма является абсолютизация ощущения как источника познания. Наиболее крупными представителями субъективного идеализма в истории философии являются английский философ Д. Беркли (1685–1753), английский философ, историк, психолог Д. Юм (1711–1776) и немецкий философ И. Фихте (1762–1814). Сегодня субъективный идеализм представлен такими течениями, как экзистенциализм, неопозитивизм и др. Современный субъективный идеализм ставит проблему специфически: через ориентацию на ценности и смысл жизни каждого конкретного человека. Для человека объективный, вне сознания существующий мир не имеет никакого смысла. Важно другое: что есть внутри меня, что я внутренне, субъективно переживаю? Моя жизнь уникальна и неповторима, у меня собственное представление о смысле жизни, об идеалах и ценностях. Объект во мне, а не вне меня, он от меня зависит. Мое «Я» первично, определяющее, остальное бессмысленно. Проникнуть во внутренний мир другого человека нет никакой возможности. Мое «Я» «приговорено вариться» внутри себя, меня не интересуют какие-то объективные законы материального мира сами по себе. Такая форма мировоззрения, призывающая обратиться внутрь себя, своего субъективного «Я» и закрыть глаза на то, что делается вне его (Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.), характерна для той системы общественных отношений, из которой человек устранен как личность, где понятие свободы вывернуто наизнанку.

Все сказанное выше приводит нас к мысли о том, что идеализм (как объективный, так и субъективный) имеет определенные гносеологические (теоретико-познавательные) корни. Они – в самом процессе познания, в его сложности и противоречивости. Уже в процессе познания существует возможность отрыва ощущений, понятий человека от реальных вещей, отлета фантазии от объективной реальности. Эта возможность становится действительностью в результате одностороннего, преувеличенного развития, раздувания одной из сторон, черточек, граней познания в абсолют, оторванный от природы, от материи и обожествленный. Объективный идеализм абсолютизирует роль понятий, абстрактного мышления, что и приводит к выводу о первичности идей, понятий и вообще идеального по отношению к материи, природе, бытию. Субъективный идеализм абсолютизирует роль ощущений, восприятий, одинаково противопоставляя их всему остальному миру.

Выше мы подчеркнули, что основной вопрос философии имеет две стороны. Вторая, гносеологическая, сторона основного вопроса философии формулируется так: «Познаваем ли мир?». Иначе, это вопрос о том, как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру, может ли человек в своих понятиях, суждениях, представлениях о действительном мире составлять верное отражение действительности? Материализм всегда стоял на позициях познаваемости мира. Подавляющее большинство философов-идеалистов также утвердительно отвечает на этот вопрос. Правда, следует оговориться: утверждения идеалистов и материалистов относительно возможности познания звучат по форме одинаково, но вкладывается в них различное содержание. Дело в том, что решение второй стороны основного вопроса философии неразрывно связано с решением первой его стороны, т.е. зависит от того, что признается первичным, иными словами, от уяснения того, о познании какого мира идет речь. Материализм говорит о познании объективного, материального мира, а сами знания рассматривает как идеальные образы этого мира. Субъективный идеализм сводит процесс познания лишь к описанию собственных ощущений. С точки зрения объективного идеализма, например, Гегеля, – человек познает не объективный, материальный мир сам по себе, а воплощенное в нем «инобытие» Абсолютного духа.

Вместе с тем есть философы, которые в принципе отрицают возможность познания мира. Такие философы называются агностиками (от греч. а – не, gnosis – знание). Агностицизму в древнегреческой философии предшествовал скептицизм (Диоген, Секст Эмпирик) (от греч. skeptomai – сомневаюсь). Скептики выражали сомнение в возможности достижения достоверного знания о мире. Наиболее крупными, можно сказать классическими, представителями агностицизма в истории философии были английский философ, историк, психолог Д. Юм и немецкий философ И. Кант (1724–1804). Юм – субъективный идеалист, следовательно, для него мир – «совокупность моих ощущений». На вопрос же о том, что стоит за нашими ощущениями, т.е. чем они вызываются, Юм отвечал, что мы не знаем и знать не можем. Кант в отличие от Юма утвердительно отвечал на вопрос о существовании объективной реальности. Кант признавал, что вещи существуют объективно, вне нас, независимо от нас. Но считал их «вещами в себе», так как «о том, каковы они сами по себе, – писал Кант, – мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства»1. Кант доказывал, что между «вещью в себе» и «явлением» (тем, как она нам является) существует непреодолимая пропасть, которую человеческий разум не в состоянии преодолеть. Отличие агностицизма Канта от агностицизма Юма позволяет говорить о двух оттенках, разновидностях агностицизма: юмовского и кантовского. Таким образом, в решении вопроса о познаваемости мира можно выделить следующие основные позиции: скептицизм и агностицизм. гносеологический оптимизм.

Проблеме познания будет посвящена отдельная лекция. Подчеркнем лишь, что попытка решить вопрос о возможности познания мира, изолируясь от человеческой практики, – это бесплодная попытка. Только в практике человек может доказать истинность и мощь своего мышления. Следует также различать два аспекта проблемы познаваемости мира: 1) способен ли человек познавать мир, т.е. способно ли человеческое сознание правильно отражать мир? и 2) возможно ли достижение полного, исчерпывающего знания о мире? Ясно, что ответы на эти вопросы будут существенно отличаться.

Другой важнейшей философской проблемой является проблема метода в философии. Проблема метода в философии – это, по существу, вопрос о том, в каком состоянии находится мир. Находится ли он в движении, изменении, развитии или в нем господствуют устойчивость и неизменность? Существует ли в мире взаимная связь и обусловленность явлений или они совершенно изолированы друг от друга? Сам термин «метод» происходит от лат. metode, что в переводе означает «путь к чему-либо». Начало этот термин берет от Сократа. Он возник позже термина «философия». Метод – способ, путь, средство, совокупность правил, требований, принципов, ориентирующих человека в его познавательной и практической деятельности (сформулированных на основе знания закономерностей исследуемой области действительности). Есть методы частные, общие (например, идеализация, формализация, аксиоматический метод, метод математической гипотезы, индуктивный метод), и всеобщие. К всеобщим относятся философские методы: «диалектика» и «метафизика». Несколько слов об истории и значении этих терминов. Диалектикой в древности называли умение вести беседу, умение установить истину в процессе столкновения мнений. В XVIII–XIX вв. немецкие философы понимали под диалектикой развитие мыслей через противоречия, которые имеются в самих мыслях. Маркс и Энгельс понимали под диалектикой определенный способ подхода к анализу действительности, который характеризуется рассмотрением вещей, явлений, процессов мира в их движении, развитии, изменении, всеобщей связи и взаимной обусловленности. Источник же движения диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих всем явлениям и процессам.

Термин «метафизика» в переводе с греческого означал буквально «после физики» и вплоть до начала XIX в. употреблялся как синоним философии. Начиная с Гегеля под метафизикой стали понимать метод, противоположный диалектике. Для метафизики характерно одностороннее рассмотрение явлений, вне их связи с другими явлениями, без учета различных сторон и подходов к изучению объекта. Метафизику не интересуют происходящие с объектом изменения, она рассматривает вещь, в сущности, как неизменную, не может проанализировать объективных причин ее возникновения, развития и исчезновения. Однако сам метафизический метод претерпел определенную эволюцию. Со 2-й половины XIX в. с идеей развития были согласны уже все. Но на первый план выдвинулось не просто признание развития, а конкретное содержание развития. Дело в том, что метафизика в отличие от диалектики отрицает внутренние противоречия в явлениях и процессах и конечную причину развития видит, как правило, в потусторонней силе или «первотолчке». Сегодня метафизика как метод в «чистом» виде не существует. Можно говорить лишь о различных проявлениях метафизического способа мышления, таких как схоластика, софистика, эклектика, формализм, догматизм13. Реальная практика убеждает в том, что именно диалектический метод является аналогом действительности, а потому более верно ориентирует познавательную и практическую деятельность человека.

Область применения методов частных наук обычно ограничивается рамками предмета данной науки. Философские методы носят универсальный характер. Но они прилагаются к специальным областям знаний не прямо, а в результате переработки их в систему положений, применимых к специфическому материалу соответствующей науки. Важно вместе с тем отметить, что деление философов на материалистов и идеалистов не совпадает с делением их на метафизиков и диалектиков. Так, немецкий философ Людвиг Фейербах (1804–1872) был крупным представителем материализма. Но его материализм носил метафизический характер. Основатель же диалектики – Гегель – классический представитель объективного идеализма.

Многообразие философских школ и направлений не означает, что между ними нет ничего общего. Все они по-своему стремятся решить одни и те же проблемы бытия и познания. В каждом из направлений так или иначе отражается та или иная сторона материальной и духовной деятельности человека, его отношение как к самому внешнему миру, так и к его познанию. Поэтому было бы неверно представлять историю философии лишь как историю борьбы различных философских школ и направлений. Это была также история их взаимовлияния и взаимообогащения. По замечанию одного из видных представителей русской философии 2-й половины XIX и 1-й трети XX вв. профессора философии Санкт-Петербургского университета А.И. Введенского, «...чуткость к чужим учениям – наилучший залог успешного развития философии. Это общий закон развития философии»14.

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen