Подводные сокровища. Самые известные подводные клады - Mollenta - Молодёжный информационный портал. Им нечего терять, кроме своих цепей

Кадры, на которых подводные археологи достают самый большой клад за всю мировую историю с затонувшего испанского галеона XVIII века "Сан-Хосе", облетели весь мир. Корабль находился на дне Карибского моря у берегов Колумбии, и его стоимость оценивается в 10 миллиардов долларов. Ничего удивительного, что сегодня сокровища стали поводом для настоящего международного скандала. Поделить их между собой не могут сразу несколько стран.

Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос написал на своей странице в социальных сетях: "Отличные новости! Мы нашли галеон". Однако такую радость считает преждевременной американская компания Sea Search Armada. Ведь именно она обнаружила корабль еще 30 лет назад, в 1981 году. Тогда фирма и правительство Колумбии заключили договор о том, что все поднятые ценности поделят поровну. Но в 2011 году власти страны передумали и заявили, что клад принадлежит исключительно Колумбии. Теперь компания требует компенсацию в несколько миллиардов долларов за нарушение договора. Свои права на сокровища заявляет и Испания. Ведь именно ей принадлежал затонувший галеон Сан-Хосе. В 1708 году он вышел из колумбийского города Картахен для того, чтобы доставить богатство из латиноамериканских колоний в европейскую метрополию королю Филиппу V. Эти деньги были необходимы испанскому правительству для ведения войны против Британии.

Однако судно до места назначения не дошло, так как было атаковано английскими кораблями под командованием сэра Чарльза Уэйджера.

"Картахена была одним из самых важных колониальных портов. Она объединяла все города южной и центральной Америки. Для англичан было важно ее захватить. Ведь в таком случае они смогли бы контролировать весь Новый Свет" , - сказал антрополог Карлос дель Карло.

Это сражение вошло в историю как атака Уэйджера, или Битва при Бару. Четыре британских корабля напали на 14 торговых судов Испании, легковооруженное парусное судно и три галеона. Англичане знали, что надо атаковать самые крупные суда, потому что там находится больше всего золота.

"Есть "серебряный", есть "золотой", это был "бриллиантовый" флот. Причем "бриллиантовый", потому что на нем находились в основном драгоценные камни. Запасы драгоценных камней и металлов на этом судне оценивались по нынешним временам в три миллиарда долларов, чтобы понять. Это очень огромная сумма. Одиннадцать миллионов, собственно говоря, теми деньгами"

Битва между британским кораблем "Экспедишн" и испанским галеоном "Сан-Хосе" продолжалась полтора часа. Однако вскоре прогремел взрыв, и "Сан-Хосе" затонул вместе с экипажем в 600 человек и всеми сокровищами. И хотя британцы в этом морском сражении одержали победу, они остались ни с чем. С остальных кораблей им удалось добыть только несколько сундуков с испанскими песо и 14 кусков серебра. Некоторые эксперты предполагают, что испанцы специально подорвали свой корабль, чтобы сокровища не достались врагам.

"Я думаю, это равновероятная версия, и доказать ее сейчас не представляется возможным. Потому что велика была вероятность попадания английского снаряда в пороховой погреб: такие вещи происходили довольно часто в морских боях. И, с другой стороны, если испанцы почувствовали, что они обречены, что корабль будет захвачен, у них не оставалось другого выхода, как затопить его и не отдать это золото своим злейшим врагам" , - сказал член Московского клуба кладоискателей Николай Черкашин.

С тех пор затонувший испанский галеон "Сан-Хосе" мечтали найти кладоискатели со всего мира. Они называли его не иначе как "чаша Грааля" всех затонувших в этих местах кораблей. По подсчетам подводных археологов, в коралловых рифах Колумбии и у берегов Вест-Индии покоится более 1000 испанских галеонов и торговых судов. Это настоящая Мекка для кладоискателей.

"Достаточно взглянуть на карту затопленных кораблей - мы увидим, что и в районе островов Карибского моря, архипелагов Карибского моря, в районе той же Аргентины и Мексики немало значков, которые означают потопленные корабли. Как правило, они все шли с грузом в Испанию, с драгоценным грузом. Поэтому "Сан-Хосе", возможно, это первая ласточка" , - сказал Николай Черкашин.

Но не только Колумбия может похвастаться богатствами, которые таятся под водой. К побережью Флориды уже несколько столетий стекаются кладоискатели со всего мира. Они называют его "побережьем сокровищ". Там затонуло множество кораблей испанского императорского флота.

Корабли, наполненные богатствами из американских колоний, играли важную роль в испанской экономике XVII-XVIII веков. Метрополия нуждалась в этих деньгах как никогда. Страна переживала трудные времена. Из-за тридцатилетней англо-испанской войны казна стремительно пустела, народ беднел, а инфляция составляла 300 %.

"Ну, сколько бы золота ни было, его всегда не хватает. Тем не менее главным поставщиком серебра и золота в Европе и главным распорядителем этих богатств была Испания, потому что она 300 с лишним лет выкачивала в прямом смысле этого слова серебро, золото, драгоценные металлы, камни из стран Южной Америки и из своих колоний и благодаря этому достигла и своего могущества, и величия", - сказал Николай Черкашин.

Убедиться в том, что испанские галеоны были наполнены сокровищами, на собственном опыте смог предприниматель Джозеф Робинсон. Несколько лет назад его имя не сходило с экранов, потому что он во время своего глубоководного исследования под названием "Одиссея" сделал сенсационное открытие. На глубине почти в 400 метров неподалеку от острова Тортуга в Карибском море он обнаружил испанский галеон, которому 400 лет. Среди обломков судна Робинсон нашел старинные золотые слитки. Кроме того, им было поднято серебро, жемчуг и множество других удивительных артефактов того времени. Более того, Джозеф Робинсон создал одноименный сайт "Одиссея". На нем кладоискатель разместил фотографии и описание 17 тысяч различных предметов, которые были подняты с затонувших испанских кораблей у берегов острова Тортуга за последние 20 лет. Это глиняные кувшины, расписная посуда, монеты.

Некоторые историки называют берега Флориды не "побережьем сокровищ", а треугольником смерти, по аналогии с Бермудским. По загадочным обстоятельствам, именно здесь, на протяжении нескольких столетий тонули корабли испанского флота. Например, в 1715 году здесь ушли на дно сразу 11 кораблей двух испанских флотов: Казначейского, или по-другому Золотого, и флота Новой Испании - Серебряного.

Суда были нагружены золотом из рудников в Перу и Колумбии, а также изумрудами со знаменитых колумбийских копий. Кроме того, корабли везли золото и серебро из шахт Мексики, шелк и изделия из слоновой кости кубинских торговцев. Причем исследователи говорят, что сокровищ в трюмах было в два раза больше обычного. Дело в том, что правивший в те времена король Испании Филипп V был влюблен в герцогиню Пармскую. Для того чтобы сыграть пышную свадьбу, достойную монарха, правителю требовались немалые средства. Кроме того, на эти корабли были погружены сундуки с драгоценностями и украшениями для возлюбленной Филиппа. Корабли попали в шторм и пошли ко дну. Тогда поднять удалось лишь 30 процентов всех сокровищ. Остальная часть так и осталась лежать в морском грунте. С тех пор кладоискатели вновь и вновь погружаются в местные воды, надеясь найти этот удивительный клад.

"Я полагаю, что поднята очень небольшая часть, потому что вот только-только начался настоящий технический поиск. Подводная поисковая техника за последние 20-30 лет совершила резкий скачок вперед. Появились всевозможные сканеры, появились всевозможные гидроакустические аппараты, которые помогают находить затонувшие объекты, даже если они занесены песком, даже если они визуально с помощью телевизионных камер не просматриваются. Поэтому XXI век нам обещает не одно открытие подобного рода" , - сказал Николай Черкашин.

Недавно американскому кладоискателю Бренту Брисбену с командой судна "Ля Капитана" улыбнулась удача. У берегов Флориды командой было обнаружено 350 золотых монет, отчеканенных специально для короля Филиппа V. Их общая стоимость - 4,5 миллиона долларов. Несколько лет назад клад нашли еще одни дайверы - американская семья Сэнфорд Рик и Лиза Шмитт. Это были украшения и монеты XVIII века на сумму в 300 тысяч долларов, а в 2002 году они подняли со дна в том же месте серебряное блюдо стоимостью 25 тысяч долларов.

"Об этом можно только мечтать! Найти королевские монеты, найти вещи той эпохи! Многие пытаются сделать это на протяжении 40-50 лет. И их попытки остаются безрезультатными" , - рассказал кладоискатель Сэндфорд Рик.

Однако исследователи говорят, что сегодня поднята лишь половина сокровищ, которые находятся под водой. На оставшихся так и не найденными шести испанских галеонах "золотого" и "серебряного" флотов остались ценности на сумму в 250 миллионов долларов.

"Их постоянно ищут, потому что информация становится все более открытой. Есть еще такой момент, что не только серебро и золото представляют ценность. Как, допустим, нашли "Сан-Хосе"? Его опознали по бронзовым пушкам, на которых выгравированы дельфины. Стоимость этих пушек, она равняется палладию, даже не золоту. То есть если взять историческую ценность. Потому что это пушки с этого корабля" , - говорит океанолог Леонид Гаврилов.

Многие суда не доплывали до Европы не только из-за бурь, опасность для капитанов торговых экспедиций представляли и вражеские английские корабли. Причем для того, чтобы уничтожить судно неприятеля, британцам не обязательно было даже стрелять. Не так давно у берегов Флориды был обнаружен галеон "Сан-Мишель Архангел". На его борту удалось найти монеты, украшения и поделки из слоновой кости. В 1659 году корабль вышел из Перу, груженный золотом и серебром, и направился в Испанию. По пути "Сан-Мишель Архангел" зашел ненадолго в Гавану, где его подстерегали вражеские суда Англии. Тогда шла англо-испанская война. Для того чтобы миновать опасность, галеону пришлось выходить в открытое море под покровом ночи в непогоду. Попав в бурю, "Сан-Мишель Архангел" затонул.

Эксперты уверены, что затонувшие галеоны еще многие десятилетия будут манить в эти края кладоискателей со всего мира, ведь повезти может любому, а испанские сокровища ждут своих новых владельцев.

Какие сокровища скрывают морские глубины?

За всю историю освоения человеком водных просторов созданные людьми судна не раз тонули вместе с перевозимыми на них грузами. Поэтому долгие столетия морская пучина служит настоящей сокровищницей, а тысячи отважных кладоискателей пытаются поднять вожделенные драгоценности со дна. Какие же клады считаются самыми известными?

Сокровища Азорских островов

Настоящая Мекка для кладоискателей со всего мира - это Азорские острова: Хорхе, Терсейра и Пику. В середине прошлого тысячелетия они служили главным перевалочным пунктом для отправлявшихся в разные пункты судов, поэтому в водах около них погребены сотни кораблей. Так, именно здесь в 1594 году затонула португальское судно «Чагас», на котором перевозились сокровища стоимостью два с половиной миллиона тогдашних дукат. Корабль до сих пор не удалось найти, поэтому кладоискатели не перестают совершать экспедиции в бухты Азорских островов в надежде в один прекрасный день достать со дна настоящее состояние. Правда, это будет очень сложно - морские воды в этом месте скрывают под собой скалы, которые затрудняют поиск металла с помощью современной аппаратуры.

Сокровища Карибского моря

Много легенд ходит о сокровищах Карибского моря - знаменитого прибежища пиратов. Так, недалеко от Гаити в 17 веке затонуло целых 16 кораблей «Золотого флота» Испании, на борту которых перевозились огромные богатства. Несколько раз удачливые путешественники натыкались на эти сокровища - так, англичанину Уильяму Фиппсу удалось поднять со дна золото и серебро на полтора миллиона долларов, а американец Герберт Хамфри обогатился на 15 слитков золота весом в полкилограмма каждый, 10 золотых самородков и 177 слитков серебра. Однако, по мнению ученых, все это лишь незначительная часть «Золотого флота», остальные сокровища так и остались лежать в пучине Карибского моря.
Не менее известным среди кладоискателей является и карибский остров Хувентуд (ранее назывался Пинос). По легенде, именно на нем прятали свою добычу самые знаменитые пираты всех времен. Кладоискатели часто приезжают в эти места, чтобы попытаться найти богатства, оставленные Фрэнсисом Дрейком, Лафиттом и другими разбойниками, и иногда им действительно везет. Так, в середине 20 века одному американцу повезло найти целый сундук с золотом и драгоценностями.

Кладоискатели, которым повезло

Несмотря на то, что добыть подводный клад не так-то просто, некоторым счастливчикам все же везет. Приведем в пример несколько знаменитых кладов, которые все же удалось найти.

Не так давно археолог-подводник из Франции Франк Годдио смог поднять со дна груз с испанского корабля «Сан-Диего». Он вышел в море всего однажды в далеком 1600 году, чтобы напасть на голландское судно, но сразу же затонул из-за ошибок командования. Сокровища пролежали на дне манильской бухты четыре сотни лет, а теперь вошли в список самых интересных и дорогих находок за всю историю кладоискательства.

Еще один легендарный кладоискатель - Мелвин Фишер. Он смог достать со дна океана у южного побережья Флориды груз испанского галеона «Аточа», который затонул, наткнувшись на рифы, в середине 17 века. Когда корабль был поднят на сушу, оказалось, что он нагружен огромным количеством драгоценностей, золота, серебра, редих украшений, общая стоимость которых составляет несколько сотен миллионов долларов.

Самым дорогим из найденных на сегодняшний день подводных кладов, является обнаруженный не так давно у побережья Гайаны груз британского корабля, затонувшего в 1942 году после атаки немецкой подводной лодки. Полвека он пролежал на глубине около 250 метров. По мнению ученых, судно вышло из европейского порта и должно было доставить в Нью-Йорк драгоценности для оплаты лэнд-лиза в казну США, но так и не добралось до пункта назначения. После оценки поднятого со на груза британского корабля, была оглашена его стоимость - она составила 2,6 миллиарда фунтов.


Наверняка каждый, кто спускался под воду и увлекался или увлекается дайвингом, мечтал увидеть в морских пучинах что-то интересненькое. Одни хотят увидеть экзотических рыб, другие невиданной красоты кораллы, третьи просто любят "побродить" по подводным лабиринтам пещер и ощутить всю опасность этого "похождения", но вероятно многие мечтали и мечтают до сих пор найти что-то ценное, например, клад - этакий сундук с сокровищами... Если вы и до сих пор захвачены романтикой приключений, то эта тема именно для вас....

Только в Атлантическом океане по последним данным, утонуло свыше 100 тысяч кораблей, чей груз оценивается даже не в миллиарды, а триллионы долларов. А как оценить стоимость навсегда потерянных памятников истории? Даже пустая бутылка из-под бургундского, выпитого восемь веков назад крестоносцами по поводу свадьбы Ричарда Львиное Сердце, и выброшенная за борт может стать бесценной находкой. Океан давно стал самым большим музеем человечества. Но людям остались лишь пожелтевшие старинные карты в пыльных архивах да легенды...

Наиболее известное "кладохранилище" - это бассейн Карибского моря. В начале XVI века из Америки в Европу хлынуло золото. Богатства ацтеков и инков, заполнявшие трюмы испанских галеонов, всего за одно столетие увеличили золотой и серебряный запас европейских стран в пять раз! Поначалу суда, направлявшиеся в Испанию, шли через Атлантику без вооруженного конвоя. Но скоро на горизонте замаячили паруса под "Веселым Роджером". Уже в 1496 году Христофор Колумб, возвращавшийся из своего второго плавания, подвергся нападению французских корсаров. Но в руки морских разбойников попадала лишь малая часть потерянного золота и драгоценностей. Львиная доля ушла на дно в разбитых штормах или затопленных во время абордажных схваток кораблей.


Начинающим подводным кладоискателям.

Уже в XVII столетии появились и первые охотники за утонувшим золотом. В 1686 году англичанин Уильям Фиппс поднял со дна Карибского моря золота и серебра на сумму, эквивалентную сегодня полутора миллионам американских долларов. То была лишь малая часть сокровищ 16 галеонов испанского "Золотого флота", затонувших во время шторма в 1643 году к северу от Гаити.

Сегодня, в XXI веке, найти потерянную добычу совсем не так просто, как это показывают в приключенческих фильмах. Сокровища испанских галеонов уже давно погребены под многометровым слоем ила, песка и камня. Реагирующие на металл магнитометры, способные уловить малейшие изменения магнитного поля, оказываются порой совершенно беспомощными. Не золотые слитки, монеты, якоря или пушки, а содержащие железо вулканические породы заставляют крутиться стрелки подводных компасов. Искать здесь такими приборами металл - все равно, что на дискотеке слушать через наушники Моцарта.

Тем не менее, наибольшее количество кладоискателей на душу населения - в городах южного побережья Флориды. Пункты проката подводных металлодетекторов в этих местах так же часты, как пункты проката пляжных принадлежностей.

На счету среднего флоридского или багамского кладоискателя - от 2-х до 100 найденных золотых монет. Но главное не победа, а участие. Обычно для того, чтобы найти и поднять со дна пару золотых дублонов любителю этого вида отдыха приходится потратить от 2 до 10 тысяч долларов.

Но единицам удача все-таки улыбается. Американец Герберт Хамфри собрал за день, наткнувшись на испанский галеон, неплохой "улов", - 177 слитков серебра, 15 полукилограммовых слитков золота и 10 золотых самородков. Но и это была лишь малая часть груза.

Но сокровенную мечту всех кладоискателей о старинном корабле, перегруженном золотом и драгоценностями смог осуществить только Мелвин Фишер, неофициальный "король кладоискателей". Близ города Ки-Уэст он поднял со дна целиком драгоценный груз испанского галеона "Аточа", налетевшего на рифы в 1622 году. До сих пор эта находка не оценена до конца - счет идет на сотни миллионов долларов.

Я б в кладоискатели пошел

Что же делать тем из нас, кто уже давно ощущают неудержимый романтический зуд кладоискательства, а перед глазами с назойливостью трамвайного кондуктора стоят лишь сундуки с золотыми дублонами? В Украине, как и во всём мире, первый шаг на пути к подводным сокровищам - это получение сертификата PADI (профессиональная ассоциация водолазных инструкторов) "Open Water Diver" ("ныряльщик открытой воды"). Научившись за пару дней плавать с аквалангом на уровне любителя, будущие кладоискатели обычно продолжают обучение, выбирая дополнительный курс "Search and Recovery" (поиск и подъём). В этот короткий курс входит освоение навыков и техники подъема затонувших предметов с использованием различных нехитрых приспособлений (например, специальных пластиковых мешков), а также методов использования подводных сонаров и металлоискателей.

И все-таки, хотя пунктов проката металлодетекторов в Украине еще поискать, тем не менее, популярность дайвинга растет, и все больше россиян опускаются под воду не для того, чтобы полюбоваться красотами мира тишины, а чтобы извлечь из этого вполне осязаемую выгоду.

Им нечего терять, кроме своих цепей!

Не стоит думать, что желанный сундук с золотом можно поднять только со дна Карибского моря. Не спешите покупать билет на далекие Багамы. И в России немало мест, куда можно отправится на подводное сафари за кладами. До сих пор не найдена потопленная русским флотом в Балтийском море в конце 18-го века яхта "Аврора", на которой находилась казна шведского короля. Мечтой о ее находке живет не одно поколение балтийских аквалангистов. А находящиеся рядом с Удмуртией уральские озера? Они до сих пор хранят на своем дне под многометровой толщей ила казну Пугачева, демидовские миллионы, да еще много чего...

Кто-то в клубе громко плачет, потеряли в речке мячик...

Иногда хобби золотоискателей становится их профессией. В свободное от отпуска (!) время американец Скотт Дикинсон оттачивает свои подводно-поисковые навыки в четырех прудах местного гольф-клуба. За два часа работы, находя утонувшие шары, он зарабатывает до 800 долларов. И действительно, хороший гольф-клуб теряет до 1000 шаров только в течение одного уик-энда! Вылавливанием такого количества предметов Скотт не только доводит до автоматизма навыки ныряльщика и реакцию кладоискателя, но и создаёт неплохую материальную базу для подготовки очередной экспедиции. Отпуск, ставший уже работой, он проводит на крохотном островке Багамского архипелага в поисках сокровищ одного из испанских галеонов.

А сейчас самое интересное, примите во внимание то, что вы прочитаете дальше!!!

Остров Оук в заливе Фанди. Тут спрятаны клады пиратов Тича и Лафитта.

Ки-Уэст. Здесь погибли галеоны "Нуэстра сеньора де Аточа" и "Санта-Маргарита", налетевшие на рифы в 1622 году. Груз этих сокровищ оценивают в 250 млн. долларов, хотя часть сокровищ уже поднята.

Отмели Силвер-Бэнкс. Вдоль отмелей разбросаны останки 16 испанских галеонов, затонувших в 1643 году во время шторма. Общая стоимость груза оценивается в 65 млн. долларов.

Остров Хувентуд (Пинос). Пиратская база в Карибском море. Возможно, что здесь спрятали свои сокровища Дрейк, Ван Хорн, Тич и другие знаменитые пираты.

Бухта Самана. В 1724 году затонули галеоны "Конде де Толоса" и "Нуэстра сеньора де Гваделупе" с грузом ртути, который сегодня оценили бы в 6 млн. долларов.

Остров Мона. Считается, что здесь зарыт клад пирата Дженнингса. Восточнее затонул его корабль, найденный в 1939 году.

Остров Кокос. В начале XIX века здесь были спрятаны сокровища, собранные испанцами в Перу.

Бухта Виго. В ходе сражения с англо-голландской эскадрой было потоплено 17 испанских галеонов. Их груз до сих пор не найден.

Азорские о-ва, остров Файял. В 1594 году англичане потопили португальский корабль "Чагас", перевозивший около 7 тонн золота.

Остров Св.Елены. В 1613 году португальцы потопили здесь голландский корабль "Витте Лиув" с грузом золота и 1311 бриллиантами.

Сейшелы: о-ва Фаркуар, Альдабра, Провиденс, Маэ. Сейчас здесь ведутся поиски кладов французских корсаров.

Мадагаскар, мыс Масуала. В XVIII веке поблизости от этого мыса находились базы многих пиратов, в том числе Ингленда и Левассера.

Остров Маврикий. Здесь могут находиться клады Сюркуфа - французкого пирата рубежа XVIII и XIX столетий.

Остров Реюньон. Согласно свидетельствам, здесь в XVIII столетии спрятали свои сокровища пираты Ингленд, Тейлор и Левассер.

Малаккский пролив. В 1511 году разбился на рифах флагман португальского флота "Флер де ла Мар". Его груз оценивается в 9 млрд. долларов.

Остров Грайген. Английский пират Робертсон зарыл клад, который может стоить о 2 до 20 млн. долларов.

Цусимский пролив. Крейсер "Адмирал Нахимов", потопленный японцами в 1905 году, по некоторым сведениям вез жалованье русского флота.

Теперь, когда вы вооружились картой кладоискателя, можно смело отправляться в поиски НО если вдруг вы не найдете заветный клад, не огорчайтесь Наверняка вы получите мощный заряд энергии от азарта подводных баталий и приключений

Подводное клад о искательство (дайвинг) - занятие перспективное. Если поднять со дна океанов все затонувшие суда, то цепочка их смогла бы дважды опоясать земной шар по экватору. В канун 1974 года в книгах Регистра судоходства Ллойда числилось около 60000 погибших торговых и рыболовных судов всех флагов мира вместимостью не менее 100 регистровых тонн водоизмещения каждое. Общий тоннаж этой армады достигает 300 миллионов тонн. А возраст компании Ллойда не так велик по сравнению с историей мореплавания.

Сколько есть на свете корабельных кладбищ? Кое-что поддается подсчету и уже подсчитано, созданы даже карты и атласы мест гибели кораблей. Некоторые местности имеют очень широкую и недобрую славу: район мыса Гатгерас, воды, омывающие Багамские и Бермудские острова, бухта Вито в Испании и залив Зейдер-Зе в Голландии - все эти и многие другие территории океанского дна могут быть с полным основанием названы кладбищами судов, а стало быть, подводными клондайками или эльдорадо.

Отчего гибли морские суда? Не только от штормов и ураганов, волн, коварных подводных камней и мелей: во времена развитого безопасного кораблевождения бичом становятся ошибки мореходов, в результате которых стальные корпуса кораблей начинают рубить друг друга. Больше всего столкновений судов зафиксировано при плавании в проливах, узкостях, на подходах к портам. Множество преступного люда в старину вертелось возле входа в гавани, представляя еще одну серьезную опасность для кораблевождения: злодеи устанавливали фальшивые лики, сбивающие мореплавателей с истинного пути и за-апивающие корабли на подводные камни и скалы. Гак и «упрятывались» клады в прибрежных водах. Но морские сокровища нелегко достать из трюмов затонувших кораблей.

История, к сожалению, знает больше неудачных попыток подъема золота и драгоценностей, чем удачных. Сше один вид подводных поисков, относящийся скорее к археологическим раскопкам, чем к кладоискательству,- исследование старинных поселений, ушедших под воду. Таких мест на планете немало. Часто причиной затопления поселения была сейсмическая активность места, выбранного для стороительства.

Рукотворные водоемы также заливали обжитые места, а и нормы, гуляющие по водохранилищам и ничуть не уступающие настоящим морским, вымывали со дна клады, бывшие некогда подземными. Конечно, подъем затонувших кораблей сулит гораздо более крупную удачу, чем подводные поиски затонувшего города. Но доступность и небольшие глубины позволяют не только аквалангисту, но и ныряльщику с маской и ластами попы тать счастье в поиске древних ценностей - тем более, если ныряльщик оснащен металлоискателем, предназначенным для подводных поисков.

Теперь давайте поговорим о тайнах небольших пресноводных водоемов, где на рельеф дна не оказывают влияние жестокие штормы, приливы и отливы, проще сказать о реках, озерах и прудах, всех тех водных хранилищах, которым также доверяли свои богатства люди с давних времен.

Преимущества использования воды в качестве камеры хранения очевидны: не надо тратить время на выкапывание ямы. Приметил место, откуда сам достать сможешь, размахнулся да и забросил незаметно и быстро. Случайных ныряльщиков не так много, разве что бреднем кто зацепит. Основным принципом выбора места является наличие вер, не изменяемых с течением времени примег, ведь кто хоть однажды нырял под воду, прекрасно знает, кактяжело что-либо отыскать на дне без надежного ориентира. Отдельно стоящие скалы, крупные валуны, омуты, сваи, мостки - места весьма привлекательные для тех, кто прячет клад под водой.

Оборудование для извлечения предметов из воды. Большой помехой при поиске клада будет для вас ил, особенно, если прибор укажет вам место со слаботочной водой, где ил накапливается в больших количествах. Чтобы не потерять место обнаружения клада при поднятии иловой мути запаситесь белыми флажками, которые надо сразу же воткнуть в грунт рядом с обнаруженным предметом. Копать донный грунт рукой нельзя: можно пораниться. Нож тоже жалко портить: он малоэффективен, да и потерять его в мутной воде будет обидно. Поэтому, на мой взгляд, лучшим инструментом для подводных раскопок послужит вам огородная вилка (она используется для окучивания или рыхления) с изогнутыми частыми зубьями, только рукоять сделайте полегче, чтобы она могла всплывать со дна, как поплавок. Щуп понадобится обязательно.

На небольших глубинах при сборе со дна мелких предметов можно использовать якорь-авоську (металлическое ведерко с камнем). Удерживаясь за ручку ведерка, вы сэкономите много энергии и воздуха в легких в борьбе с течением и собственным непроизвольным всплыванием, а в само ведро удобно складывать собираемые на дне предметы. Если вы охотитесь за крупным кладом, затопленным в воде, то вам надо заранее продумать способ его извлечения из воды. Допустим, искомый предмет найден, но он засыпан илом и песком. Конечно, самый радикальный метод - отсосать иловые наслоения эжектором, но такое приспособление стоит больших денег.

Можно попытаться прокопать под извлекаемым предметом лаз и зацепить, или, как это еще называется, застропить его. Поиск затонувших судов можно проводить не только по известным заранее координатам, которые не всегда будут верны из-за дрейфа ушедшего под воду судна под влиянием морских течений и волн, но и «наугад». Как мы уже с вами выяснили, трагедии на море чаще всего происходили вблизи оживленных торговых путей и в районах гаваней. Хорошенько изучив подробные карты побережья и прилегающих к ним морских вод, можно отметить предполагаемые участки, где вероятны места гибели кораблей.

Затем нужно проанализировать движение прибрежных течений, тем самым еще больше сузив зону поиска. После этого можно приступить к практическим работам, одним из видов которых может быть поиск при помощи эхолота - фирменного или самодельного.

Если речь идет о любительском поиске затонувших кораблей с использованием минимума снаряжения, то может быть предложена следующая простейшая схема подводных поисковых работ. - После обнаружения неопознанного объекта эхолотом шлюпка ставится на якорь. - За борт спускается ныряльщик с прикрепленным на поясе ходовым концом с метками через 1 м. - Пловец удаляется от шлюпки на полную длину веревки, держа ее в руке, и начинает круговое плавание и осмотр дна. - Его напарник в лодке после каждого полного круга, сделанного ныряльщиком, убирает на две метровые метки ходовой конец. - Ныряльщик при обнаружении всех подводных объектов, в которых можно заподозрить обломки корабля, занесенные илом, сбрасывает на дно подводные буйки. - Когда пловец таким образом приблизится по спирали к лодке, можно начинать изучение всех помеченных объектов. Самое простое и самое доступное подводное снаряжение - комплект № 1, т. е. маска с трубкой и ласты. К ним может плюсоваться гидрокостюм, что в северных широтах будет нелишним. Чтобы погрузиться в гидрокостюме, ныряльщику потребуются хорошо сбалансированные грузы. На одной руке хорошо иметь компас, а на другой - глубиномер, хотя он более нужен для аквалангистов или для отличных ныряльщиков, которые ныряют глубоко и надолго.

Итак, если вы собираетесь искать клады под водой, нужно, прежде всего, хорошо освоить подводное плавание; для этого мало теоретических знаний, нужна практика - особенно, если речь идет о подводных работах с использованием автономной дыхательной аппаратуры. Не верьте тем, кто говорит, что работать под водой с аквалангом - предельно просто. Подводное плавание - занятие опасное. Договоримся с вами, уважаемый читатель: собрались заниматься подводным плаванием всерьез - привлекайте к работе специалистов, без них работать с аквалангом нельзя.

Клады морей всегда привлекали искателей, и по сей день за ними охотиться большое количество людей желающих найти сокровища затонувших в глубинах морей старинных суден. Кораблекрушения происходили во все времена. Акватория морей по близи Индонезии усеяна сотнями судов которые терпели крушение.

На этих судах переправляли золото, драгоценные камни, фарфор из Нидерландов, Китая, Португалии. Морские просторы вдоль берегов южной Америки также имеют множество точек крушения. Помимо этого, ходит огромное число легенд о сокровищах спрятанных морскими пиратами в различных местах. Все эти истории не оставляют равнодушными искателей приключений и несметного богатства, которые при помощи карт ищут сокровища на необитаемых островах, опускаются на морское дно в поисках разбитых кораблей.

О кладах не мало написано художественных книг и снято фильмов. Но разговоры о драгоценных находках ходят не зря, в действительности клады существуют. Их находят в результате долгих поисков либо же совершенно случайно. Так, прославился на весь мир кладоискатель Мэл Фишер, который за шестнадцать лет упорных поисков «выловил» из морских глубин ценных вещей на сумму около двухсот миллионов долларов США.

Кроме того, обычные граждане ремонтируя собственные дома, копая огороды или просто занимаясь обыденными делами находят порой совсем неожиданное богатство. Множество людей сделали поиск кладов своей профессией и вооружившись историческими сведениями ищут затерянные сокровища. Так француз Анри-Роже Лаудон решил, во, что бы то ни стало разыскать сокровища, спрятанные знаменитым пиратом 17 века Сюркуфом. Анри - Роже отправился на остров Барбадос, где был схвачен пират.

Долгое время искателю пришлось тщательно изучать остров и бухта на восточном побережье открыла ему остатки нескольких старинных судов. Обломки одного корабля уж очень сильно походило на корабль Сюркуфа. Однако подле них ничего не удалось найти кроме якоря судна. Заинтересовавшись им Лаудон выявил, что тот полностью отлит из золотых и серебряных сплавов и весит более 500 кг.

Не только простые искатели хотят найти желаемое, но и порой целые государства. Так весь мир помнит как в 1981 году Советский Союз заключил соглашение с английской фирмой, о подъеме с крейсера «Эдинбург», покоившегося на протяжении сорока лет на дне царства морского, затонувших ценностей.

Без помощи Советского Союза англичане не могли обойтись так как кораблекрушение произошло в советских территориальных водах. Соглашение предусматривало что все расходы по подъему и поиску золота несет английская сторона, а весь поднятый груз делиться между СССР и Великобританией как 2/3 и 1/3. Поисковые работы оказались очень длительными, но все же в начале сентября на борт судна был поднят первый золотой слиток. Этот случай стал по истине торжественным, даже пресса была уведомлена о номере слитка.

До наступления штормовой зимы на поверхность моря удалось поднять 431 слиток драгоценного металла оцененного в сорок миллионов фунтов стерлингов. Вторая экспедиция кладоискателей направилась в район затопления судна уже в 1986 году.

Усилиями этой команды было поднято 345 килограммов золотых слитков. Стоимость такого «улова составляла довольно крупную сумму в три миллиона фунтов стерлингов. Частные искатели сокровищ конечно же таких кладов пока не находили.

Несметные сокровища внезапно свалившиеся на голову соискателя всегда будут волновать воображение любого человека. Ведь во все времена существовали ценности которые удивительным образом были спрятаны либо утеряны. И до сих пор наши соотечественники выкапывают в своих огородах бутыли со старинными деньгами.