Что такое декаданс? Значение слова декадентство Декаданс описание

Что такое декаданс?

В Европе конца XIX — начала XX века буржуазная экономика все активней вытесняла феодально-крепостнический строй, что породило в обществе упаднические настроения. Особенно ярко они выразились в искусстве. Идеи этого искусства, как и многое другое, русские поэты позаимствовали у западных. Обозначенное французским словом "декаданс", то есть "упадок", это течение в России нашло немало почитателей.

Что такое декаданс: немного из истории понятия

Декадентство означает регресс в культуре, ее упадок. Изначально этот термин использовали для обозначения культурных явлений Римской империи во II-IV вв.

Кроме того, этот термин используется для обозначения направления в искусстве XIX-XX веков: в литературе, музыке, творческой мысли, самовыражении и т. д. Термин "декаданс" можно отнести к авторам конца XIX века, связанным с эстетизмом и символизмом и при этом сочетавшим в своем творчестве черты раннего романтизма.

Сама идея декадентства берет свое начало в XVIII веке (Монтескье), затем этим термином критики стали обозначать романтизм, давая ему тем самым негативную оценку. Чуть позднее появились авторы, которые стали характеризовать свое творчество словом "декаданс" с гордостью, считая его обычным прогрессом. Авторами-декадентами, например, можно считать Шарля Бодлера, Теофиля Готье, Оскара Уайлда, Мориса Метерлинка и т. д.

Если определять развитие декаданса в истории, то его можно отнести к переходному периоду между романтизмом и модернизмом.

Признаки декаданса


Декаденты выступали против старых течений, искали новые, более гибкие формы, которые могли бы лучше передать сложное мировоззрение человека.

Декадентство в России

Желающий лучше понять, что такое декаданс на русской культурной почве, может познакомиться с творчеством поэтов-символистов К. Бальмонта и А. Блока. "Символизм" — это второе название декадентской школы в литературе того времени.

Декаданс - слово французского происхождения. Обозначает упадок, распад, разложение укладов общества. Как понятие было введено в обиход историками Франции в XIX веке.

История образования

Изначально этим понятием обозначались события, происходившие в Римской империи в период II-IV веков. На фоне упадка экономики, формирования противоречий в социуме, снижения уровня нравственности и политических противоречий активно развиваются и процветают направления культуры и искусства.

Писатели, философы, художники и музыканты тех времен продвигают в массы оккультизм, мистику. За счет неудовлетворенности текущим положением в произведениях происходит идеализация старины, придание ей романтического оттенка. Даже стиль разговора в обществе возвращается к стилю старых времен.

Ярким примером произведений того времени становится «Золотой осел» Апулея. В произведении описаны приключения представителя знати на фоне колдовства, иронических реплик и безнравственного эротизма. Все это показывает, насколько хуже стали моральные принципы общества.

За счет того, что в творчестве появляется примесь мистического, можно смело отметить, что общество постаралось отрешиться от обыденности, политики и экономических проблем. В произведениях присутствует некая сила, которая исполняет желания человека, потворствует его низменным порывам.

Позже, в конце XIX века, подобные настроения поразили мастеров и философов Европы. Произошел новый упадок в общественных проявлениях, изменились политические веяния. В рядах творческого бомонда поселились апатия, чувствительность и болезненное восприятие происходящего. В произведениях появились сюжеты о смерти, вечной любви и красоте окружающего мира. Образы героев эпатажны: нескрываемый эротизм и чувственность, мистический взгляд на вещи, вера в символику.

К концу XIX века общество развивалось быстрыми темпами, в сознании людей появилось много информации, которую можно было применить на практике. Поэтому декаданс принял форму запутанных и завуалированных проявлений . Его уже нельзя назвать направлением искусства в полной мере — это настроение времени.

Проявление декаданса в искусстве

  • Литература в рамках декаданса включает в себя направления по типу неоромантизма, модерна и символизма. Произведения приняли пышные формы за счет возвышенных эпитетов, сравнительных оборотов и ярких образов. Стиль написания не имеет определенного характера: это и меланхолия, и агрессивное отношение, и ностальгия. На фоне общественного упадка, в стихах Теофиля Готье, Шарля Бодлера, Поля Варлена, Артюра Рембо показан упадок божественного. Прозу декаданса стоит изучать на примере «Соломеи» Оскара Уайльда. В ней есть и эротика, и тревожность мыслей, и обращение к библейским мифам. В литературе, также известны Шарль де Монтескье, Виктор Гюго, Шарль Бодлер, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Иннокентий Анненский, Константин Бальмонт, Николай Добролюбов.
  • Драматургия. Прослеживается стремление каждого человека к счастливой жизни, поиск пути в рамках бытия. Ярчайшее произведение тех времен — «Синяя птица» Мориса Матерлинка.
  • Живопись. Картины того времени нарисованы густыми красками, лица людей холодные, печальные. Здесь, как и в литературе, каждый художник самостоятельно выбирал стиль. Произведения отражали и мифические сюжеты, и библейские сцены и реалистичные события. Над своими произведениями в то время трудились Михаил Врубель, Ромейн Брукс, Данте Габриэль Россетти, Франс фон Штук.
  • Музыка. В период декаданса были пересмотрены мифы, сказки, баллады, легенды. В произведениях стало важным выразить настроение нового времени, степень изменения жизни, отречься от стандартов. Музыка для балета приобретает новые формы - она теперь делает акцент на костюмы, движения героев, декорации. Знамениты произведения Николая Андреевича Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Дягилева, Иоганна Штрауса, Александра Бородина, Игоря Стравинского, Балилла Прателла, Луиджи Руссоло, Клода Дебюсси.

Декаданс современности

В наше время декаданс продолжают почитать и освещать для общества. В начале столетия в Санкт-Петербурге прозаик Маруся Климова и художник Тимур Новиков провели фестиваль искусств «Темные ночи» в стиле декаданс. Позже эту идею подхватили журналист Владимир Преображенский и группа «Бостонское чаепитие» и провели новый москвоский фестиваль .

Современный декаданс стремится к тому, чтобы стать отдельным направлением, «Куртуазным декадансом». Он представляет собой сообщество дизайнеров, музыкантов, танцоров, художников, погруженных в атмосферу эзотерики, мистицизма, изящества, аристократизма. Фактически, это интерпретация декаданса в стиле арт-хаус.

декадентство

декадентства, мн: нет, ср. (от фр. decadent - упадочный) (лит., искус.). Литературно-художественное направление в конце 19 в. и начале 20 в., отличавшееся упадочничеством, крайним эстетизмом и индивидуализмом, предшествовавшее символизму и отражавшее собой настроение нек-рых групп интеллигенции в эпоху упадка капитализма.

Вообще черты упадочничества в литературе или искусстве.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

декадентство

А, ср. В конце 19 - нач. 20 в.: общее название нереалистических направлений в литературе и искусстве, характеризующихся настроениями упадка, утонченным эстетизмом и индивидуализ- мом.

прил. декадентский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

декадентство

ср. Антиреалистическое направление в литературе и искусстве конца XIX в.-начала XX в., отличающееся упадочничеством, формализмом, индивидуализмом.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

декадентство

ДЕКАДЕНТСТВО (франц. decadence; от средневекого лат. decadentia упадок) обозначение течения в литературе и искусстве кон. 19 - нач. 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой "мещанской" морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т.д. (французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и др.; журнал "Декадент", 1886-89; см. Символизм). Понятие декаданса - одно из центральных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, "воли к власти".

Декадентство

(франц. decadence, от позднелат. decadentia ≈ упадок), общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца 19 ≈ начале 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом. Ряд черт декадентского умонастроения отличает и некоторые направления искусства, которые объединяются термином модернизм .

Сложное и противоречивое явление, Д. имеет источником кризис буржуазного сознания, растерянность многих художников перед резкими антагонизмами социальной действительности, перед революцией, в которой они видели лишь разрушительную силу истории. С точки зрения декадентов, любая концепция общественного прогресса, любая форма социально-классовой борьбы преследуют грубо утилитарные цели и должны быть отвергнуты. «Самые великие исторические движения человечества представляются им глубоко └мещанскими⌠ по своей природе» (Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 2, 1958, с. 475). Отказ искусства от политических и гражданских тем и мотивов декаденты считали проявлением свободы творчества. Декадентское понимание свободы личности неотделимо от эстетизации индивидуализма, а культ красоты как высшей ценности нередко проникнут аморализмом; постоянными для Д. являются мотивы небытия и смерти.

Как характерное веяние времени Д. не может быть отнесено целиком к какому-либо определенному одному или нескольким направлениям в искусстве. Умонастроения Д. затронули творчество значительной части художников конца 19 ≈ начале 20 вв., в том числе многих крупных мастеров искусства, творчество которых в целом не может быть сведено к Д. В наиболее отчётливом виде мотивы Д. впервые проявились в поэзии французского символизма ≈ в творчестве т. н. «проклятых поэтов» (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме). Их идеи и настроения получили развитие у П. Валери, П. Клоделя, П. Фора, А. Жида и др. В Великобритании чертами Д. отмечено творчество прерафаэлитов (Д. Г. Россетти, Х. Хант и др.), а также близких к нимО. Бёрдсли и А. Суинберна. В Италии декадентские умонастроения отразились в творчестве Дж. Пасколи, А. Ориани, Г. Д"Аннунцио. Влияние Д. сказалось также на творчестве таких крупных художников конца 19 ≈ начала 20 вв., как О. Уайльд ≈ в Великобритании, М. Метерлинк ≈ в Бельгии, Г. Гофмансталь и Р. М. Рильке ≈ в Австрии, М. Пруст ≈ во Франции и др. Неприятие действительности, мотивы отчаяния и всеотрицания, тоска по духовным идеалам, принимавшие художественно выразительные формы у крупных художников, захваченных декадентскими настроениями, вызывали сочувствие и поддержку со стороны писателей-реалистов, сохранивших веру в ценности буржуазного гуманизма (Т. Манн, Р. Мартен дю Гар, У. Фолкнер).

В России Д. отразилось в творчестве поэтов-символистов [прежде всего т. н. «старших» символистов 1890-х гг.: Н. Минского, Д. Мережковского, З. Гиппиус (критику см. в ст. Плеханова «Евангелие от декаданса»), затем В. Брюсова, К. Бальмонта], в ряде произведений Л. Н. Андреева, в сочинениях Ф. Сологуба и особенно в натуралистической прозе М. П. Арцыбашева, А. П. Каменского и др. Настроения Д. получили особенное распространение после поражения Революции 1905≈07. Писатели-реалисты (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, М. Горький), передовые литераторы и критики (В. В. Стасов, В. В. Боровский, Г. В. Плеханов) активно боролись с настроениями Д. в рус. искусстве и литературе. После Октябрьской революции эти традиции были продолжены советской литературной и художественной критикой.

Многие мотивы декадентского умонастроения стали достоянием разнообразных модернистских художественных направлений. Передовое реалистическое искусство, и прежде всего искусство социалистического реализма, развивается в постоянной борьбе с ними. Подвергая критике различные проявления упадочнических настроений в искусстве и литературе, марксистско-ленинская эстетика исходит при этом из принципов идейности, народности и партийности искусства.

Лит.: Плеханов Г. В., Искусство и общественная жизнь, в его кн.: Искусство и литература, М., 1948; Толстой Л. Н., Что такое искусство?, Полн. собр. соч., т. 30, М., 1951; Горький М., Поль Верлен и декаденты. Собр. соч., т. 23, М., 1953; Воровский В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956; Гурмон Р. де. Книга масок, пер. с франц., СПБ, 1913; Мережковский Д. С., О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы, Полн. собр. соч., т. 18, М., 1914; Асмус В. Ф., Философия и эстетика русского символизма, в кн.: Литературное наследство, т. 27≈28, М., 1937; Verlaine P., Les poètes maudits, P., 1900; Kahn G., Symbolistes et décadents, P., 1902; AIbérès R. М., Bilan littéraire du 20 siècle, P., 1956; Roda V., Decadentismo morale e decadentismo estetico, Bologna, .

О. Н. Михайлов.

Википедия

Декадентство

Декаде́нтство , также декаданс - направление в литературе, творческой мысли, самовыражении периода fin de siècle (рубеж XIX и XX веков), которое характеризуется эстетизмом, индивидуализмом и имморализмом. Иногда рассматривается как cвязующее звено между романтизмом XIX века и модернизмом XX века.

Подобно более раннему Движению искусств и ремёсел, родоначальники декадентства стремились освободить искусство от материалистических забот промышленной революции, раскрепостить мораль, скованную условностями викторианской эпохи. Они выступали против старых, академических форм искусства, искали новые формы самовыражения, более гибкие и более соответствующие усложнённому мироощущению современного человека.

Характерными чертами декадентства обычно считаются отход от общественности и отвращение к повседневной жизни (taedium vitae ), что проявляется в искусстве отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, модой на демонизм (« Там, внизу », « Скорбь Сатаны »), преобладанием формы над содержанием, стремлением к внешним эффектам, стилизации и т. д.

Примеры употребления слова декадентство в литературе.

Можно назвать это декадентством , но тогда декаданс и есть мироощущение, стоящее над временем.

Занесенное в Россию из Франции, декадентство нашло здесь достаточно питательную почву для развития.

Писатель рисует крах народничества, зарождение легального марксизма и марксизма революционного, появление и социальные корни декадентства , его многообразные разветвления, бурную предпринимательскую деятельность буржуазии, революционные события 1905-1907 годов, разгул мистики, порнографии и цинизма в пору реакции, рост сил пролетарской партии.

Только декадентства , - если мы все же условимся не смешивать этого слова со словом символизм, - в сонете Рембо, пожалуй, что и нет.

Декадентство не боялось бы быть там декадентством, а символизм знал бы цену своим символам.

В очередной раз прослушивая любимую песню Агаты вдруг подумала, что понятие декаданс понимаю (простите за тавтологию) очень приблизительно. Начала лазить по инету, вот что примерно накопала:
Википедия говорит
Декадентство - [дэкадэ], -а; ср. [от франц. decadent - упадочный], Декаданс [дэ], -а; м. [франц. dekadence от лат. decadentia - падение] - 1. Упадок, культурный регресс; изначально использовался как исторический термин для обозначения культурных явлений Римской империи к. II-IV вв. 2. Модернистское направление в искусстве к. XIX - н. XXвв, характеризующихся приверженностью неклассической эстетике, утончённым эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства, главным образом, натурализма и реализма. Провозглашенные ими принципы имели вначале чисто формальный характер: декаденты требовали создания новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложненному мироощущению современного человека.

Советская критическая мысль рассматривала декаденство как общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.
Неинтересно.... Попрыгали дальше.
Сайт
Декаданс как он есть
Декаданс, а вернее декаденство (от фр. Decadence - упадок, разложение; от лат. Decadentia – в переводе падение) – часто встречаемое понятие в философии, истории, культуре, а так же в во всех видах творчества – музыка, поэзия, проза, картины. Декаденс своим упадническим настроением коснулся практически всего.

Декаданс – это не понятие, не стиль, а настроение. Отчаяние, когда уже ничего не надо, бессилие и разочарованность, как в мире, так и в себе. И именно это бессилие породило великие шедевры, что отнюдь не сделало счастливее их создателей. Они так и остались не понятыми, как общественностью, так и сами не поняли в чём цель их появления на свет. Многие закончили своё существование в больницах для душевнобольных, либо о объятиях алкоголизма.

Декаданс зародился в Европе в конце 19 века под влиянием революций, как протест общепризнанной «мещанской морали», как отвращение не только к жизни, но и отвращение к рамкам, традициям и устоям, но одновременно возводя в культ порочность и делая грех эстетичнее. Лишь в этом декаденты находили удовольствие – сделать эстетичным позор, и находить радость в смаковании чувств, только пережив отвращение к ним.

Непонимание и отторжение со стороны общества лишь усиливало удовольствие, стимулируя декадентов находить всё более изощрённые алтари для «лепестков роз, покрытых миазмами порока»
О как загнул... Интересно но сложно для понимания простого обывателя.
переворошив кучу информации, вынесла свой тезис, декаданс - это не просто красивое слово, бледные дамы в черных платьях и случайные связи. Это стиль жизни, окраска души если позволите. Довольно актуально в наши дни вы не находите? Упадок моральных сил. Отсутствие веры в людей, в себя. Полное разочарование. Встречала я таких людей которые сами того не зная являли собой отличный пример декаданса.
Да и я сама едва держусь на этой грани, между миром людей живущих с какой то ни на есть, но верой в душе. И тем, что не оставляет шансов выбраться из мрака.
Какой путь выберешь ты? Декаданс привлекателен. Но это омут, из которого мало кто выбирался живым.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Словарь Ефремовой

Декаданс

  1. м. Упадок, регресс.
  2. м. То же, что: декадентство.

Словарь Ушакова

Эстетика. Энциклопедический словарь

Декаданс

(от лат. decadentia - упадок)

состояние упадка, увядания, в котором пребывает конкретный, локальный социокультурный мир взакатную фазу своего существования, когда угасает его внутренний нравствен- ; ный пафос, медленно сходит на нет творческий задор, когда художественное сознание еще способно создавать различные причудливые и вычурные поделки, но творить великие произведения-шедевры уже не в силах. Не следует отождествлять понятия декаданса и модерна. Если модерн - это уникальный культурный стиль, стоящий в одном ряду с барокко, классицизмом, романтизмом, то декаданс - типовая форма медленного распада крупного культурного стиля или масштабного социокультурного организма. Если модерн был | один, то декадансов было много. Так ма- | ньеризм можно считать декадансом ренессанса, рококо - декадансом барокко, академизм - декадансом классицизма и т. д. Модерн же, хронологически совпавший со временем, когда появилось и утвердилось в культурном сознании понятие декаданса, - это стиль, в котором пришел в состояние упадка макрокосм классической культуры, охватывающий ее античный и христианский периоды. То есть, модерн - это тоже декаданс, но в максимально широком. макроисторическом понимании.

Лит.: Розанов В. В. О символистах и декадентах // Он же. Религия . Философия . Культура . - М.: Республика, 1992.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Декаданс

Декаданс

♦ Décadence

Начало конца и противоположность прогрессу. Декаданс – это медленная и кажущаяся необратимой эволюция к худшему или к ничто. Обычно декаданс создает вокруг себя атмосферу пессимизма и тоски, которую искусный художник способен представить в весьма изысканном виде. Декаденты охотно выступают в роли эстетов, ставя искусство выше реальной действительности (Малларме (***): «Мир создан ради написания прекрасной книги»), выше жизни (Вилье де Лиль-Адан (***): «Жить? Пусть за нас живут слуги»), выше истины (Ницше: «Искусство ценнее истины»), выше всего. Но реальность мстит за себя, и декаданс неизбежно вырождается в скуку или нелепость. А варвары на подходе…

Стефан Малларме (1842–1898) – французский поэт-символист, чье творчество проникнуто мотивами одиночества и бессилия перед жизнью. Для поэзии Малларме характерен усложненный синтаксис и стремление к передаче «сверхчувственного».

Филипп Огюст Матиас Вилье де Лиль-Адан (1838–1989) – французский писатель, близкий к деятелям Парижской коммуны. После поражения коммунаров в его творчестве усилились мотивы мистики и пессимизма. Гротескно-сатирические сборники «Жестокие рассказы» и «Новые жестокие рассказы» раскрывают тему столкновения «одинокого мечтателя» с оскудевающей духовной культурой буржуазного общества.