Цыганские костюмы (фото). Яркий цыганский стиль одежды Цыганская одежда

Цыганский девичий костюм, №67.

Куклы в народных костюмах №67. Цыганский девичий костюм. Прилагается папка для журналов.

Кукла с тёмными волосами, украшенными красным цветком, пышная юбка, на поясе повязан яркий платок с бахромой. Рукава с пышными оборками. Горловина блузки украшена золотой окантовкой (видимо, имитация золотых украшений).

Обычай носить на себе золото и серебро - это ментальность цыган, которая резко отличается от европейской. Если европеец в первую очередь обзаводится домом, хорошей одеждой, и только потом покупает драгоценности, то у цыган всё наоборот: драгоценности - в первую очередь.

К 67 номеру с куклой-цыганкой прилагается картонная коробка для хранения журналов.


Куклы в народных костюмах №67. Цыганский девичий костюм, фото куклы.


Цветастая шаль с длинной бахромой дополняла костюм цыганки. Ее наличие в цыганском костюме, с одной стороны, отражало общие тенденции моды XIX века, а с другой - имело практическое значение - шалью можно было укутаться в стужу или прикрыть ребенка.


На кукле - юбка из ткани с цветочным орнаментом, обшитая по подолу широкой оборкой. (Почему-то из синтетической ткани, а не из хлопка).

В литературе можно найти много описаний босых, одетых в лохмотья цыганок, при этом имеющих серьги, перстни и браслеты из золота и серебра.

Цыгане не могли класть деньги в банк, и всё накопленное богатство переводили в золото и носили на себе в виде браслетов, монист, колец и серёжек, всё своё всегда носили на себе. Когда девушка становилась просватана, ей на шею вешали на шнурочек одну золотую монетку; когда она выходила замуж, на неё надевали монисто, это было приданое . Мониста являлись частью наряда замужней женщины.

Цыганским камнем считается коралл.

Оборка у юбки заимствована у испанского женского костюма.

Неизменной частью цыганского женского костюма являлся фартук (фартушка). Как только девушка выходила замуж, ей сразу повязывался фартук, и без него она не имела права подходить к приготовлению пищи, чтобы не осквернить её своей юбкой. Цыганка повязывала голову платком и надевала фартук после свадьбы.

Длинная юбка, по обычаю, обязательно должна прикрывать ноги . Даже сегодня девушка-цыганка никогда не наденет короткую юбку, у цыган это считается верхом неприличия. Замужним женщинам нельзя надевать брюки, иначе осудит родня.

Цыганская кофта отличается разнообразием фасонов широкого рукава; он может иметь разную длину, прорези, оборки. При танце ничего не должно сковывать движения. Кофта всегда закрывает живот (цыганки никогда живот не оголяют ). Кофта украшается бахромой, монетками, бисером, золотым или серебряным шнуром.

В старину цыганки носили обычные крестьянские рубахи с манжетами или простыми прямыми рукавами, но у испанских цыганок они увидели красивый расширяющийся силуэт рукавов кофт. В восьмидесятых годах XIX века появилась классическая цыганская женская кофта двух разновидностей: с рукавом до запястья или более коротким рукавом – до локтя. Шили эту кофту из тканей ярких цветов, часто брали не гладкую, а покрытую узорамиткань. Эта новая цыганская мода пошла на Балканы и в Россию.

Важная и обязательная деталь цыганского костюма - шаль .

Полное цыганское имя состоит из трёх-пяти частей: официальное имя, «светское» имя, иногда -- отчество, фамилия, иногда -- прозвище этой ветви семьи.

Официальное имя -- имя, записываемое в документах, обычно оно выбирается, исходя из обычаев страны проживания, либо совпадает с именем, данным при крещении.

«Светское» имя -- это имя, используемое в обычной жизни, в общении с другими цыганами или нецыганскими приятелями. Оно может представлять собой

прозвище, характеризующее человека или напоминающее о некоем событии из его жизни («Ворона», «Водяной»; знаменитый проповедник Родни Смит использовал в качестве «светского» имени прозвище «Джипси (Цыган)» в память о том, как он был впервые приглашён произнести проповедь; его проповеди даже иногда публиковались под именем «Джипси Смит»), крестильное имя, если оно отлично от официального, имя на цыганском или экзотическом языке («Тагари», «Радж»), иногда «светское» имя может совпадать с официальным или являться сокращением от него (так, если «светское» имя Дмитрия -- Мито, то его будут называть так не только в пять лет, но и в сорок пять, и это не будет проявлением неуважения; например, цыганский гитарист-виртуоз Александр Колпаков в цыганском сообществе обычно упоминается как «Саша Колпаков», несмотря на то, что находится уже в почтенном возрасте).

Отчества обычно используются взрослыми цыганами бывшего СССР, в тех случаях, когда приходится прибегать к официальному имени, то есть при общении с государственными структурами, при формальном общении с другими представителями цыганского сообщества, на официальных торжествах и т. п. В основном же цыганам мира хватает «светского» имени, которое употребляется ими даже с фамилией. Вежливое обращение к старшим в быту формируется при помощи слов «дядя» и «тётя», поставленных перед «светским» именем.

Фамилии у цыган используются так же, как и у других европейских народов. Иногда, если фамилию носит очень большая семья или несколько семей, в быту к фамилии одной из семей или ветви большой семьи прикрепляется специальное прозвище. В России прозвища у большинства семей существуют безотносительно наличия однофамильцев, происходят от «светских» имён основателей рода или знаменитых предков и играют роль «светской» фамилии, то есть фамилии, имеющей официальный статус в глазах цыганского сообщества, но не используемой вне его. Так, писатель из рода Сапорони вне цыганского сообщества носит фамилию Петрович.

Цыганский национальный костюм

Весьма распространённой является точка зрения, что цыганский народный костюм у женщин всегда был ярким и дополнялся монистами. Ряд авторов признаёт, что покрой одежды испытал влияние разных культур, но в целом, по их утверждению, элементы древнего индийского фасона сохранились до наших дней. Этот взгляд по всем позициям является неверным. Этнографы уже доказали, что старинная цыганская одежда не имела ничего общего с той, которая существует сейчас.

У цыган существует система табу, называемая "пэкэлимос". Эти табу относятся к нижней части женского тела. Практическим следствием данной системы взглядов было то, что цыганки достаточно равнодушно относились к обнажению груди, но стремились прикрыть ноги хотя бы ветхим куском ткани. «Зачастую они носят пышный чепец, между тем как сами едва прикрыты куском холстины, и их закопчёная грудь выставлена на обозрение всему свету», - пишет в 1783 году Грельманн. Подобного рода свидетельств немало, а в дополнение к ним существуют зарисовки и фотографии, подтверждающие правоту «отца цыганологии». Кстати юбки у цыганок в старину могли быть очень короткими, часто по колено. Несомненно, здесь сказались как бедность кочевников, так и соображения бытового удобства. Удалось вычленить ещё три черты, являющиеся наследием индийского происхождения цыган и их странствий по Востоку: способ носить детей за спиной, манеру женщин ходить босиком, гипертрофированную любовь к драгоценностям

Эти три особенности были присущи большинству групп цыган. Ребёнка за спиной принято носить у многих восточных народов. Не удивительно, что цыганки сохранили этот способ и в окружении европейцев. Образ жизни вынуждал их постоянно брать детей с собой на заработки, и не расставаться с ними во время переездов. В то же время женщине требовалась свобода рук.

Манера женщин ходить босиком объясняется не только индийскими привычками, но и распределением занятий в семье. Изначально обуви не имели ни мужчины, ни женщины (как и всё население древней Индии). Появившись в Европе, цыгане осознали, что в этом регионе обувь является атрибутом солидности и достатка. Мужчины торговали изделиями своего ремесла и лошадьми, следовательно для того, чтобы коммерция шла удачно, им необходимо было показать себя равноправными партнёрами в сделке. Отсюда - появление сапог, которые стали почти обязательной приметой цыгана. Женщины, в свою очередь, зарабатывали попрошайничеством и гаданием. Для этих занятий выгоднее было ходить босиком. Во-первых, это был внешний признак нищеты, вызывающий сочувствие. Во-вторых, босая гадалка выглядела экзотичной дочерью далёкой жаркой страны (по устоявшемуся тогда мнению - Египта). Особенно хорошо это действовало в холодных странах Европы в зимнее время. Сами же цыганки, обладая с детства закалкой, не испытывали особых неудобств.

Наконец, гипертрофированная тяга к золоту и серебру объясняется чисто материальными факторами. Известно, что в Индии даже самые бедные семьи стремятся иметь на чёрный день капитал в виде золотых браслетов, серёг, колец и тому подобного. Естественно, соответствующие восточные привычки не могли не закрепиться у цыган, которые в силу кочевого образа жизни были лишены возможности вкладывать деньги в землю и недвижимость. Более того, кочевникам было неудобно зарывать клады, или, уходя на заработки, оставлять своё единственное богатство в шатре - под ненадёжным присмотром маленьких детей и стариков. Обычай носить на себе золото и серебро сказался на ментальности цыган, которая резко отличается от европейской. Если европеец, заработав определённую сумму, в первую очередь обзаводится домом, приличной одеждой, и только потом одевает драгоценности, то у цыган всё обстоит иначе. Литература изобилует описаниями босых, одетых в лохмотья цыганок, имеющих серьги, перстни и браслеты из золота и серебра. Уже парижская хроника 1427 года свидетельствует, что женская одежда «состояла лишь из ветхого покрывала, сделанного из очень грубой ткани и завязанного через плечо при помощи тесьмы или верёвок, под ним только и было, что убогая сорочка. Короче, это были беднейшие создания, которые когда-либо на человеческой памяти пребывали во Франции... У большинства, или почти у всех оба уха были проколоты, и в каждом ухе было серебряное кольцо, а то и два...».

«Византийский» цыганский костюм. Перед появлением в Западной Европе, цыгане двести лет прожили в Византии. Именно там кочевники переняли существовавшую с V века одежду: нижнюю рубаху с длинными рукавами и плащ из тяжёлой ткани. Как известно, данный фасон был развитием античной тоги.

В романский период влияние этой моды испытала вся Европа. Судя по изобразительному материалу, плащ и рубаха были широко распространены во всех странах Запада. Тем не менее, в готическую эпоху появились облегающие фасоны, и «византийская» мода осталась в прошлом.10

В XV столетии, когда в Западной Европе появились первые таборы цыган, они выглядели экзотично прежде всего потому, что византийско-романский стиль был уже «хорошо забытым старым».

Записи из Арраса, относящиеся к 1421 году детально описывают кочевников. Мужчины смуглые, с густой бородой и длинными чёрными волосами. На голове у женщин были тюрбаны. Просторные воротники их сорочек почти открывали грудь. Поверх рубах цыганки носили покрывало из широкого сукна, завязанное через плечо; в эту ткань они заворачивали младенцев. И у женщин, и у детей были кольца в ушах.

Интересно отметить, что яркость и пестрота, которая являлась в начале XX века отличительной особенностью костюма цыганки, в те времена были не характерны. Цветовое решение чаще всего было тусклым: не редкостью были серый, коричневый, блекло-синий цвет. Встречались даже чёрные балахоны. Это объясняется дороговизной ярких цветных тканей, а также тем, что цыганки носили одну и ту же одежду подолгу: она пачкалась, выгорала на солнце, мокла под дождём и т.д.

Что касается тканей с узорами, то в эпоху позднего средневековья и Возрождения их могла себе позволить только европейская знать. Орнамент вышивался вручную, и такая одежда стоила очень дорого. Дешёвые набойные ткани с цветными узорами появились только в XIX веке - и только тогда цыганки стали приобретать их себе на юбки.

В момент появления в Западной Европе и мужчины и женщины носили тюрбаны.

«Византийский» плащ просуществовал до того времени, когда в Европе появились многочисленные антицыганские законы, и постепенно был вытеснен европейским платьем. Это не значит, однако, что он исчез бесследно. В России XIX века его носили так называемые «плащуны», выходцы из Молдавии.

Адаптированный костюм.

Смена костюма цыганами, жившими в странах Западной Европы, в значительной степени была вынужденной. В семнадцатом веке повсеместно были приняты антицыганские законы, и кочевому народу стало опасно внешне отличаться от окружающего населения. В Провансе женщин, схваченных в цыганской одежде, подвергали порке. Похожие законы были приняты в Португалии и Испании. Но дело было не только в законодательном запрете носить цыганский костюм. Пожалуй, важнее была общая обстановка, в которой арест грозил мужчинам - смертью, а женщинам - поркой и клеймлением

Когда в XIX веке стало безопасно появляться на улицах, немецкие цыганки, сохранив местный силуэт, стали носить юбки ярких цветов и броские пёстрые платки.

На цыганской одежде прослеживается общая для всех народов закономерность, отмечаемая этнографами: женский костюм консервативнее мужского. Цыганские мужчины примерно на 50-100 лет раньше перешли на европейское платье.

Ассимиляционные процессы должны были идти ещё и потому, что в таборах не было собственного ткацкого производства и пошива готовых изделий. В сущности, цыгане и цыганки одевались в то, что удавалось добыть у местных жителей. Это дало повод одному автору XIX века к меткому замечанию: «Одежда цыган отличается простотой и фантастичностью, они не имеют своего народного костюма, но покрываются обыкновенно лохмотьями той страны, в которой кочуют».

Таким образом, относительно единый восточно-византийский наряд распался на десятки направлений, в которых, в зависимости от страны проживания, проявлялись славянские, французские или испанские черты.

Наиболее показательным выглядит наряд русских цыганок, зафиксированный на зарисовке английского путешественника Аткинсона. Этот художник издал в 1803 году альбом о быте и костюмах России. Цыганки на его зарисовке с натуры предстают в кокошниках, душегреях и шалях. Волосы их, как и у русских женщин заплетены сзади в косу и завязаны лентой. Только ребёнок за спиной придаёт рисунку «цыганский» оттенок. Естественно, сарафаны и кокошники недолго оставались приметами русских цыганок. Уже в середине XIX века кокошник стал анахронизмом даже в крестьянской среде, и общие изменения, которые шли в костюме русского простонародья тут же оказали влияние на цыган. Этническая группа русска рома стала носить более современную деревенскую одежду. Заимствования шли по всем направлениям. В быт проникали зеркала, самовар, православные иконы, образующие в шатре «красный угол».

Те же процессы заимствования шли и в остальных странах. В Польше, Сербии, Германии, Бельгии мы видим на женщинах лиф со шнуровкой. В Англии - капоры и очень откровенные корсажи. Определённый интерес представляет книга Джорджа Борроу, описавшего мужской и женский облик середины XIX столетия: «Женщина была дородная, лет ей было тридцать-сорок. Голова её была ничем не покрыта; длинные волосы, разделённые на пробор, свешивались почти до пояса двумя конскими хвостами... Руки её были голые, грудь наполовину прикрыта несерьёзного вида корсажем, ниже которого была только исподняя юбка из грубой ткани - и ничего более».

Муж был одет более обстоятельно:

«Из несколько заострённой кверху шляпы, торчало павлинье перо, поверх безрукавки из недублёной овчины он набросил грубую куртку красновато-коричневого цвета; короткие штаны, принадлежавшие, верно, некогда солдату... прикрывали ноги до колен; на голенях у него были чулки из синей шерсти, а на башмаках огромные старомодные пряжки.»

Важнейшим отличительным признаком цыганской одежды была крайняя бедность.

На Апеннинском полуострове цыганская одежда испытала, соответственно, итальянское влияние, что видно на картинах Теодора Веллера и Виктора Шнетца. В Египте и Турции цыганский костюм развивался в рамках мусульманской культуры. На Пиренеях - под воздействием испанской.

Изобразительный материал по цыганам-кале очень велик. Теснейшее родство между испанским народным костюмом и платьем кале не требуют доказательств. Короткие мужские куртки, женские платки, обматывающие грудь крест-накрест, юбки с узором в горох и многочисленными оборками стали приметами испанских цыган.

Цыганам Румынии и Венгрии удалось синтезировать на основе местной материальной культуры то, что сейчас ошибочно называют традиционным цыганским костюмом. В XVIII и начале XIX века одежда кочевых цыган, по сути, была лишь более примитивной копией влашской или молдавской одежды. Вот как описывает Даль молодого цыгана-кузнеца: «На нём была рубаха и шаровары, то и другое, как казалось, бессрочное, бессменное, чёрное, изодранное. Вместо пояса на нём был широкий ремень, украшенный медными бляхами и пуговицами; шапки на голове не было вовсе, а в угольном мешке лежал, может быть некогда синий кафтан, весь в лохмотьях».

Молодая жена кузнеца описана тем же автором в другом произведении: «...Одежда на ней была та же, как и на прочих и как носят все волошские и молдавские цыганки: шерстяная, полосатая юбка, такой же пояс в ладонь ширины, на голове платок, повязанный по-цыгански, то есть свисший одним углом по спине: на плечах рубашка, ноги босые...»

Тем не менее, у некоторых групп уже начинают появляться первые признаки «истинно цыганского» облика. Так на картине румынского живописца Теодора Амана изображён обычный крестьянский наряд: цыганка одета в красную юбку с чёрным узором и белую рубаху румынского стиля; на её шее простые красные бусы. Вместе с тем способ повязывать косынку, сдвигая её на затылок и по особому заплетённые волосы являются первыми ростками кэлдэрарского стиля.

Кэлдэрарский костюм и его производные.

Кэлдэрарский костюм является не просто адаптированным вариантом европейского платья - это синтез всего, что существовало у западной и восточной ветви цыган. Этот синтез был бы невозможен без кочевья по всему европейскому континенту, но история кэлдэраров сложилась именно так, что во второй половине XIX века они двинулись из Румынии и Венгрии во все страны Западной Европы, и в короткий срок завершили процесс создания национального костюма. Здесь совпал ряд исключительно благоприятных факторов психологического и экономического характера. Цыганская тяга к золоту, не подкреплённая прежде материальными возможностями, при наличии больших заработков реализовалась в богатых украшениях. Стоило трудолюбивым ремесленникам заработать первые солидные суммы, как женщины вплели в волосы монеты и украсили шею золотыми монистами. Это нельзя считать собственно цыганским атрибутом, поскольку во всей Восточной Европе принято было украшать волосы, одежду и косынку монетами. Более того, восточноевропейские женщины, скорее всего, пришли к этой моде под турецким влиянием (Балканы столетиями находились под властью Османской империи). Как только предоставилась материальная возможность, кэлдэрарки украсили себя золотыми монистами, которых прежде были лишены, и на Западе это было воспринято как элемент чисто цыганского костюма.

Мониста являлись частью наряда замужней женщины. Девушка могла носить на шее только одну монетку в знак того, что она просватана. Точно так же, косынка, закрученная по бокам и завязанная сзади, отражала семейный статус. Цыганка повязывала голову платком и надевала фартук после свадьбы. Фартук служил прежде всего для того, чтобы защитить домашнюю утварь от опоганивания юбкой. Замужняя кэлдэрарка закручивала волосы на висках жгутом; эти косицы назывались амболдинари. В косы вплеталась лента-плетеря, с нашитыми на неё монетами-теляри (цыганское искажение слова «талер»). По всей видимости такая причёска, когда косицы или пряди свисали у женщин с висков, существовала много столетий подряд. Возможно, это даже часть индийского субстрата.

Кэлдэрарская юбка относится к несшитым формам поясной одежды. Впереди юбка разрезана, то есть это кусок присборенной ткани с оборкой внизу. Разрез существует для того, чтобы женщина не одевала юбку через голову и, таким образом, не опоганила верхнюю часть тела. Юбки у кэлдэрарок на этапе их перекочёвки в Западную Европу были без оборки. Это важно подчеркнуть, поскольку, на наш взгляд, синтетический характер национального цыганского костюма заключается в том, что котлярские таборы очень удачно заимствовали оборку на юбке у испанских цыганок этнической группы кале. Следует обратить внимание на то, что заимствование не было слепым. Испанские цыганки любили нашивать оборки в несколько ярусов и предпочитали ткани с рисунком в горох. Котляркам же нравились пёстрые покупные ткани с цветочным орнаментом, и оборка на их юбках была только одна (она составляла по длине примерно от трети до половины юбки). Появилась оборка и на фартуке. Вторым заимствованием в Испании был покрой рукавов. До выхода с Балкан, кэлдэрарки носили обычные крестьянские рубахи с манжетами или простыми прямыми рукавами. У испанских цыганок они увидели красивый расширяющийся силуэт. Благодаря этому в тех же восьмидесятых годах XIX века появилась классическая женская кофта двух разновидностей: с рукавом до запястья или более коротким - до локтя. Шили эту кофту из тканей ярких цветов, зачастую брали не гладкую, а покрытую узорами материю. Эта новая цыганская мода обратной волной ушла на Балканы и в Россию.

Дополнением к женскому наряду была шаль. С одной стороны, это было отражением общей для всей Европы и России женской моды XIX столетия. С другой стороны, причины увлечения этой деталью одежды были у цыганок глубже. Как мы уже показали, на протяжение всей истории в таборах была очень сильна традиция носить накидки, покрывала. Ими защищались от дождя, в них заворачивали детей, их растягивали над головой на ветках во время стоянок. Отсюда огромное разнообразие способов носить шаль, недоступное прочим европейским женщинам. Румынки, русские, француженки накидывали платок на голову, или на плечи. Цыганки вдобавок к этому обматывали шаль вокруг тела, завязывали через плечо, повязывали на бёдра, и так далее.

Котлярский мужской костюм был не менее выразительным, чем женский. Он был очень красив и пронизан чувством меры. Основное влияние на него оказал венгерский национальный костюм. Как и у венгров, у кэлдэраров были украшены вышивками-аппликациями куртки, жилетки, штаны. Высокие сапоги из кожи с узорчатой выделкой также были данью венгерской моде. Интересно, что массивные серебряные пуговицы-бутоны были у венгерских цыган уже в начале волны миграций, что прослеживается по зарисовкам того времени. Явно восточноевропейского образца также широкие кожаные пояса и головные уборы. Тем не менее, всё это в комплексе было уже именно цыганским, благодаря продуманной соразмерности деталей. Дополнительными аксессуарами мужского костюма были платок, посох и трубка. Платок крепился к пиджаку, образуя спереди дугу и свисая складками с бедра. Никакой функциональной нагрузки он не нёс, и был нужен только для красоты. Высокий посох с серебряным набалдашником и трубка подчёркивали мужскую основательность, неторопливость цыгана. Впрочем, курили и женщины. Трубки были богато украшены полированным деревом, костью и металлом. Благодаря интенсивным переездам кэлдэраров, их комплекс мужской и женской одежды оказал влияние на прочих цыган. Многие его элементы вошли в обиход других цыганских групп.

Вторая адаптация.

Двадцатый век оказался враждебен всякой национальной самобытности. Индустриальная цивилизация уничтожила в Европе практически все разновидности народных костюмов. Естественно, и цыганский костюм не мог долго противостоять общемировой тенденции. Как и в первый раз, вначале усреднённому европейскому стилю подчинились мужчины. Вместо жилетов с серебряными бутонами они одели обычные пиджаки; сапоги постепенно сменились ботинками. Уже ко времени Второй мировой войны исчезновение мужского цыганского костюма была предрешено. Цыганки дольше сохраняли самобытность в одежде. Но в наше время даже самые традиционные группы (кэлдэрары и влахи) не могут полностью удержать достижения предыдущих поколений. Фактический переход на оседлость привёл к тому, что золотые украшения стало безопаснее хранить дома, а не носить на себе. Серебряные монеты в волосах уже никто не носит, золотые мониста в лучшем случае стали семейными реликвиями. На свадьбах и праздниках у большинства этнических групп и мужчины, и женщины одеты в современном европейском стиле. Чем богаче цыгане, тем быстрее и успешнее они осваивают новые веяния моды. Даже пестрота расцветок, которая весь двадцатый век казалась непременным атрибутом цыганского вкуса, почти полностью исчезла.

Эволюция головного убора у цыган

Самым древним из известных нам цыганских головных уборов является тюрбан, перевитый по ободу лентами. Мужчины не долго носили такие тюрбаны - уже через столетие после появления в Западной Европе они привыкли к шапкам, шляпам и беретам местных фасонов.

Что же касается женских головных уборов, то первым серьёзным изменением стала завязка вокруг подбородка. Поначалу это была просто широкая полоска ткани, которую обвязывали вокруг головы, прижимая тюрбан сверху. Произошло это к концу XV века. Далее цыганкам понравились те вещи, которые выработала женская мода эпохи Возрождения. Многие из цыганок носили тюрбаны очень большого диаметра, поэтому переход произошёл плавно.

Тюрбан был заменён на широкий твёрдый диск с завязками. Такой фасон был красив, и в то же время удобен в кочевье, поскольку надёжно защищал от солнца и дождя. Твёрдая основа обматывалась со всех сторон тканью. Если прежде головной убор целиком состоял из материи, то теперь ткань превратилась в декоративный элемент.

Следующий этап относится уже к семнадцатому и восемнадцатому столетию. В это время цыганки стали носить то же, что и все окружающие женщины: вначале покрывала из гладкой или узорчатой ткани, а потом обычные европейские чепцы, а также завязанные узлом под подбородком платки. Только в XIX женщины в кэлдэрарских таборах стали носить косынки, закрученные по бокам жгутом.

Костюм - неотъемлемый этнический элемент цыган - одного из самых загадочных народов мира. Цыган можно узнать издалека именно по одежде: широкие цветастые юбки, яркие рубахи, золотые украшения привлекают внимание красотой и размахом.

Цыганский народный костюм имеет довольно богатую историю, и связано это главным образом с их кочевым образом жизни, что позволяло заимствовать цыганам частицы из культур разных народов мира.

Цыгане - это древний народ родом из Индии, где, по преданиям, он был одной из низших каст . Этим объяснялась первоначальная бедность их одежды и образовавшаяся со временем мания ко всему дорогому и блестящему.

Цыганская одежда прошла в историческом развитии четыре этапа:

Характерные черты цыганского костюма

Рассмотрим подробнее какие цыганские костюмы бывают.

Мужчины

Мужской костюм в прошлом и настоящем имеет существенные отличия. Раньше характерными чертами наряда были высокие расшитые сапоги с широким голенищем и заправленные в них брюки и красная широкая рубаха навыпуск. На самом же деле рубаха могла быть разных цветов, и даже цветастой, но всегда из красивой, слегка блестящей ткани . Поверх неё надевалась узорчатая жилетка или курточка. Орнаменты на неё приклеивались сверху или вышивались прямо на ткани.

Штаны было принято подпоясать широким поясом из кожи, который украшался бисером и крупными бусинами, бляшкой из металла или золота. Существенное влияние на этот вариант костюма оказала венгерская национальная одежда.

Современный мужской цыганский костюм уже не отличается вычурностью, но может сохранять в себе некоторые элементы, например, сапоги или рубаху. Однако он больше приближен к повседневному городскому костюму.

Женщины

В отличие от мужской одежды, женская сохранила свою самобытность по настоящее время. Основой цыганского костюма является юбка длиной практически до пола . Дело в том, что нижняя половина тела цыганки с давних времён считалась «скверной», «нечистой», поэтому всегда должна быть скрыта. К кофточке или блузке особых требований не предъявлялось и не предъявляется. Глубокие вырезы и открытые плечи не являются табу для цыганок, так как считается, что это отображает их женское начало.

Голову замужней цыганки покрывает дикло - треугольная косынка. Прежде чем надеть её, концы закручиваются, а только потом завязываются на затылке. Праздничные головные уборы могут быть украшены бахромой, бусинами или бисером. Массивные золотые украшения также являются неотъемлемой частью образа. Элементом костюма может быть платок-шаль из шёлка или шерсти.

Цветовое оформление нарядов разнообразно: предпочтение отдаётся ярким оттенкам и богатству орнамента. Незамужним девушкам запрещается носить одежду жёлтого цвета, а однотонный чёрный и вовсе предпочтительно не использовать .

Ребёнка

Внешний вид цыганят - уменьшенная копия взрослых костюмов. Но только по праздничным событиям девочек и мальчиков могут облачить в длинную юбку или красивую рубаху. Сейчас в повседневной жизни детей одевают в обычную современную одежду . Младенцев часто просто закутывают в мягкие ткани и носят голым, а более взрослые детишки обычно носят свободные платья и штанишки-шаровары.

Современная цыганская юбка

Сейчас яркие и пышные цыганские юбки используются танцевальными коллективами, актёрами, на маскарадах и праздниках для создания образа. Кроме того, более скромные варианты прекрасно вписываются в этно, бохо, хиппи и кэжуал стили, если выполнены из нейтральной ткани.

Из чего шьют?

Современную цыганскую юбку нужно сшить из лёгкой, летящей ткани, которая хорошо драпируется. Ткань не должна много весить, иначе при танце или ходьбе не получатся красивые воланы и оборки, юбка не будет «играть», если в ней исполняется традиционный цыганский танец . Для этих целей лучше всего подойдут следующие материалы:

Расцветка ткани может быть разнообразной. Для сценического костюма лучше использовать яркий материал с крупными узорами или цветами. Геометрический принт для наряда не подойдёт.

Если юбка в цыганском стиле шьётся для повседневной носки, то можно выбрать приглушённые оттенки без лишних украшений.

Особенности фасонов

  1. Модель цыганской юбки - длинная и широкая, чаще всего шьётся по выкройке «солнца», причём двойного или 2,5;
  2. оборка понизу - обязательный элемент театрального или танцевального костюма. Она может быть скроена по косой линии (тогда образуются шикарные воланы) или просто присборена;
  3. обыграть современный этнический образ можно при помощи многоярусной юбки;
  4. в традиционном костюме запах не применяется, но если изделие предназначено для повседневной носки, то можно дополнить её такой деталью;
  5. длина зависит от целей и может варьироваться от щиколотки до пола;
  6. юбку следует посадить на средней ширины пояс, чтобы она не сползала при движении. Можно использовать резинку или молнию. Чтобы пояс был жёсткий, то с обратной стороны его необходимо подклеить флизелином;
  7. подкладка шьётся из однотонного лёгкого материала в цвет основного изделия.

Яркие краски и блеск, странствия и песня гитары, — такое романтическое представление рисуется в нашем воображении, когда речь заходит о цыганском стиле в одежде. Весь образ цыган пронизан духом свободы, страсти и богатством красок.

Поэтому цыганский стиль так любим многими дизайнерами, а цыганские мотивы регулярно появляются на многих подиумах. Не стал исключением и нынешний сезон, из этнических стилей дизайнеры ориентировались именно на него, мода вновь обратилась к насыщенной истории и культуре кочевого народа Рома.


История цыганского стиля

Цыганский народный костюм имеет довольно богатую историю, это связанно, прежде всего, с их кочевым образом жизни, что позволяло заимствовать цыганам частицы из разных народных культур. Главными ремеслами этого народа всегда были коневодство и торговля, одежда шилась из недорогих материалов, приобретенных на рынке. Однако цыгане запросто могли себе позволить яркие расцветки и ткани, опять же благодаря странствиям, о которых многие могли только мечтать.


Исконно цыганские наряды со множеством воланов и украшений, их свободолюбивый дух издревна интересовал и привлекал народ, заимствуя их манеру одеваться в пышные юбки, красочные шали и украшать себя множеством бус.

Завлекая богатством касок и узоров, звоном украшений, мистичностью и страстностью характера, цыганский стиль одежды завоевал и сердца многих модельеров, которые дали ему название джипси-стиль.


Впервые цыганский стиль (Джипси) поднялся на подиум в 1976 году благодаря Ив Сен-Лорану, вдохновленному образом роковой Кармен.

Затем к использованию цыганских мотивов стали прибегать и другие дизайнеры и модные дома, среди которых Fisico, Emillio Pucci, Luisa Beccaria, Custo Barcelona и т.д. В этом году о «цыганщине» вспомнили марки Valentino, Roberto Cavalli, Celine, Marni, Lanvin и Stella McCartney.


Особенности цыганского стиля

Цыганский стиль в одежде представляет собой синтез комфорта, женственности и буйства красок. Рассмотрим основные элементы цыганского наряда, будоражащие умы модниц и модников по сей день. Женская одежда в цыганском стиле представлена юбками, блузками, жилетами, платками и обилием украшений.

Юбка

Один из самых главных элементов цыганского одеяния – это длинная пышная яркая юбка из легкого материала, очень свободная и широкая, не стесняющая движений. Она может быть сшита из одной ткани, а может сочетать в себе несколько полос разных тканей, расположенных как вертикально, так и горизонтально. Объемная цыганская юбка – это основа, вещь, которая поможет воплотить джипси-стиль.


Блузка

Как и юбка, блузка в цыганском стиле имеет множество воланов и рюш, такая же яркая, красочная, свободная и удобная в носке. Обязательное условие такой блузки – это V-образный вырез и особенный крой рукава, который сильно расклешен от локтя.


Платок

Обязательный атрибут цыганского костюма – это расписной платок, который может быть повязан на голову, на талию или небрежно накинут на плечи. Подойдет как узорный платок с бахромой, так и палантин. Материал, цвет или рисунок не имеют значения. Эта деталь ярко подчеркнет принадлежность цыганскому стилю.


Жилет

В прохладную погоду цыгане утеплялись, надевая жилет. Он мог быть выполнен из кожи, меха, гобелена, украшенный различными узорами и причудливыми рисунками, как и все остальные предметы гардероба в цыганском стиле. Такой жилет – это отличный вариант для холода и ветра.


Обувь

Как правило, цыганок изображают босыми, однако ходить так невозможно. Обувь может быть практически любой от простых и невзрачных бежевых балеток до ярких тапочек, изобилующих всяческими цветными лентами, веревками, бусами и ремешками. Главное правило в выборе обуви – это комфорт и женственность.

Сумки

Сумки лучше выбирать большие и мешковатые, одинаково хорошо подойдут как кожаные, так тканевые и вязанные, можно использовать и яркие, пестрящие различными диковинными орнаментами, а можно однотонные.


Аксессуары

Одна из характерных черт джипси-стиля – это изобилие украшений: множество бус и браслетов, крупные серьги обязательны при создании цыганского образа. Они, как и все остальное, могут быть выполнены из различных материалов, которые совершенно не сочетаются между собой. Нередко цыгане изображаются с цветами в волосах.


Мужская одежда в цыганском стиле

В мужском варианте одежды цыганский стиль, как правило, представлен яркими цветными рубашками, жилетками, широкими шароварами и шляпами. Нередко цыгане тоже носили украшения, например, серьгу в ухе. В этом прослеживается близость тенденции пиратского стиля.


Образ в цыганском стиле

Создать образ в цыганском стиле несложно, для этого не обязательно полностью примерять народный костюм свободных кочевников, достаточно надеть одну-две вещи, а остальные позаимствовать из повседневного базового гардероба.


Например, можно примерить цыганскую юбку с обычной белой футболкой, дополнив образ украшениями. Или наоборот, надеть блузку платок и джинсы, опять же используя декор. Очень роскошно смотрятся платья, выполненные по прообразу цыганских нарядов.


В женском цыганском стиле вещи и одежда не обязательно должны сочетаться по цвету, что дает большую свободу воображению и возможность экспериментировать, этому направлению чуждо понятие баланса. Как уже говорилось выше, главные условия – это удобство в носке и женственность.


Страстность натуры, свободолюбие и загадочность цыган всегда привлекала людей, а игра красок и блеск цыганского стиля в одежде прельщает и заманивает модниц всего мира. Цыганский стиль – это чувство легкости и свободы, которых иногда так не достает в повседневной жизни. Но если вы все-таки решили что он для вас слишком экстравагантный, то советую почитать о более традиционном, но также , или о вообще .


Информация для пошива традиционного цыганского костюма для профессионального танца
Юбка
Юбка должна быть широкой, свободной, чтобы было удобно двигаться в танце.
Длина ткани примерно 9-13 метров при ширине ткани 1,5 метра. Из этой ткани должно 2 солнца + оборки по канту примерно по 15-20 см в 2-3 ряда. Некоторые шьют юбки и 2,5 солнца, но справиться с таким количеством ткани могут только опытные танцовщицы.
Ткань не должна быть сильно лёгкой или прозрачной, иначе запутаться можно в такой юбке, но и тяжёлой тоже не стоит делать, а то "унесёт" ещё в танце.
Материал для юбки лучше всего брать легкий, но достаточно плотный, лучше мало мнущийся и хорошо ниспадающий. Лучше всего подойдет для этой цели атлас, искусственный шелк, полиэстер, смессовая ткань или штапель. Натуральные ткани, например натуральный шелк выглядят конечно очень красиво, но имеют неприятную особенность вытягиваться, от этого юбка может перекоситься и это будет некрасиво и неудобно для танца.

Юбка обязательно должна плотно сидеть на талии (резинка в поясе НЕ ПОДХОДИТ!)! В цыганских танцах оголять живот, ноги недопустимо! Поэтому основной юбки для настоящего цыганского костюма недостаточно. Желательно также изготовить нижнюю юбку. Она может быть не такой широкой как основная верхняя юбка, например солнце или полусолнце. К ней также нужно пришить оборку. В основном нижняя юбка шьется одноцветной, часто из более дешевого материала.

К основной верхней юбке пришивается оборка. Оборка может быть в один слой, но также и в два и три слоя. Конечно при этом ваша цыганская юбка будет ощутимо тяжелой, но выглядят такие костюмы шикарно. Основная юбка (если вы хотите сшить традиционный цыганский костюм) делается из набивного материала, то есть с рисунком, обычно цветочным, иногда используется рисунок в горох. Оборку при этом лучше делать одноцветной. Это создаст красивый контраст. Форма оборки может быть различной. Самая простая это сосборенная оборка, при этом полоса ткани собирается на нитку и пришивается к юбке. Можно выкроить воланы, это оборки, выкраиваемые по косой в виде полукруглых полос, которые затем сшиваются вместе и пришиваются к юбке.
Некоторые мастера по пошиву цыганских костюмов предпочитают вставлять в край нижней юбки леску, что придаст цыганскому костюму дополнительную пышность и воздушность.

Форма блузы может быть различной, рукава возможно сделать облегающими или очень широкими "цыганскими" или украсить их воланами и маленькими оборками. Традиционно в цыганском танце живот всегда был закрыт, однако многие современные исполнительницы позволяют себе блузки, которые завязываются спереди и оставляют открытым живот.

Очень красивым дополнением к цыганскому костюму является корсетный пояс. Его лучше сделать полужестким и не слишком широким, при этом он выгодно подчеркнет талию танцовщицы и не будет стеснять движений. И конечно ни один цыганский костюм не обойдется без красивой шали. Она также служит важным танцевальным аксессуаром. Шаль должна быть достаточно большой, не менее 1,5 метра чтобы ее можно было свободно повязать на талию и бедра или накинуть на плечи. В качестве шалей подойдут Павлов-посадские платки. Желательно, чтобы на них была бахрома. Чаще всего шали бывают полушерстяные, шерстяные, но можно использовать и шелковые платки с красивым рисунком и бахромой.
Если вы хотите создать совершенно традиционный, таборный образ цыганки, вы можете дополнить свой цыганский костюм головным платком или косынкой, повязанной узлом на цыганский манер.

Осталось надеть звенящие серьги, браслетов побольше, монисто на шею и ваш костюм для цыганского танца готов!

Теперь о пошиве

Для пошива костюма я брала 6 м набивной атлас-стрейч (ткань с розами) и 3м чёрного шифона при ширине той и другой в 1,5м. Нитки в тон. Косую бейку 20м черной и 20м бордовой, резинку для пояса широкую (6см) и резинку для оборки на декольте 2см шириной

Юбка является основой костюма, поэтому начнём с неё.

Выкраиваем два солнца-клеш:
Снимаем две мерки, обхват талии и длину будущей юбки. Длина юбки с оборками должна быть до щиколотки.
Нижний ярус оборки можно сделать 10-25см. Поэтому сначала рассчитаем оборки.
В моём случае, две оборки нижняя, чёрная 20см и верхняя из той же ткани, что и юбка 15см.
Измеряем обхват талии и рассчитываем радиус выемки отверстия для талии по следующей формуле:
R = ОТ/2П, где R – это радиус окружности, ОТ – обхват талии, а П = 3,14.
Например: ОТ = 54 см/6,28; R = 8,6 см
Этот радиус мы рассчитали для одного солнца-клёш, а у нас их два, значит радиус делим на два "солнца", т. е.,
R/2 = 8,6 см/2 = 4,3 см
Далее к радиусу ОТ прибавляем длину юбки без оборки .
Например: 4,3+70 = 74,3
Размечаем на ткани пол "солнца", если длина юбки вместе с радиусом больше 73-74 см, при этом ткань не складываем.
Детали будут располагаться так:

Или четверть "солнца", если длина юбки вместе с радиусом равна или меньше 73-74 см и ткань для этого складываем вчетверо. Выглядит это так:


В этом случае у нас получится круг, который нужно будет разрезать по радиусу, по долевой нити. Почему именно по долевой? Так ткань не растянется, когда вы будете сшивать два "солнца", а по поперечной нити ткань тянется!

В моём случае: Два отреза ткани 150см на 150см сложила в четверо (каждый в отдельности) .

От края юбки не забываем отступить 1-1,5 см для пришивание оборок.
Теперь аккуратно вырезаем, чтобы ткань не сместилась можно изначально приколоть булавками, но здесь будьте предельно осторожны, булавки должны быть очень острыми и без заусенец, иначе можно сделать затяжки и дырки в ткани.
Далее сшиваем части юбки. Поскольку ткань у нас тонкая, можно сшить части запошивочным швом. И должно получиться у нас вот это

Оборки

Для расчёта длины оборок нам необходимо узнать периметр двух окружностей наших "солнц".
Периметр рассчитываем по формуле P=2ПR, т. е., P= 6,28*70=440 см (периметр одной окружности), а у нас их две, значит 440*2 = 880 см (длина двух окружностей.
Теперь рассчитываем оборки 880*2 = 1760см т. е., приблизительная длина оборки 17м 60см (приблизительная длина оборки)
Я брала для оборки 18м и на ткани рассчитала их так:
Черная оборка: 150см / 22см, получилось 6 полос длиной 3м и шириной 22см. (3м*6полос=18м)
Оборка с розами: 150см / 17см, получилось 6 полос длиной 3м и шириной 17см.

Сшиваем полосы также запошивочным швом в огромное кольцо длиной 18м

Теперь присбореваем. Для этого полосы укладываем друг на друга
чёрную вниз, цветную наверх (как они будут пришиваться к юбке)
и с лицевой стороны прокладываем строчку отступив от края 1-2см.

При этом стежок на машинке устанавливаем на длину "5"

Должно получится вот так:

Далее аккуратно распределяем присборенные оборки по низу юбки. Запоминаем какое количество "присборенности" у нас получилось на определённый участок юбки. Делаем мы это для того, что бы равномерно пришить оборку.
Запасаемся терпением и не спеша прошиваем оборки на машинке, осторожно распределяя "присборенность" на предыдущей строчке стараясь её не порвать. Лучше делать это маленькими участками. Присборили - прошили, присборили - прошили.

Лично для меня это был самый тяжёлый этап в пошиве костюма и занял он 9 часов!!!

В итоге должно получится вот это

Пояс

Пояс нужно выкраивать по всем правилам и для жесткости проклеивать прокладочным флизелином или может даже дублерином.
Но у меня было всё гораздо проще. Преподаватель попросила, чтобы юбка была на резинке. (ЭТО НЕ УДОБНО!!! Когда держишь юбку за пояс, резинка в нём сминается и может перекручиваться, какой бы жёсткой она не была. Надо ещё прошивать резинку и пояс вместе)
Сделать это просто. Выкроила я полосу несколько больше объёма талии.
Даже не вспомню сколько см, всё делала быстро и на глаз. Главное, чтобы по ширине подходил под вашу резинку и просто пришила оставляя отверстие для вставки резинки

Получилось вот что

И с изнанки

Ура! Юбку сшили. Осталось совсем чуть-чуть.

Топ
Выглядит он так

А шьётся совсем просто.
Выкраиваем из остатков ткани прямоугольник равный по ширине 2 объёмам талии и желаемой длине.
И прострачиваем его шпульной резинкой

Из остатков ткани выкраиваем полосы мне хватило 1,5м .
Окантовываем косой бейкой.

И прошиваем так, чтобы можно было вставить резинку.
Примерно так:


и так:

Теперь топ и рюши можно просто "прихватить" пару ручными стежками в нескольких местах.
Я это делала уже при примерке.
И получаем вот такой:

Уф! Все!

P.S. Полноценные фото костюма можно посмотреть здесь.