Что делать если тебя бьет двухгодовалый ребенок. Почему ребенок бьет маму? Что делать, если маленький ребенок бьет маму? Своевременно помогайте ребенку понять причины агрессивного поведения

Для малыша в возрасте от года до трех лет мама – центр вселенной, самый дорогой и близкий человек. Радость или возмущение, счастье или горе – все эмоции и переживания дети передают маме и только потом другим членам семьи. Некоторые малыши периодически бьют своих мам, отстаивая свою правоту. Стоит ли считать такое поведение нормой или на лицо отклонение в развитии?

Почему ребенок 1-3 лет агрессивен и бьет маму?

Психологи давно выяснили: психоэмоциональный мир ребенка устроен гораздо тоньше, нежели может показаться.

Папа не любит маму? Ребенок не был долгожданным в семье? Родители воспитывают его по-спартански? Или напротив, неистово опекают? Любой фактор этот может стать причиной агрессивного поведения.

Возможные причины агрессии:

  1. Ощущение ненужности . Дети прекрасно понимают, что являются обузой и проблемой для родителей. Интонации и жесты считываются ими быстро на подсознательном уровне. Агрессией ребенок доказывает, что имеет право существовать в семье как полноценный ее член.
  2. Отношения на грани развода . Постоянные конфликты родителей, выяснения отношений, нестабильная обстановка, неуважительные отношение друг к другу заставляют ребенка страдать и искать выход. Со временем он может вырасти в манипулятора с агрессивной моделью поведения.
  3. Неуважение к ребенку . Дети очень чувствуют, если их постоянно ставят на место, игнорируют их просьбы, словом ни во что не ставят. Агрессия является защитой ребенка от подобного отношения к себе.
  4. Тотальный контроль . Есть родители, которые держат детей в ежовых рукавицах. Но дети воспринимают это как подавление личности и реагируют агрессивно. Как известно, лучшая защита – нападение.
  5. Окружение опекой . В семье, где папа и мама буквально укутывают дитя своей заботой может вырасти довольно агрессивный ребенок. Почему? Ребенок становится просто избалованным и не знает отказа в своих просьбах.
  6. Дефицит внимания . Занятые родители нередко «отмахиваются» от детей или откупаются дорогими игрушками. Ребенок подсознательно чувствует, что его забыли и начинает вести себя не совсем адекватно.
  7. Страх . Тревога и боязнь могут вызывать желание протеста и, как следствие, начало агрессии.

Стоит или нет бороться с драчливым ребенком? Конечно можно попытаться пережить «драчливый» период. Очень часто с возрастом ребенок перестает драться с родителями просто потому, что взрослеет.

Но если вы видите: что период затягивается — принимайте меры.

Как отучить ребенка 1-3 лет бить маму – лучшие способы гасить агрессию

Название Возраст Описание
Игра в песок От 1 до 3 Пусть ребенок почаще играет в песочнице , строит замки, крепости, роет рвы. Потом предложите ему разбомбить строение, чтобы выплеснуть приступ гнева.

Заменой песочницы дома может стать кинетический песок , игра с крупой (например, гречкой) или любыми сыпучими материалами. Дома можно предложить ребенку пересыпать крупы из одной баночки в другую, набирать в лопаточку, трогать ручками, сыпать в водичку и так далее.

Такие занятия отлично успокаивают, а параллельно, развивают мелкую моторику.

Обзывалки 3 года Предложите поиграть в игру – обзывалки. Передавайте мяч, наподобие игры в «горячую картошку», называя любую необидную «обзывалку» . Например, предложите использовать в качестве обзывалок названия овощей. «Свеколка, морковка, арбузище» – спектр слов может быть широким.

Игра позабавит, а заодно обогатит словарный запас малыша.

Игра в барашков 2-3 года По мнению психологов игровая форма «бодания» помогает ребенку легально выплеснуть агрессию. Встаньте на колени, упритесь друг в друга лбами и говорите «бе».

Время от времени перевоплощаясь в барашка, дитя будет чувствовать себя гораздо спокойнее, ведь взрослые в игре помогают ему выплескивать энергию в правильном направлении .

Бой подушками От 1 до 3 лет Дети обожают драться на подушках !

А тем временем, это совсем не озорство, а способ избавиться от накопившегося гнева.

Взрослый может придать игре смысл, если придумает сюжет. «Бои индейцев» или «Сражение бравых пиратов», наверняка, будут интересны детям. Вариант игры с ребенком от года может быть шутливый бой с надувными молотками .

Рисовалки 2- 3 года Предложите ребенку нарисовать свой гнев , изобразив в виде сказочного колобка. Пусть ребенок изобразит страшную, смешную рожицу.

Замечено: со временем он научится «прорисовывать» свои всплески гнева.

Распространенные ошибки родителей

Советы психолога Анастасии Уманской, что не нужно делать, если малыш бьет маму:

  • Ребенку дают сдачи . Даже символический и несильный удар в ответ лишь убеждает малыша в правильности выбранной тактики поведения. Он принимает модель за нормальную и время от времени будет ее использовать.
  • Притворяются, что плачут . Маленькому ребенку в годик или 2 может очень понравится, что его действия вызывают у мамы такую реакцию. Нельзя исключать, что маленький разбойник начнет бить маму, чтобы потом увидеть ее слезы. Это же касается и сильных криков, воплей (якобы от боли) и так далее.
  • Давить на стыд подобного поведения . Ребенок возрасте от 1 до 3 лет еще не осознает, что такое стыдно, так что ваши слова не будут услышаны.

В любой ситуации старайтесь найти компромисс с ребенком , не реагируйте на драки категоричными запретами, криками (и тем более ответными ударами).

  • Найдите приемлемый способ дать малышу волю своим чувствам и эмоциям : запишите его в развивающий центр, водите на занятия спортом.
  • Позаботьтесь о том, чтобы все , с подвижными играми, яркими и насыщенными . Не исключено, что ребенок будет выплескивать энергию и со временем желание драться с мамой сойдет на нет.
  • Старайтесь объяснять малышу о недопустимости такого поведения . Чем старше он становится – тем чаще надо напоминать ему о и объяснять спокойным и ровным голосом. Повышенный тон со стороны родителей, несдержанность и эмоциональность могут только усугубить проблему.

Будьте терпеливы, добры и снисходительны, и очень скоро маленький разбойник порадует вас образцово-показательным поведением.

Известный американский педиатр Бенджамин Спок лояльно относился к проявлениям .

Мол, со временем ребенок перерастет периодических всплесков агрессивности, поскольку добрым примером ему будут служить хорошие взаимоотношения между окружающими его людьми и благосклонность родителей. Но всегда ли уместна такая практика не сопротивления?

Причины агрессии

Как нельзя всерьез воспринимать детскую игру в войнушку покушением на жизни участников баталии, так и не всякий тумак признак агрессии ребенка по отношению к близким .

Как распознать, когда чаду уже пора объяснить желаемые окружающими рамки для его поведения и что в действительности означают его попытки грубо себя вести с окружающими?

Конечно, если ребенок слишком мал и еще не в состоянии не только оценивать свои поступки, но даже с трудом управляет своими руками — от нечаянных прилетов по лицу никто не застрахован.

Но если в дальнейшем взрослые не будут показывать, что такие действия — это нежелательное явление, то привычка может закрепиться в подсознании маленького человека и станет вполне приемлемой практикой для него.

Почему дети бьют родителей?

Возраст 1-2 года:


Возраст 3-4 года :

  1. Избалованность и вседозволенность , отсутствие адекватной реакции на агрессию по отношению к взрослому.
  2. .

    Мгновенно возбуждаемая психика требует быстрой разрядки, поэтому процесс плохо контролируем сознанием и не регулируется внутренними «тормозами», появившимися благодаря воспитанию.

  3. Напряженная обстановка в семье или даже насилие: что ребенок видит, то и воспроизводит.
  4. Отклонение в развитии. Дети с серьезными психическими заболеваниями не могут контролировать свое поведение.

Возраст 5-6 лет:

Дошкольники уже хорошо понимают разницу между позволительным и непозволительным поведением, если росли в адекватной среде.

Поэтому любые неигровые попытки ударить взрослого или родителя — это признак серьезной проблемы .

  • ребенку все позволяется, отчего он привык, что никто ему не указ;
  • проживание в семье, где демонстрация насилия и агрессия — это нормальная практика;
  • доступ к видеоматериалам с жестоким сюжетом.

Почему годовалый малыш бьет маму по лицу?

Пока он только начинает познавать мир, то хлопки по лицу это способ познания мира и одна из немногих форм протеста, доступная чаду на текущий момент. Ребенок еще не полностью осознает , что во взрослом мире это способ выражения оскорбления, унижения и агрессии.

У чада может начать закрепляться отвратительная по сути привычка, получать удовольствие при ударе кого-то. В будущем такая база навыков может быть причиной плохо осознаваемой, но настойчивой тяги к издевательствам над кем-то.

Намеренный удар следует купировать словами, указывающими на ваше недовольство таким поведением и блокированием занесенной руки-ноги для повторного действия.

Если ребенок настойчиво порывается выполнить удар и ему это удается, можно парировать манипуляцию ответным действием . Естественно, не в полную силу, но ощутимым.

Например, пристукнуть по ручке пальцем и строго сказать, что так делать нельзя. Даже еще не понимая смысла многих слов, малыши ближе к году уже отлично распознают интонации и способны правильно на них реагировать.

Что делать?

Ребенок бьет родителей, когда психует: что делать? С полутора-двух лет дети довольно осознанно воспринимают себя и окружающий мир в пределах семьи.

При правильном воспитании они уже имеют некоторое представление о рамках нормального поведения, но, естественно, не всегда способны контролировать свою агрессивность и прочие сильные эмоции.

Зато уже понемногу усваивают наличие связи между плохим поведением и последующим наказанием в виде запрета на десерт, игру на компьютере и т. п.

Непосредственно одним из вариантов поведения взрослого может быть крепкое объятие чада с блокировкой рук ног.

При нормальной психике ребенка такое воздействие быстро оказывает нужный эффект, поскольку не дает ребенку разойтись на всю катушку.

К тому же спокойствие взрослого тоже действует положительно.

Как себя вести?

Продемонстрировать ребенку свое недовольство поведением с помощью мимики лица и строго голоса.

Желательно блокировать каждый удар перехватом, фиксировать руку или ногу в воздухе и проговаривать вслух, что так себя вести нельзя.

При отсутствии желательной реакции предупредить ребенка о последующем ответном ударе с вашей стороны, если чадо не прекратит нападки.

По окончании острой фазы проявления агрессии выясните причину ее появления и исключите факторы для предотвращения рецидива.

Важно добиться от окружения (мужа, прочих родственников), чтобы они придерживались политики оказания сопротивления ребенку и гуманного купирования агрессии, а не подбадривали его высказываниями наподобие: «Так ей! А ну наподдай! Вот непослушная мама, давай, давай, нашлепай ее».

Мама самый близкий человек на свете, она всегда рядом, когда ребенку весело или грустно, она все простит и поймет. И именно поэтому мама чаще других, становиться объектом выхода неконтролируемых детских эмоций или же психологических экспериментов малыша. Часто бывают такие ситуации, когда ребенок бьет маму, что делать, и как себя вести в таких случаях?

Примерно в три года у детей происходит серьезный кризис, первое рождение личности. Спокойный малыш вдруг начинает проявлять негативизм, упрямство, своеволие, протест, закатывать истерики. Происходят изменения во внутреннем мире малыша, он впервые осознает себя отдельной личностью, утверждает свое «Я», чаще всего это проявляется негативным отношением к тому, о чем его просят. Он пытается все сделать наоборот. Именно с этого момента начинается становление личности.

Почему ребенок бьет маму

В определенный период своего развития, дети могут проявлять свои эмоции в поступках неприемлемых в обществе, таким образом, они пытаются справиться с нахлынувшими эмоциями, выразить протест или обиду или же просто проверяют границы дозволенного.

Выход эмоций

Маленькие дети не умеют контролировать свои эмоции, и часто во время активных игр ребенок в 2-3 года бьет маму. Это происходит не со зла, и малыш совсем не хочет причинить боль, просто таким доступным способом он ищет выход эмоционального всплеска. По сути ничего плохого не происходит, но иногда такие выпады бывают довольно болезненными, а с взрослением малыш будет принимать такое поведение за норму, что может послужить причиной конфликтов с его сверстниками на детской площадке или в саду.

Иногда причиной такого поведения становятся сами же родители, которые норовят ущипнуть годовалого кроху, помять, покусать , все естественно происходит от переизбытка чувств и нахлынувшей родительской любви, сопровождается улыбками и прибаутками. Но малыш запоминает такую модель поведения, вот и готовый ответ на вопрос, почему ребенок в год бьет маму.

Для того чтобы и дальше не усугублять сложившуюся ситуацию начните с себя, постарайтесь контролировать свои эмоции и проявлять свою любовь к сыну или дочери объятиями, поцелуями и нежными словами, тогда и малыш следуя вашему примеру будет поступать также.

Но если проблема уже существует, необходимо как можно скорее дать понять, что так делать не стоит.

Как реагировать если ребенок бьет маму? Для начала стоит сказать малышу, что вам не нравиться такое поведение, при этом не стоит ругать его, поскольку это не он плохой, а его поступок. Объясните крохе, что родителей лучше обнимать, а не колотить, покажите как это сделать. В том случае если ребенок не понимает и продолжает бить маму по лицу, необходимо спустить его с рук, или отойти на расстояние при этом еще раз объяснив причину, по которой вы не хотите с ним общаться.

Протест

Нередко родители, переживая за безопасность своего чада, бывают чрезмерно строги, и ограничивают его жизнь запретами. Находясь в такой обстановке, малыш постоянно слышит: нельзя, не иди, ни бери, что создает психологическое давление и не дает развиваться. И если годовалый ребенок бьет маму по лицу, веселясь или не осознавая серьезности своего поступка, то ребенок 4 года бьет маму уже осознанно из чувства протеста и несогласия с установленными правилами. По сути, так малыш пытается отстаивать свое право быть ребенком и в чем-то он прав, если не брать во внимание методы его борьбы.

Если ребенок бьет маму в ответ на замечание как себя вести? Здесь уже роли не играет, какое было замечание, справедливое или мама просто попросила его не разбрасывать игрушки, малыш уже не слышит родителей. Запретов не должно быть много, для детей до 4 – 5 лет в течение дня нельзя говорить слово «нет» больше пяти раз. Постарайтесь находить компромиссы, сглаживать острые углы, делать меньше замечаний. Реакцией на то, что малыш ударил, должен быть диалог, ведь именно этого не хватает малышу – чтобы его услышали, прислушались к его мнению, учли его пожелания. Если ответом на удар будет гнев, или крик или ответный удар – возможно малыш больше не посмеет так делать, опасаясь реакции родителей, но причина, повлекшая такую его реакцию, останется, и возможно выльется в более серьезную проблему в дальнейшем. Как показывает практика, дети, выросшие в слишком строгих семьях, в юношеском возрасте становятся неуправляемы.

Агрессия

Наверное, все родители в той или иной степени сталкивались с проблемой агрессии. Малыш сердится на вас, он может обидеть другого ребенка, причинить боль животному, демонстративно сломать игрушку. Причин такого поведения огромное множество. Важно, чтобы оно не закрепилось и не стало основным способом выражения чувств ребенка.

Исследуя причины, способствующие формированию агрессии в детском возрасте, многие исследователи (Б. Крэйхи, Н. М. Платонова, Р. Бэрон и др.) придерживаются мнения, что основной моделью такого поведения является семья. В семье может проявляться холодность, безразличие или враждебность со стороны родителей, негативные оценки, подавление, неуважение к личности ребенка, эмоциональное неприятие ребенка, конфликтность, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей, запрет на физическую активность, агрессивное отношение отца к матери.

Неадекватный стиль семейного воспитания рассматривается как одна из основных причин агрессивного поведения ребенка. Исследования показывают, что родителями агрессивных детей очень часто являются люди, придерживающиеся в воспитании политики невмешательства или предоставляющие слишком много свободы, доходя до того, что вообще не уделяют внимание ребенку

Если ребенок в 3-4 года бьет маму при выплеске агрессии что делать?

По мнению ведущих врачей- психиатров Московского городского психолого-педагогического университета твердо скажите «нет», подкрепив свои действия удержанием руки ребенка и выразительным жестом. Ни в коем случае не давайте сдачи! ребенок не осмыслит ваш «воспитательный» прием, а будет поступать так же, имитируя ваше поведение/ Л.Г. Бородина, Е.Н. Солдатенкова / Взрослым нужно помнить, что резкое подавление агрессии, строгие наказания могут привести к закреплению негативного поведения. Склонный к суровому возмездию взрослый невольно подает ребенку пример агрессивности. Известно, что дети, часто наблюдающие «злость» значимых взрослых, перенимают форму их поведения. Отсутствие наказаний также приводит к закреплению агрессивности. Психологи H.H. Заваденко и Т.Ю. Успенская (см. Дубровина И.Всоавт. Практическая психология образования. М.,1998) предлагают по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с признаками агрессии (в допустимых формах) и поощрять его хорошее поведение.

Важно научить детей правильно проявлять свои чувства, помочь ребенку научиться реагировать на те или иные ситуации и явления внешней среды в адекватной форме, а не подавлять свои эмоции. Не оценивать чувства ребенка, не требовать, чтобы он не переживал того, что в данный момент переживает. Как правило, бурные реакции - результат длительного зажима эмоций.

Нервная система малыша еще не совершенна и любые стрессы в виде семейных ссор, переездов, смены режима дня, могут спровоцировать нервный срыв, вызвать у него истерику или агрессию. Как правило, агрессивные дети, выплескивают свой негатив на самых близких, или же на тех, кто не может дать им сдачи. Если мама, все понимает и прощает, она становиться объектом для битья.

Доктор Комаровский советует: если ребенок бьет маму, давать ему сдачу в ответ, поскольку никакими педагогическими увещеваниями или уговорами здесь не поможешь. Как говорит Евгений Олегович, агрессия – это инстинкт, и в ответ на вашу контролируемую агрессию дети учатся понимать, что сильных нужно уважать.Возможно, в чем-то доктор и прав, и если ребенок 1-5 года бьет маму, то, получив то же в ответ, он может прекратить это делать, поскольку сработает другой инстинкт – самосохранения, но агрессия-то останется и будет искать выход в другом месте. Сделав выводы, что сильных, нужно уважать, он поймет, что слабых можно обижать. И тогда свое плохое настроение или неконтролируемый гнев он будет вымещать на детях, которые не умеют, не хотят или не могут дать сдачу, или на животных.

Нужно научить кроху, справляться со своими чувствами, а если ему хочется бить, крушить и ломать – купите ему боксерскую грушу и он может выпустить свой пар, не причиняя никому боли. Еще лучше со временем отдать такого малыша в спортивную секцию, где помимо приемов и занятий преподается дисциплина уважения к окружающим и запрет на применение силы к слабым.

Проверка границ дозволенного

Несмотря на свой склад характера и личные качества, дети имеют такую модель поведения, которой их научили в семье. Приходит время, и дети начинают прощупывать почву, несознательно, но все, же пытаться проверить, что позволено, и где запрет. Так если ребенок 1 год бьет маму по лицу, со стороны это выглядит забавно, но именно родительская реакция на такие выпады определяет, будет ли малыш делать это и дальше. И если ребенок бьет маму в 2 года, то, скорее всего он станет это делать и в 5 лет, поскольку мама это позволила.

Как отучить ребенка бить маму?

В такой ситуации достаточно дать понять, что такое поведение неприемлемо. Для этого не нужно бить малыша в ответ, ведь этим вы напротив, показываете плохой пример. Плачем и криками, так же, мало чего, можно добиться, для крохи это спектакль и он еще не единожды будет провоцировать вас, чтобы посмотреть на наигранные слезы.

И если на этапе созависимости (от рождения до 6-9 месяцев) задача для родителя состоит в том, чтобы создать такую атмосферу, в которой ребёнок чувствовал бы крепкую связь с родителем и доверие к нему и к миру, то задачей этапа противозависимости (пик приходится на 18-36 месяцев) является создание такой обстановки, в которой ребёнок сможет исследовать мир безопасно и сможет отделяться и удаляться от родителя, зная, что в любой момент он сможет вернуться в надёжные и безопасные объятия принимающего и любящего родителя.

Само название этого этапа жизни - противозависимость - красноречиво говорит о себе и о том, что может чувствовать ребёнок в это время - "я против зависимости".

Да, он действительно может бесстрашно отделяться от родителя, благодаря своей естественной тяге исследовать мир и своему безудержному желанию узнать что-то новое. Это тот возраст, когда интерес ребёнка сильнее его страха. И это тот возраст, когда появляется негативизм и ребёнок заявляет своё "нет" временами на всё подряд и в том числе на родительский запрет.

Но мы, родители, - взрослые люди, которые осознаём, что ребёнок ещё не в состоянии оценить меру опасности того или иного детского исследования, и мы, родители, имеем какие-то свои правила поведения в семье и в социуме, о которых ребёнок пока ещё и не догадывается.

Наша родительская задача состоит в том, чтобы устанавливать ребёнку определённые ограничения, что-то ему запрещать и в чём-то ему отказывать, и при этом помочь ребёнку адаптироваться в мире, благодаря умению проживать злость и грусть по поводу того, что не всё желаемое возможно.

Это время, когда родитель уверенно и спокойно обучает ребёнка границам, произнося слова: "нет", "это невозможно", "это опасно", "нельзя", "я запрещаю".

Мы сразу же можем заметить, как бурно на такие ограничения реагирует ребёнок, но мы не сразу же можем увидеть, что благодаря таким ограничениям ребёнку становится спокойнее и надёжнее. Ведь это будет потом, со временем, а пока что перед нами малыш, который любой ценой пытается отстоять своё и ещё не умеет смириться с тем, что не всё желаемое возможно.

Как помочь ребенку научиться выражать свои эмоции и как выдерживать самому эти детские "гневные бури", не навредив малышу и уцелев самому?

Прежде всего, следует помнить о том, что любая ваша реакция - это образец для подражания для вашего малыша . Вы можете говорить ему сколько угодно, о том, что маму бить нельзя, но если при этом вы будете бить по попе ребёнка каждый раз, когда он ослушался вашего запрета, то у ребёнка может быть определённый "взрыв мозга": "бить нельзя, но мама это делает".

У него может появиться, к примеру, такой вывод: "я могу говорить о том, что бить нельзя, но при этом я могу бить кого-угодно, либо того, кто слабее меня".

Если вы будете часто поднимать руку на ребёнка, то рано или поздно, вам удастся таки сломать его и заставить делать то, что нужно вам, но в будущем всё это может аукнуться как вам, так и ребёнку малоприятными последствиями - испорченными отношениями между вами, детскими страхами и тревожностью, жизненной пассивностью ребёнка или наоборот чрезмерной его агрессивностью.

В каждом конкретном случае могут быть различные последствия. Чтобы их избежать, родителям необходимо разобраться со своим чувством гнева и умением его проживать . Бывают случаи, когда маме или папе особенно трудно самостоятельно это сделать и научиться совладать со своими "гневными бурями".

Тогда лучше всего обратиться за помощью к специалисту - психологу или психотерапевту, чтобы вместе исследовать это чувство. Возможно осознать свои травмы развития или привязанности и внести коррективы в ваше поведение, которое непосредственно повлияет и на вашего ребёнка в том числе. Выгода очевидна - изменив себя, вы поможете меняться и вашему ребёнку.

Хочу подчеркнуть, что в этой статье мы говорим о детях в возрасте, для которого характерно проявление исследовательской агрессии и агрессии отделения от важных взрослых . "Ужасные двухлетки" ("terrible twos") можно встретить в англоязычной литературе. "Кризис 3 лет" говорят у нас. Именно в этом возрасте мы наблюдаем частые неконтролируемые вспышки гнева у детей, но чтобы эти неконтролируемые вспышки гнева не стали нормной поведения для ребёнка в будущем, нам необходимо действовать определённым образом.

Первое, что необходимо сделать - это создать безопасное пространство для исследования вашего дома малышом ; по возможности на какое-то время убрать, то что может причинить значительный вред здоровью ребёнка или то, что чаще всего провоцирует именно у вашего ребёнка истерики со вспышками гнева. Это даст ребёнку возможность реже слышать "нет" и "нельзя", позволит ему чувствовать "миру - да!" и вашу поддержку его любознательности и неподдельному интересу к тому, что его окружает.

Всё то, что интересно, но опасно вы изучаете вместе. Меру опасности оцениваете вы, поэтому способ изучения выбираете тоже вы. Малыш будет расти, его мозг "дозревать", а эмоциональная сфера развиваться, и со временем у вас будет больше различных возможностей и способов объяснять, что ему можно, а что нельзя, но пока что ему важно усвоить, что ограничения существуют и они оберегают его.

Убедитесь, что удовлетворены базовые потребности малыша : что он выспался, сыт, физически здоров, чувствует себя в безопасности рядом с вами и что ему хватает вашего внимания. Чаще всего истерики с наиболее яркими вспышками гнева возникают, когда ребёнок устал, хочет спать, есть, пить либо чувствует какую-то физическую боль или вашу неуверенность, тревогу или неприязнь.

Проанализируйте причины, из-за которых чаще всего возникает агрессия ребёнка : когда? на что? при ком? после чего? перед чем?.. Помните, что дети часто злятся не только тогда, когда им запрещают и отказывают, но и тогда, когда нарушают их границы, к примеру, забирают их игрушки или отрывают их от какого-то увлечённого занятия. А также тогда, когда их не понимают или не принимают.

Поэтому у малышей, которые ещё не умеют разговаривать или у тех, кого взрослые не понимают или понимают неправильно, вспышки гнева бывают намного чаще, чем у тех детей, кто уже может донести словами свои желания, потребности и у тех, чьи родители умеют слышать и понимать своего ребёнка. Обратите внимание не только на то, ЧТО вы говорите ребёнку, но и КАК вы это произносите. Дети очень чувствительны к интонациям и настроениям, а также к отношению, которое транслируют к ним взрослые.

Обратите внимание на то, какое несознательное послание вы можете давать ребёнку в контексте этой темы. Бывает так, что родитель своими словами и действиями запрещает ребёнку драться и кусаться, но внутренне он чувствует радость и гордость, что его сын или дочь так круто умеют постоять за себя. Ребёнок это послание "считывает" и продолжает драться и кусаться.

Да, умение отстоять себя, защитить себя и близких, временами дать сдачи - это важное умение, но в этом возрасте лучше избежать рекомендаций типа: "Первый не бей, но бей в ответ". Позже ваш сын иди дочь смогут научиться уверенно останавливать обидчика и даже заняться самбо или карате, но пока что они слишком малы для того, чтобы разбираться самостоятельно, когда им бить можно, а когда нельзя.

Или наоборот, вы словесно вроде бы даёте ребёнку разрешение на то, чтобы он отстаивал себя смелее, но внутренне испытывате стыд или вину за ребёнка, который злится и, к примеру, настойчиво отбирает свою игрушку у другого ребёнка в песочнице. Ваш малыш это может чувствовать и, скорее всего, от растерянности будет либо бездействовать, либо проявлять аутоагресию.

Определитесь с чёткими запретами для ребёнка . Согласуйте их с теми взрослыми, которые чаще всего общаются с ребёнком, ведь общая позиция взрослых помогает ребёнку видеть и чувствовать одни и те же "закрытые и открытые двери" и понимать, что есть "двери тщетности", открыть которые невозможно, независимо от того, кто с тобой рядом. Если один взрослый что-то разрешает, а второй это же запрещает, то ребёнок путается и не может "зарегистрировать тщетность" и будет продолжать всячески добиваться своего.

Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, что означает “нападение”, “приступ”. Будьте готовы к тому, что у маленьких детей будут приступы гнева и что они будут нападать на вас физически в том числе. Это нормально для маленьких детей. Ваша задача - сделать так, чтобы это не стало нормой для них повзрослевших. На этапе противозависимости родитель обучает ребёнка злиться так, чтобы гнев его выходил, но при этом никто не пострадал. Подготовьте себя к тому, что ваша реакция на удар или укус должна быть такой, которая не будет вызывать у ребёнка веселье или испуг, стыд или вину.

Дайте ребёнку разрешение на выражение своего гнева так, чтобы при этом никто из людей не был травмирован, ничего ценного не пострадало и чтобы ребёнок не чувствовал вину за то, что он проявил свою сильную емоцию. Ваши основные послания ребёнку: "Ты можешь быть в ярости на человека, продолжая его любить" и "Я могу выдержать твою силу, невзирая на эмоции, которые ты выражаешь", "Ты мне нравишься, даже если мне не нравится то, что ты делаешь" и "Мне нравится твоя сила, даже если бы мне хотелось, чтобы ты вел себя поспокойнее". Вы можете запрещать ребёнку те или инные способы проявления гнева, но не саму эмоцию гнева.

Запрещайте ребёнку бить и кусать вас. Таким образом вы предъявите ребёнку свои границы и продемонстрируете ему то, как в будущем он сможет защищать себя. Скажите ему убедительно и твердо: "Мне больно. Я запрещаю тебе бить меня".

Учтите, что эти слова вам придётся повторить далеко не один раз (детям нужны частые повторения одного и того же, чтобы они это осознали и приняли) и что если ваш ребёнок совсем мал, то он может не понимать значения слова "больно" (обучать этому слову лучше всего в ситуации, когда ребёнок, например, больно ударился и расплакался: "Ты упал и ударился. Тебе больно"). Знайте, что ваше внутреннее чувство уверенности, что вы защищаете себя и свои границы будет передаваться малышу.

Кроме того, вам нужно дополнить свой короткий словесный запрет физическим действием - остановите руку или ногу ребёнка в момент, когда он собирается наносить удар. Опять же делайте это уверенно, но не причиняя боли ребёнку. Вероятнее всего, в ближайшем будущем ребёнок откажется от таких ударов, видя, что они не действуют.

Не убегайте от ребёнка и не игнорируйте его удары . Помните, что ребёнок учится у вас стратегии поведения в таких случаях и что ребёнку важно чувствовать себя в безопасности. Многое из того, что происходит между вами и ребёнком даёт ему определённые несознательные послания. Например, "мама, которая убегает, вряд ли сможет защитить себя и меня", или "мама - слабее меня", или "мама боится меня", или "мама, которая игнорирует меня, не любит меня", или "маму можно бить, она этого итак не замечает".

Как ни парадоксально звучит, но агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком строгих родителей, и у чрезмерно мягких. Если родители не обращают внимание на агрессивные реакции ребенка, то он скоро обучается тому, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева могут перерасти в привычку действовать агрессивно по отношению к родителям и другим людям.

Итак, вы останавливаете удары и укусы ребёнка. А что же вы предлагаете взамен? Помните, что ребёнку необходимо выпустить пар! А как это сделать лучше всего? Через движение, особенно бросок. Пусть ребёнок топает ногами, размахивает в воздухе руками и ногами, пусть сжимает кулачки и рычит или кричит . Разрешите ребёнку бросать всё то, что не бьется, не травмирует и не сможет разбить что-то в вашем доме .

Когда мой сын был в этом возрасте и у него случались такие вспышки гнева, то я буквально ходила за ним по пятам и говорила: "Это можешь бросать. Это нет! Стоп!". И останавливала его руку или быстро забирала предмет, чтобы он не смог его взять. Со временем я заметила, что он уже сам начал чудесно фильтрировать и выбирать, что бросать можно, а что нет.

Например, он подходил к тарелке или бутылке, которая может разбиться и останавливал сам себя, при этом мог взять пластмассовую тарелку или бутылку и в гневе бросить их на пол. Временами это было похоже на ураган. Но ураган этот довольно быстро утихал. Сын пар выпускал и успокаивался.

Всё это время я была открытой для него. В любой момент он мог прийти в мои объятия и в них почувствовать принятие и утешение, в том числе от души поплакать. После того, как ребёнку не удалось получить желаемого даже ценой таких настойчивых и гневных действий, он чувствует усталость и тщетность, которая поможет ему принимать запреты и отказы в будущем, а пока что ему важно, чтобы рядом с ним был взрослый, который бы эту тщетность помог ему прожить.

Сейчас моему сыну 3 года 8 месяцев, он уже не бросается тарелками и бутылками, и не пытается меня ударить, а просто сигнализирует о своём гневе телом, голосом или словами, например такими: "Я злюсь. Я хочу тебя ударить. Когда-нибудь я буду тебя бить". Мы успешно перешли от стадии, когда ребёнок наносит физические удары к стадии, когда для ребёнка характерно словесное проявление гнева и различение намерения и действия.

Пройдёт ещё время и он освоит новые более зрелые и конструктивные способы выражения гнева, и когда наступит "когда-нибудь", то вряд ли у него останется вот это желание меня ударить, но пока что мы можем об этом и поговорить:).

Очевидно, что ситуации, когда дети дерутся, - разные. Естественный ли это этап взросления или тревожный звоночек, что не все так гладко и ребенку стоит уделить больше внимания, - разберемся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей...

Группа детей возвращается с прогулки. Детки стоят вдоль стеночки, и вдруг один мальчуган резко, с размаху бьет другого по груди. Малыш сразу в слезы, воспитатели ругают обидчика, успокаивают обиженного.

Или вот еще: девочке приглянулась кукла другой малышки, а та не дает, ну что за несправедливость? Надо отомстить пару раз по голове!

Или вот два мальчугана дерутся из-за игрушки. Один взял, другому тоже нужна именно эта! Так и ходят весь день друг за дружкой – лишь бы повод найти пошуметь-подраться!

И если детские столкновения мы порой не воспринимаем всерьез, то драки в школе, как правило, вызывают озабоченность, особенно если негативизм и агрессия подростка видны невооруженным взглядом, а родители обиженных детей постоянно жалуются на ваше чадо, с призывами применить жесткие меры воздействия к нему…

Очевидно, что ситуации, когда дети дерутся, - разные. Естественный ли это этап взросления или тревожный звоночек, что не все так гладко и ребенку стоит уделить больше внимания, - разберемся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В этом нам поможет системно-векторная психология Юрия Бурлана (СВП). Начнем с малышей.

Почему дети дерутся?

Практически все малыши, за редким исключением, дерутся. Они легко к этому относятся и воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Это их «первобытный инстинкт». Так они выстраивают свою иерархию, готовятся к взрослой жизни, в виде игры. На языке системно-векторной психологии, это называется «ранжирование».

Согласно системно-векторной психологии, каждый из нас рожден с определенным набором желаний/талантов/особенностей. Они необходимы для выполнения своей роли в обществе, для нормального функционирования всей системы. Совокупность желаний определенной направленности называется «вектором». Всего 8 векторов. У каждого вектора свой «ранг» в обществе. У современного человека в среднем 3-5 векторов, поэтому ранжирование существенно усложнилось.

По принципу «первобытной стаи»

Возраст с 3 до 6 лет – это первый, очень важный этап социализации, когда дети учатся взаимодействовать. Без большого ущерба для себя малыши научаются находить свое место в общей системе. Драки – неотъемлемая часть этого процесса. Дети организуются по принципу «первобытной стаи», выясняя, кто из них какую функцию в дальнейшем будет выполнять и сколько она «весит» в обществе.

Если ребенок дерется в возрасте 3-4 лет, чаще всего он ведет себя естественно - он ранжируется как умеет, у него еще нет навыков «культурного» поведения. Но мы давно не первобытная стая. Мы живем в сложноорганизованном обществе, под влиянием культурных норм, ограничивающих природные инстинкты и естественно возникающую неприязнь. Поэтому в каждом конкретном случае нужно разбираться, чем вызван конфликт, почему ребенок ударил другого малыша, и объяснять, как было правильно выйти из ситуации. Учить договариваться, научать его культурным ограничениям, поведению в группе, жизни среди других детей.

Почему ребенок дерется? Разные характеры – разные причины

Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет не только пронаблюдать, как дети проигрывают свои первичные роли, но и понять особенности характера каждого ребенка, его природные задатки, а значит и причины его столкновений с другими.


Я первый!

Так, например, ребенок с – это шустрый, изворотливый, гибкий малыш, потрясающе подвижный, стройный. Он как рыба в воде чувствует себя на спортивных турниках и горках. Психика у него тоже гибкая. Все устремления выражены в пользе/выгоде, главное для него - добыча, возьмет все, что плохо лежит, выторгует все, что угодно. Вывернется из любой ситуации. При правильном развитии врожденного потенциала такие дети это будущие бизнесмены, инженеры и законотворцы.

Дети с кожным вектором всегда соревнуются. И драка для них – способ доказать свое первенство или борьба за обладание чем-либо. В младшем возрасте для них такие эпизоды это – нормально, это их рост, их развитие. Они учатся занимать свое место под солнцем. И самое лучшее – дать им это сделать в таком «безопасном» возрасте. Естественно под надзором и соответствующими объяснениями, но относиться к этому можно спокойно.

Желание сделать больно

Есть, наоборот, медлительные и «тщательные» детки. Неспешные, аккуратные. Такой все соберет – книжечка к книжечке, карандашик – к карандашику. Основательный, послушный, никогда не соврет и очень любит маму. Часто косолапит, крупный такой, «бутуз». Будет хорошо учится и много читать. Это дети, обладающие « ». Будущие профессионалы своего дела. Любого, чем бы не занялись – от программирования до создания одежды. Перфекционисты, доводящие каждое дело до конца, до совершенства!

По своей природе такие дети покладистые и не драчливые. Драки в их случае чаще всего являются сигналом о том, что надо корректировать воспитание. Можно сказать иначе - если в драке есть элемент садизма, желания причинить боль другому, то на это обязательно необходимо обращать внимание, в каком бы возрасте это не происходило.

Так ведет себя только ребенок с анальным вектором в состоянии обиды. Возможно, он мстит обидчику, если считает, что с ним поступили несправедливо, и будет достаточно просто доверительно поговорить с ним. Более серьезный вариант, когда желание причинить боль другому становится тенденцией. Как правило, это следствие сильной обиды на маму. И причин тут может быть много, но все они связаны с потерей чувства безопасности и нарушением нормального развития ребенка. Возможно, торопливая мама постоянно подгоняет такого ребенка из-за его природной (!) медлительности, нарушая его естественные временные ритмы, от чего он впадает в еще больший ступор и начинает упрямиться. Это может привести к очень негативным сценариям в будущем.

Школьная жизнь

Драки в школе – это уже не норма поведения, ведь нельзя сказать, что ребенок просто не обучен поведению в группе. Чаще всего такие инциденты свидетельствуют об определенном психологическом неблагополучии ребенка. Поэтому здесь особо важно обращать внимание на частоту и интенсивность драк и, конечно, на состояние ребенка.


В этом периоде жизни есть свои особенности. Продолжая отыгрывать свои первобытные роли, в случае недостаточно привитых культурных ограничений, класс может выбирать себе жертву, объединяясь против нее, и начинает «травить». Как правило, выбор жертвы не случаен и так же зависит от состояния ребенка. Неуверенность в себе, страхи и комплексы ребенка делают его уязвимым.

Порой дети могут быть очень жестокими. Способными к адекватному взаимодействию в группе они становятся при помощи нас, взрослых, и роль учителя и родителей здесь огормна.

В каждом конкретном случае нужно разбираться, что это – нормальное, природное действие для ребенка, или уже стоит обратить на что-то внимание, что-то поменять в воспитании? Для этого нужно знать скрытые психические особенности каждого ребенка, как они развиваются в норме и какие проблемы в поведении возникают при ошибочном подходе, как раз это и изучает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Чтобы взаимодействовать, воспитывать современного ребенка, мало понимать, что он любит из еды или какая одежда ему больше нравится. Важно понимать его скрытые психические особенности, чтобы не наделать ошибок. Ведь у современного поколения огромный объем психики (гораздо бОльшие желания, чем у нас) и ошибки в воспитании могут обойтись нам слишком дорого. Поэтому важно научиться определять их таланты и знать, как правильно их развивать, чтобы помочь ребенку вырасти счастливым. При правильном развитии ребенку не нужно добиваться желаемого кулаками.

Детские проблемы можно решить – это проверено сотнями родителей. Читайте их