Профессиональный образ интересы и предпочтения. Какие могут быть профессиональные интересы воспитателя детского сада? Примеры формулировок и фраз

Наконечная Александра, Дьяченко Юлия

Представление пяти основных типов существующих профессий. Десять самых популярных профессий в современной России. Предпочтения школьников разных возрастных групп МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» в выборе профессий на основе проведённого анкетирования.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Главное управление образования мэрии города Новосибирска

Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор»

Открытый городской конкурс исследовательских проектов

учащихся 5-8 классов

Направление: гуманитарный проект

Выбор профессии – твоё будущее

Дьяченко Юлия Александровна

МАОУ № 11 « Гармония»

7 класс

Консультанты проекта:

Андрейченко Олеся Николаевна

учитель истории высшей

квалификационной категории Контактный телефон руководителя:

89139288027

Давыденко Наталья Алексеевна

кандидат исторических наук,

доцент кафедры Отечественной истории НГПУ

Портфолио проекта

Проект: «Выбор профессии - твоё будущее»

Участники проекта:

Наконечная Александра Евгеньевна

Дьяченко Юлия Александровна

Консультанты проекта:

Учитель истории высшей квалификационной категории Андрейченко Олеся Николаевна; кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории НГПУ Давыденко Наталья Алексеевна

Класс: 7

Название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект: МАОУ гимназия №11 «Гармония».

Предметная область: обществознание, социология.

Время работы над проектом: январь 2013 года - апрель 2013 года

Проблема проекта: предпочтения учащихся 7-х и 10-х классов МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» в профессиональном выборе.

Цель проекта: определение предпочтений в выборе профессии современных школьников разных возрастных групп на примере учащихся МАОУ Гимназия № 11 «Гармония».

Задачи:

  1. Представить пять основных типов профессий;
  2. Выявить предпочтения школьников разных возрастных групп МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» в выборе профессий на основе анкетирования.

Тип проекта (по виду деятельности): поисковый, исследовательский.

Используемые технологии: мультимедиа.

Форма продукта проекта: мультимедийная презентация; сравнительные диаграммы на основе анкетирования, проведённого среди учащихся 7-х и 10-х классов Гимназии № 11, его анализ и комментарии.

Исследование:

Знакомство с литературой по теме «Выбор профессии»;

Составление вопросов для анкеты «Выбор профессии»;

Проведение анкетирования среди учащихся 7-х классов (83 человека) и 10-х классов (50 человек) гимназии;

Обработка и анализ результатов анкетирования;

Представление результатов опроса в виде диаграмм;

Оформление итогов анкетирования в сравнительной таблице.

Область применения результата проекта:

Учебная (уроки обществознания и экономики, классные часы);

Внеклассная работа (кружковая работа по изучению профессий, родительские собрания и др.);

Социальная (сотрудничество, помощь учителям, родителям и ученикам).

Работа будет интересна школьникам старшего возраста, их родителям и учителям, а также всем, кто сталкивается с проблемой профессионального выбора.

Результативность: создан проект, в котором представлены предпочтения в выборе профессий учащихся 7-х и 10-х классов МАОУ Гимназия № 11, дающий представление о профессиональных предпочтениях современных подростков.

I.Введение ……………………………………………………………….……. 5-6

II.Выбор профессии – твоё будущее ………………………………………..7-13

а). 5 типов профессий

б). Топ 10 популярных профессий

в). Предпочтения школьников разных возрастных групп МАОУ Гимназия №11 «Гармония» в выборе профессий

III.Заключение……………………………………………………………......14-15

IV. Список использованной литературы и источников……………..….…….16

V.Приложение……………………………………………….…………….….17-21

  1. Введение.

Все работы хороши –

Выбирай на вкус.

В.В.Маяковский

Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессия определяет положение человека в обществе. Выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и образ жизни. В наше время человеку сложно выбрать профессию, ведь мир профессий довольно многообразен – специалисты насчитывают более 7 тысяч профессий, из них несколько сотен самых востребованных. Характер и способности – вот то сочетание, которое больше всего влияет на выбор профессии. «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» - этот вопрос волнует не только подростков, но и их родителей. Какую профессию следует выбрать для себя так, чтобы не ошибиться с выбором?

Цель данной исследовательской работы - определение предпочтений в выборе профессии современных школьников разных возрастных групп на примере учащихся МАОУ Гимназия № 11 «Гармония».

Поставленная цель реализована посредством следующих задач :

  1. Представить 5 основных типов профессий;
  2. Определить 10 самых популярных профессий в России и в Новосибирске;
  3. По итогам анкетирования выявить предпочтения школьников разных возрастных групп МАОУ Гимназия №11 в выборе профессий.

Объект исследования: современные профессии.

Предмет исследования : предпочтения учащихся 7-х и 10-х классов МАОУ Гимназия № 11 в профессиональном выборе.

Методологические основы работы . При обработке используемых материалов мы исходили из необходимости анализа, сравнения и последующего обобщения данных, полученных в ходе анкетирования учащихся.

Источниковая база . В основу нашей работы положены материалы собственного социологического исследования, проведённого среди учащихся 7-х и 10-х классов МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» (всего 133 человека).

При написании данной работы оказались полезными следующие издания. Прежде всего, это энциклопедия для детей «Выбор профессии» издательского центра «Аванта+». Книга интересно, объективно и доступно знакомит с миром профессиональной деятельности, позволяет взглянуть на проблему профессионального самоопределения как на закономерный этап развития человека. Подробно рассматриваются факты, влияющие на выбор профессии.

Обсуждаются вопросы поиска работы, трудоустройства, приводится информация о рынке труда, рассказывается о популярных, самых редких и опасных профессиях. Авторы статей – ведущие специалисты в области профориентационной работы, учёные, преподаватели вузов. Книга психологов А.Г.Грецова и Т.А.Бедаревой «100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов» ориентирована на профессии, которые подразумевают получение высшего образования, популярны в современном мире. В ней даётся описание ста наиболее популярных профессий. Основной акцент сделан на распространившиеся недавно и популярные среди современной молодежи профессиях: веб-дизайнер, логистик, мерчендайзер, маркетолог, специалист по рекламе и др.. Кроме описания профессий, в книге даются и психологические механизмы их выбора.

При работе над проектом сведения об особенностях различных профессий привлекались из электронных источников - материалы различных сайтов в Интернете.

Практическая значимость . Использованные в данной работе сведения могут быть полезны на уроках обществознания, на классных часах, посвящённых вопросам выбора профессии, будут интересны всем, кто стоит перед важным жизненным выбором.

Структура работы . Работа состоит из трёх частей: введение, основная часть и заключение. В работу также входят список используемой литературы и источников и приложения с результатами измерительных материалов.

I.Выбор профессии – твоё будущее.

А). Пять основных типов профессий.

В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов: «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек – человек», «Человек – знаковые системы», «Человек – художественный образ».

«Человек – природа». Здесь главный, ведущий предмет труда - природа.

Профессии: мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог и др. Среди профессий типа «человек - природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы. Указанное деление не означает, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но всё же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования. При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно человек относится к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой собирается отдавать все силы производству. И ещё один момент, который надо учитывать при выборе этих профессий. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении трудовых задач, заботливость, дальновидность.

«Человек – техника» . Здесь главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: столяр, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик и др. Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но всё же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств. При обработке, преобразовании, перемещении и оценке технических объектов от работника требуются точность, определённость действий. Поскольку технические объекты всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

«Человек – человек» . Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др. Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в этой работе: устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность понимать намерения, помыслы, настроения людей, умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей, умение находить общий язык с разными людьми.

«Человек – знаковые системы» . Здесь главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: программист, архитектор проекта, бизнес-архитектор, переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка и др. Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

«Человек – художественный образ». Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник. Одна из особенностей профессий этого типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остаётся скрытой от постороннего наблюдателя.

Б). Топ 10 популярных профессий в России и в Новосибирске.

Согласно сведениям, взятым из энциклопедии «Выбор профессии» топ десяти самых популярных профессий в России в 2010-2011 гг. выглядел следующим образом:

1.Логистик

2. Маркетолог

3. Менчендайзер

4.Продюсер

5.Риелтор

6.Сомелье

7. Медиапленнер

8.Трейдер

9. PR - менеджер

10. WEB профессии.

Популярны профессии, востребованные на современном рынке торговых и информационных услуг. Это в духе времени и, на наш взгляд, перспективно.

В современной России считается высокооплачиваемой работа у людей профессий типов «Человек - природа» и «Человек - техника». За рубежом являются высокооплачиваемыми профессии типа «Человек - люди», «Человек - природа». Это связано с нехваткой специалистов в этих областях, с высокими умственными затратами или профессиями, которые наносят вред здоровью. В Англии и Германии почти отсутствует безработица, поэтому люди выбирают профессии, которые развивают технологии и учат будущее поколение. В России безработица распространена, что доказывает большой спрос на наиболее часто востребованные профессии.

Если говорить о самых востребованных профессиях в нашем городе, то в 2012 году этот рейтинг, составленный Службой исследований компании HEADHUNTER с учётом заработной платы, выглядел следующим образом:

1.Руководитель отдела продаж (средняя зарплата 50 000 рублей)

2.Программист

3.Менеджер по продажам

4.Торговый представитель

5.Инженер

6.Экономист

7.Юрист

8.Водитель

9.Бухгалтер

10.Секретарь (18 000 рублей).

При анализе полученных цифр обращает на себя внимание факт, что бухгалтеры Новосибирска оказались в самом низу рейтинга, опережая в десятке только секретарей с предлагаемой зарплатой в 18 000 рублей. Даже водители в Новосибирске зарабатывают больше (24 000 рублей).

Профессиональный выбор жителей Новосибирска говорит о хорошем развитии молодого перспективного города и о том, что городское население идёт в ногу со временем. Специалистам, занятым в в торговой и информационной сферах, платят хорошую заработную плату за их знания и умения.

Мы предполагаем, что представленные выше топы будут продолжать существовать ещё лет пять, так как общество развивается, и каждая страна ищет что-то новое и выдвигает на рынок новые технологии.

Если говорить о привлекательности профессий среди учащихся нашей Гимназии, то здесь складывается следующая ситуация (см.таблицы ниже):

Предпочтения учащихся гимназии в выборе профессий

7 классы

10 классы

1.Предприниматель

2.Экономист

3.Спасатель

4.Юрист

5.Психолог

6.Программист

7. Работник правоохранительных органов

8.Дизайнер

9.Врач

10.Преподаватель

1.Предприниматель

2.Экономист

3.Юрист

4.Программист

5.WEB дизайнер

6.Врач

7.Политик

8.Повар

9.Эколог

10.Спасатель

Сравнивая полученные данные, мы можем наблюдать, что предпочтения в выборе привлекательных профессий у учащихся среднего звена и старшеклассников различаются, хотя у тех и у других в числе приоритетных предприниматель, экономист и юрист. Интересно, что в обеих группах присутствуют и профессии, которые относятся к числу опасных – работник правоохранительных органов и спасатель. Популярна и профессия программиста (в современном мире, как уже отмечалось, информационные технологии занимают одно из ведущих мест). А профессия преподавателя присутствует только в списке профессий 7-классников (самый низкий рейтинг), учащиеся старших классов как возможную для себя эту профессию не рассматривают.

Сравнивая полученные данные, мы можем наблюдать, что предпочтения в выборе непривлекательных профессий у учащихся среднего звена и старшеклассников тоже совпадают – дворник, грузчик (требующие большого физического труда), продавец. Профессии воспитателя и преподавателя у старшеклассников занимают самые низкие позиции, видимо, ребята больше заботятся о собственном благосостоянии, чем о пользе обществу. К слову сказать, в 1960-е гг. 27% детей в нашей стране мечтали стать учителями – это первое место среди всех профессий. К 1980-м годам это число снизилось до 18,5%. 16% мальчиков Советского Союза мечтали стать космонавтами. 8% девочек СССР хотели стать балеринами. В топ-десятке предпочтений нынешних школьников, как мы видим, предпочтения отдаются другим профессиям.

Удивительно, но многие профессии, названные учащимися в числе непривлекательных, очень востребованы в нашем городе, такие как парикмахеры, водители, грузчики. На рынке не хватает представителей торговли - менеджеров по продаже, мерчендайзеров, бухгалтеров и аудиторов. Если попытаться сделать прогноз по поводу возможного будущего трудоустройства нынешних учащихся гимназии, можно предположить, что без работы они не останутся. В городе можно пройти курсы переквалификации по затребованным профессиям и получить необходимую работу.

Д).Предпочтения школьников разных возрастных групп МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» в выборе профессий.

Целью анкетирования было выявить профессиональные предпочтения школьников, которым через два года предстоит сдавать ГИА и тех учащихся, которые через год будут сдавать ЕГЭ.

Задачами анкетирования было выяснить, как относятся к миру профессий школьники разных возрастных групп нашей Гимназии, и сделали ли они свой профессиональный выбор. В опросе принимали участие четыре 7-х класса – наших ровесников (83 учащихся) и три 10-х класса (50 учащихся). Учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты [Приложение 1]

Что показало проведённое анкетирование?

Результаты анкетирования учащихся 7-х классов. [Приложение 2]

  • Большая часть учащихся 7-х классов уже выбрали будущую профессию - 82 %; не выбрали - 18%.
  • Из числа 83-х опрошенных учащихся планируют обучение в Новосибирске - 50,6%; в другом городе России - 21,7%; за рубежом - 27,7% (Германия, Франция, США), не планируют учиться - 0%.
  • Знают профессионально важные качества будущей профессии 30,7%;
  • знают где можно получить понравившуюся профессию 24,7%;
  • знают предмет, содержание и условие труда нужные для будущей профессии 23,1% учащихся;
  • знают востребованность этой профессии на рынке труда 21,3%;
  • из 18%, не определившихся с профессией, 58,6% учащихся окончательно объясняют это тем, что не могут выбрать из нескольких вариантов;
  • из 18%, не определившихся с профессией, 20,6% не выбрали профессию, так как не знают мир профессий;
  • из 18%, не определившихся с профессией, 14% учащихся совсем не знают, как выбрать профессию;
  • из 18%, не определившихся с профессией, 6,8% плохо знают свои возможности.

Результаты анкетирования учащихся 10-х классов. [Приложение 3]

Результаты проведённого анкетирования показали, что:

  • Большая часть учащихся выбрали профессию - 85%; не выбрали 15%;
  • Из числа 50-ти опрошенных учащихся планируют обучение в Новосибирске 62,5%; в другом городе 25%; за рубежом 12,5% (Франция, Англия, Турция), не планируют учиться - 0%.
  • 27,2% учащихся знают профессионально важные качества будущей профессии;
  • 25,6% учащихся знают где можно получить понравившуюся профессию;
  • 31% учащихся знают предмет, содержание и условие труда нужные для будущей профессии; 16,2% учащихся знают востребованность этой профессии на рынке труда.
  • Из 15% не определившихся с выбором профессии 16% не могут определиться из нескольких вариантов;
  • Из 15% не определившихся с выбором профессии 34% не знают мир профессий;
  • Из 15% не определившихся с выбором профессии 29,5% учащихся не знают как выбрать профессию;
  • Из 15% не определившихся с выбором профессии 20,5% учащихся не выбрали профессию, так как плохо знают свои возможности.

Сравнительная таблица итогов анкетирования 7-х и 10-х классов

7 классы

10 классы

1.Где вы планируете учиться после окончания школы?

А) в своем городе;

50,6%

62, 5%

Б) в других городах;

21,7%

В) за пределами России

27,7%

Германия Франция США

12,5

Франция Англия Турция

Не планируют учиться

2.Всего выбрали профессию

Не выбрали профессию

23,1%

30,7%

27,2%

24,7%

25,6%

Г) востребованность этой профессии на рынке труда

21,3%

16,2%

20,6%

6,8%

20,5%

58,6%

Г) не знаю, как выбрать профессию

29,5%

Приведённые в таблице цифры свидетельствуют о том, что большая часть учащихся 7-х и 10-х классов уже выбрали профессию. Для получения высшего образования ученики предпочитают вузы города Новосибирска, а некоторые хотят получить образование за границей (Турция, Англия, Франция, США) или в другом городе (Москва, Томск). Учащиеся 7-х и 10-х классов, которые не выбрали профессию, в большинстве случаев не сделали это по причине сложности выбора из нескольких привлекательных профессий или потому что плохо ориентируются в большом мире профессий. Большинство учащихся имеют представление о будущей профессии: знают профессионально важные качества для будущей профессии, знают, где можно получить профессию, предмет, содержание и условия труда и востребованность этой профессии на рынке труда. Хотя и знания о будущей профессии разные. Как мы и предпологали, ученики выбирают профессии связанные прежде всего с информаицонными технологиями.

III.Заключение.

Работая над данной темой, мы охарактеризовали пять основных типов профессий, определить 10 самых популярных профессий в современной России и в городе Новосибирске; на основе проведённого анкетирования выявили предпочтения школьников разных возрастных групп МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» в выборе профессий и пришли к следующим выводам.

В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов: «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек – человек», «Человек – знаковые системы», «Человек – художественный образ». И каждый человек, задумывающийся о выборе жизненного пути, должен определить, к какому типу профессий он относится.

Изучая рейтинг самых популярных в России профессий, мы узнали, что востребованы на современном рынке труда специальности, связанные с торговыми и информационными услугами. Это касается и ситуации в нашем городе.

Сравнивая данные, полученные в результате проведённого анкетирования учащихся 7-х и 10-х классов Гимназии № 11, мы пришли к выводу, что предпочтения в выборе привлекательных профессий у учащихся среднего звена и старшеклассников различаются, хотя у тех и у других в числе приоритетных называются предприниматель, экономист и юрист. Интересно, что в обеих группах присутствуют и профессии, которые относятся к числу опасных – работник правоохранительных органов и спасатель. Популярна и профессия программиста. А профессия преподавателя присутствует только в списке профессий 7-классников (самый низкий рейтинг), учащиеся старших классов как возможную для себя эту профессию не рассматривают.

Изучая предпочтения школьников разного возраста нашей Гимназии в выборе непривлекательных профессий, мы также обнаружили совпадения – дворник, грузчик (требующие большого физического труда), продавец. Профессии воспитателя и преподавателя у старшеклассников занимают самые низкие позиции (у 7-классников на 10-м месте), видимо, ребята больше заботятся о собственном благополучии, чем о пользе обществу, выбирая популярные и высокооплачиваемые профессии. Удивительно, но многие профессии, названные учащимися в числе непривлекательных, очень востребованы в нашем городе, такие как парикмахеры, водители, грузчики. На рынке не хватает представителей торговли - менеджеров по продаже, мерчендайзеров, бухгалтеров и аудиторов. Если попытаться сделать прогноз по поводу возможного будущего трудоустройства нынешних учащихся гимназии, можно предположить, что без работы они не останутся. В городе можно пройти курсы переквалификации по затребованным профессиям и получить необходимую работу.

Приведённые в таблицах и диаграммах цифры свидетельствуют о том, что большая часть учащихся 7-х и 10-х классов уже выбрали профессию. Для получения высшего образования ученики предпочитают вузы города Новосибирска, а некоторые хотят получить образование за границей (Турция, Англия, Франция, США) или в другом городе (Москва, Томск). Учащиеся 7-х и 10-х классов, которые не выбрали профессию, в большинстве случаев не сделали это по причине сложности выбора из нескольких привлекательных профессий или потому что плохо ориентируются в большом мире профессий, а может быть надеются, что за них это сделают их родители? Большинство учащихся имеют представление о будущей профессии: знают профессионально важные качества для будущей профессии, знают, где можно получить профессию, предмет, содержание и условия труда и востребованность этой профессии на рынке труда. Хотя и знания о будущей профессии разные.

Подводя итоги нашего анкетирования мы поняли, что школьники прежде всего хотят получить образование в родном городе, и связано это, вероятно, с тем, что здесь они живут, здесь живут их родные и друзья, которые смогут помочь в учёбе. У школьников 10-х классов процент определившихся с профессией выше, чем у 7-классников. Это связано с их более старшим возрастом.

Проведённое анкетирование показало актуальность выбранной нами темы, так как некоторые ребята 7-х классов и даже 10-классники ещё мало ориентируются в мире профессий и не в состоянии сделать свой профессиональный выбор, плохо знают самих себя.

Мы думаем, что сегодняшний выбор учащихся не полностью совпадёт с реальным и, тем не менее, прогнозы на свою будущую жизнь имеются у большинства опрошенных учащихся, что говорит о том, что этот вопрос уже обдумывался и имет для нас, подростков, важное значение.

Данный проект, на наш взгляд, перспективен. Во-первых, есть возможность проследить динамику профессиональных приоритетов через год (у 10-классников) и в течение нескольких лет (у 7-классников). Во-вторых, есть возможность выяснить отношение к выбору профессии на примере сверстников из США и Великобритании. Наши зарубежные друзья готовы дам свои ответы на наши вопросы по поводу профессиональных интересов. Мы считаем, что следует уделить внимание также вопросу о роли родителей в выборе профессии детьми.

Список использованной литературы и источников.

1. Энциклопедия для детей «Выбор профессии»/глав.ред. Е.Анаьева. – М.: Мир энциклопедий «Аванта+», Астрель, 2009 г. – 428 с.

2.Грецов А.Г., Бедарева Т.А. «100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов»». – Питер. - Санкт-Петербург - 2009 г. – 272 с.

Приложение 1

Анкета «Выбор профессии».

1. Где вы планируете учиться после окончания школы?

А) в своем городе;

Б) в других городах;

В) за границами России (укажите город, страну) __________________

2. Выбрал(а) ли ты профессию?

а)да

б)нет

3. Что ты знаешь о своей будущей профессии?

А) предмет, содержание и условия труда;

Б) профессионально важные качества;

В) где можно получить эту профессию;

Г) востребованность этой профессии на рынке труда.

4. Если не выбрал(а) то почему?

А) плохо знаю мир профессий;

Б) плохо знаю свои возможности;

В) не могу выбрать из нескольких вариантов;

Г) не знаю, как выбрать профессию.

5.Топ пяти самых привлекательных для тебя профессий

6.Топ пяти самых непривлекательных для тебя профессий.

Приложение 2.

Результаты исследования среди учащихся 7-х классов.

По результатам можем сделать вывод: учащиеся 7-х классов планируют: обучение в Новосибирске - 50,6%; в другом городе - 21,7%; за рубежом - 27,7%, не планируют учиться - 0%.

Большая часть учащихся 7-х классов выбрали профессию.

Выбрали - 82 %; не выбрали - 18%.

Знают профессионально важные качества будущей профессии 30,7% учащихся 7-х классов; знают где можно получить эту профессию 24,7% учащихся 7-х классов; знают предмет, содержание и условие труда нужные для будущей профессии 23,1% учащихся; знают востребованность этой профессии на рынке труда 21,3% учащихся 7-х классов.

Из тех, кто не определился с профессией: 58,6% учащихся не могут выбрать из нескольких привлекательных вариантов; 20,6% учащихся не выбрали профессию, так как не знают мир профессий; 14% учащихся не выбрали профессию так как не знают как выбрать профессию; 6,8% учащихся не выбрали профессию так как плохо знают свои возможности.

Приложение 3

Результаты исследования среди учащихся 10-х классов.

По результатам можем сделать вывод: учащиеся 10 классов планируют обучение в Новосибирске 62,5%; в другом городе 25%; за рубежом 12,5% и 0% не планируют учиться.

Большая часть учащихся выбрали профессию. Выбрали - 85%; не выбрали - 15%

27,2% учащихся знают профессионально важные качества будущей профессии; 25,6% учащихся знают где можно получить эту профессию; 31% учащихся знают предмет, содержание и условие труда нужные для будущей профессии; 16,2% учащихся знают востребованность этой профессии на рынке труда.

16% учащихся 10-х классов окончательно не выбрали профессию, так как не могут определиться из нескольких вариантов; 34% учащихся не выбрали профессию так как не знают мир профессий; 29,5% учащихся не выбрали профессию так как не знают как выбрать профессию; 20,5% учащихся не выбрали профессию так как плохо знают свои возможности.

7 ПЕДАГОГИКА " И ВОСПИТАНИЕ А

профессиональные предпочтения и личностные особенности будущих юристов

Т.Д. Дубовицкая, профессор кафедры уголовного права, процесса и криминалистики Стерлита-макского филиала Башкирского государственного университета, доктор психологических наук

Выбор будущей профессии, подготовка и последующая самореализация в ней составляют в совокупности один из важнейших аспектов жизнедеятельности человека. И неудивительно, что так много психологических исследований в последние десятилетия посвящены проблеме профессионального самоопределения и самореализации человека в профессии. В частности, А. Маслоу считал, что самоактуализация проявляет себя через увлеченность значимой работой. К. Ясперс связывал самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. В. Франкл видел полноценность человеческой жизни в умении человека находить новый смысл в конкретном деле и во всей своей жизни. И.С. Кон утверждает, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. Вот почему так важно, чтобы обеспечение конкурентоспособности специалиста являлось не только целью обучения, но и его личной целью.

Профессиональная деятельность, как известно, предъявляет специфические требования к человеку, ее осуществляющему, в том числе и к чертам

личности. В свою очередь, успешное выполнение профессиональной деятельности предполагает осознание человеком предъявляемых ею требований и их соответствия личностным особенностям. При этом правомерно ожидать, что вряд ли человек будет выбирать ту профессию, в которой он, по его мнению, не сможет добиться успехов. В этой связи возникает вопрос: насколько сам человек соотносит свои личностные особенности со своими профессиональными предпочтениями?

Среди факторов, влияющих на выбор профессии и успешность самореализации в ней, несомненно, важную роль играют личностные черты и свойства самого человека. Человек как бы «примеряет» профессию к себе, отдавая в итоге предпочтение той, в получении и самореализации которой, по его мнению, он сможет добиться наибольших успехов. При этом в целом в оценке своих возможностей и способностей могут проявляться три варианта: адекватная оценка, неверие в себя и завышенная оценка. К сожалению, даже если у человека объективно есть и возможнос-

ти, и способности для достижения успеха, его неверие в себя выступает тем фактором, который не позволяет ему развиваться и реализовываться в желаемом направлении. И в то же время при сильном стремлении, даже имея серьезные конституциональные дефекты, человек находит способы компенсации недостающих способностей и добивается успехов. Тем более, когда речь идет уже о фактически будущих специалистах, которые получают профессиональную подготовку и реально знакомы с будущей профессией.

В нашем исследовании была поставлена задача выявить взаимосвязь предпочитаемой профессии и свойственных человеку черт личности. В качестве испытуемых выступили студенты четвертого и пятого курсов юридического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, всего 75 человек (25 юношей и 50 девушек).

Как известно, юридические профессии очень сильно отличаются друг от друга и предъявляют разные требования к работникам, что, в свою очередь, определяет и престижность различных юридических профессий. В связи с этим студентам сначала было предложено проранжировать несколько юридических профессий по степени их предпочтения. В качестве ранжируемых выступили профессии судьи, прокурора, адвоката, следователя, нотариуса, юрисконсульта. Полученные ранги впоследствии были преобразованы в баллы. Затем студенты были протестированы с помощью многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла. Результаты ранжирования юридичес-

ких профессий и теста Р. Кеттелла были подвергнуты корреляционному анализу. Рассмотрим полученные результаты.

Ранжирование позволило выявить три группы профессий, не отличавшихся по степени предпочтения внутри группы, но явно отличающихся друг от друга между группами. Первая группа (самые престижные профессии) - судья, прокурор; вторая группа (средний уровень) - адвокат, нотариус; третья группа (наименее престижные) - юрисконсульт, следователь. Причем юноши и девушки не отличались в распределении своих профессиональных предпочтений. Хотя известно, например, что прокуроров-женщин практически не бывает. В то же время профессия следователя, хотя и оказалась на последнем месте, но является, как известно, одной из наиболее востребованных юридических профессий.

Интересные результаты были получены в ходе вычисления корреляций предпочитаемых профессий и личностных черт студентов по тесту Кеттел-ла. У юношей, в частности, выявлены следующие значимые корреляции (р < 0,05).

Предпочтение профессии судьи прямо пропорционально коррелирует с фактором N (прямолинейность - дипломатичность) и отрицательно коррелирует с фактором Q4 (расслабленность - напряженность). То есть юноши, отдающие предпочтение профессии судьи, характеризуются дипломатичностью, проявляющейся в эмоциональной выдержанности, проницательности, осторожности, расчетливости, умении находить выход из сложных ситуаций.

В то же время им также свойственна расслабленность, проявляющаяся в спокойствии, апатичности, излишней удовлетворенности, невозмутимости.

Предпочтение профессии прокурора отрицательно коррелирует с фактором С (эмоциональная нестабильность

Эмоциональная стабильность). То есть для юношей, отдающих предпочтение профессии прокурора, свойственны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, переменчивость настроения, неустойчивость интересов, низкая толерантность, раздражительность, утомляемость. И действительно, профессия прокурора позволяет проявлять данные качества, но насколько это идет на пользу дела - остается под вопросом.

Предпочтение профессии следователя отрицательно коррелирует с факторами О (низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения) и N (прямолинейность

Дипломатичность). В этой связи таким юношам присущи склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, потворство своим желаниям, неорганизованность, импульсивность, гибкость по отношению к социальным нормам, свобода от их влияния, иногда беспринципность. Также им свойственны прямолинейность, бестактность, непосредственность, простота вкусов, довольство имеющимся, недисциплинированность. Возможно, проявление данных качеств позволяет следователю быть креативным и действовать по своему усмотрению, но именно этими качествами, по-видимому, можно объяснить и самую низкую популярность

данной профессии среди будущих юристов.

У девушек выявлены несколько иные значимые корреляции предпочитаемых профессий и личностных черт.

Предпочтение профессии прокурора у девушек прямо пропорционально коррелирует с такими факторами, как Ь (доверчивость - подозрительность), О (спокойствие - тревожность), Q4 (расслабленность - напряженность). Тем самым профессия прокурора соотносится с такими личностными особенностями девушек, как осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям, стремление возложить ответственность за ошибки на окружающих, раздражительность; беспокойство, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой; собранность, энергичность, беспокойство, фрустрированность, раздражительность. Как можно заметить, перечисленный набор качеств ничего хорошего не привносит в профессию прокурора. По-видимому, именно в силу этого женщины в данную профессию практически не допускаются.

Предпочтение профессии адвоката прямо пропорционально коррелирует у девушек с фактором Б (сдержанность - экспрессивность). То есть профессию адвоката предпочитают девушки, характеризующиеся жизнерадостностью, восторженностью, импульсивностью, эмоциональной яркостью в отношениях между людьми, динамичностью общения, эмоциональным лидерством в группе. Перечисленные качества дейс-

твительно могут помочь в работе адвоката.

Профессия следователя прямо пропорционально коррелирует у девушек с фактором В (интеллект) и обратно пропорционально с фактором А (замкнутость - общительность). Эта профессия действительно требует незаурядного интеллекта, сообразительности, высокого уровня вербальной культуры, и девушки, предпочитающие данную профессию, здесь вполне могут преуспеть. Более высокая замкнутость, выражающаяся в скрытности, склонности к объективности, излишней строгости в оценке людей, - это также то, что позволяет женщине-следователю быть успешной в своей работе. Следует отметить, что девушки, предпочитающие профессию следователя, отличаются в лучшую сторону по своим личностным качествам от юношей, предпочитающих эту же профессию. И на практике это действительно так. Не зря, наверное, в последние годы женщины-следователи стали популярными героями детективов.

Фактор А (замкнутость - общительность) у девушек прямо пропорционально коррелирует с предпочтением профессий нотариуса и юрисконсульта, что совсем неудивительно. Готовность к сотрудничеству, внимание к людям, активность в устранении конфликтов, легкость в установлении непосредственных межличностных контактов - это те качества, которые в первую очередь необходимы нотариусам и юрисконсультам.

Для девушек предпочтение профессии юрисконсульта характеризуется обратно пропорциональной корре-

ляцией с факторами Ь (доверчивость

Подозрительность) и Q4 (расслабленность - напряженность), что также весьма значимо для их успешности в профессии. Открытость, уживчивость, терпимость, покладистость, уступчивость в сочетании со спокойствием, невозмутимостью помогают успешному решению многих проблем, с которыми сталкивается юрисконсульт. Низкий же престиж данной профессии обусловлен связанной с перечисленными качествами низкой мотивацией. Как известно, юрисконсульт нередко ограничен и в своем карьерном росте, и в материальном вознаграждении.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутое предположение о взаимосвязи профессиональных предпочтений и личностных качеств будущих специалистов. Также получила объяснение низкая

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст

  • Личность несовершеннолетнего правонарушителя: тенденции развития и возможности реабилитации

    ЗАЙЦЕВ Г.К., МИХАЙЛОВА Н.Я. - 2009 г.

  • Какие могут быть профессиональные интересы? Их изучение является интересным занятием: это позволяет заглянуть внутрь сознания человека и разобраться, что им движет при выборе той или иной профессии, понять его мотивы, определить, чего он хочет добиться в жизни и чем готов пожертвовать для достижения выбранной цели.

    Любой сотрудник, независимо от того, в какой организации он работает и на какой должности, всегда преследует определенные цели, но зачастую их тяжело понять с первого взгляда. Трудящийся рядом с вами коллега, при всей напускной меркантильности, вполне возможно, гонится не только за большими гонорарами, а желает развиваться именно в этой деятельности, выбрав профессию, что называется, «по зову души».

    Классификация профессиональных интересов

    Что входит в понятие "профессиональные интересы воспитателя детского сада"?

    Условно все профессиональные интересы можно разделить на 10 пунктов:


    Базовые интересы

    Любой педагог, какой бы деятельностью он ни занимался, имеет базовые профессиональные интересы воспитателя. Сотрудник в лагере для детей или воспитатель трудных подростков в специальных учреждениях, учитель любой школы или преподаватель любого ВУЗа - всех их объединяют такие профессиональные интересы, как:

    Стремление к нравственному воспитанию;

    Стремление к осуществлению связанной с общением;

    Стремление к осуществлению творческого труда.

    Узнав о том, какие бывают интересы, можно выделить отдельную группу, которая связана с такой важной деятельностью, как работник дошкольного образовательного учреждения, выделить профессиональные интересы воспитателя детского сада.

    Педагог или ппсихолог?

    Не каждый педагог - психолог и наоборот. Иногда, если работу воспитателя выбирает человек, пусть и знакомый с основными педагогическими правилами, но начисто лишенный основ психологического образования, то результат оказывается плачевным. Профессиональные интересы воспитателя детсада совершенно не развиваются. Понимание, что каждое ваше действие и любое ваше слово могут стать основной для развития индивидуальной личности, что определит жизнь ребенка в дальнейшем, является важнейшим, так как это огромная ответственность.

    С этой точки зрения, каждый воспитатель детского сада должен иметь следующие профессиональные интересы воспитателя детского сада:

    • Стремление повысить уровень собственной педагогической культуры (в том числе овладеть знаниями, умениями и навыками в этой сфере, развивать их на протяжении жизни).
    • Желание применять собственный для воспитания детей, для развития их творческих, умственных и социальных способностей.

    Таким образом, профессиональные интересы воспитателя лежат в области собственного саморазвития. Очень важно, чтобы присутствовало желание применять полученные навыки в жизни при воспитании детей.

    Стремление повысить уровень собственной педагогической культуры

    Отметив, какие бывают профессиональные интересы, стоит остановиться на первом из них. Процесс обучения в жизни любого человека является постоянным. За всю жизнь мы усваиваем новую информацию, учимся ее применять, как в бытовом плане, который касается личной жизни, так и в рабочей сфере. Профессиональные интересы воспитателя детского сада не могут существовать без желания развиваться и разбирать тонкости выбранной специализации.

    Изучение новой информации ведется путем саморазвития, когда воспитатель читает публикации, книги или просматривает специальные фильмы с целью повысить свои Также он может посещать специальные курсы повышения квалификации, где сведения будет узнавать в процессе общения с тренерами.

    Стремление к применению собственного педагогического опыта

    Зачем получать знания без возможности их применения? Это занятие можно считать пустой тратой времени. Это как покупка книг в библиотеку, которые никто никогда не прочитает - вроде литература есть, а смысла от того, что она стоит на полке, нет никакого. Ничего нового она не расскажет, если не взять ее в руки и не прочитать.

    Так и в работе педагога. Профессиональные интересы воспитателя будут пустыми и бесцельными, если он не будет применять полученные знания на практике. Он должен желать этого, хотеть заниматься с детьми, передавать им свои знания. Без искреннего стремления научить кого-то чему-либо действительно сложно.

    Примеры профессиональных предпочтений воспитателя детского сада

    Какие бывают интересы? Профессиональные примеры знакомы каждому человеку, находятся в жизненном опыте любого воспитателя ДОУ.

    Выпускник ВУЗа, получивший степень специалиста и отправившийся устраиваться на уже определился в своем выборе. В университете, проходя учебные курсы, он узнал множество информации о педагогической науке, о том, какие трудности в ней есть, и какую пользу такая работа приносит. Он уже сделал свой выбор, поставил перед собой цель.

    Молодой специалист начинает свою работу с построения доверительных отношений с детьми своей группы, узнает много информации о них, об их семьях, учится понимать и уважать маленькие личности. И в процессе он осуществляет воспитательную деятельность, показывая и рассказывая множество полезной ребенку информации в доступной для него игровой и полуигровой форме. Это как раз и является желанием применить собственный педагогический опыт в воспитании детей. В работе с малышами и ребятами постарше воспитатель может применять различные методики. Только опытным путем можно найти подход к каждому отдельному ребенку.

    Но плох будет тот воспитатель, который потеряет интерес к развитию собственных навыков. На базе любого дошкольного образовательного учреждения ведется работа по повышению уровня знаний воспитателей. Их дополнительное самообразование в выбранной сфере помогает в дальнейшем отойти от первоначальных методик в обучении детей, выстроив свою работу на новых способах общения и передачи информации.

    Роль старшего воспитателя детского сада

    Любой начинающий воспитатель может получить заслуженное призвание и поднять свой уровень до старшего воспитателя. Его роль трудно описать парой слов: он занимается не только воспитанием детей, но и контролирует своих коллег, подает пример и имеет большую ответственность по отношению к своей работе и обязанностям.

    Престиж старшего воспитателя

    Профессиональные интересы старшего воспитателя ДОУ включают еще один: стремление заботится о собственном престиже. Почему же он так важен для этой должности?

    Звание старшего воспитателя говорит о том, что педагог получил признание, его работа оценена по заслугам. У него увеличился круг обязанностей, в который попало теперь и умение осуществлять руководящую деятельность над сотрудниками детсада. Он не только продолжает заниматься воспитанием детей, но и является примером для своих коллег, чью работу контролирует. Он также помогает сотрудникам найти свой профессиональный путь, развивает их навыки и умения.

    Предпочтения воспитателя детского сада

    Как и профессиональные интересы, предпочтения воспитателя ДОУ строятся по такому же принципу: они отвечают личным способностям индивида, основанным на целях его работы и личным качествам.

    К ним могут относиться такие характеристики, как любовь к детям, к своей профессии педагога, к работе с людьми, к участию в социализации ребенка, к обучению детей и прочее. Без этих важных аспектов очень трудно найти ключик к детям, заслужить их уважение и стать для них авторитетом.

    Главное слово, описывающее все предпочтения - это любовь, потому что каждый человек в выборе того или иного действия основывается в первую очередь на тех действиях, которые ему близки, нравятся и приносят удовольствие и удовлетворение. Без любви к определенным действиям и творчеству сложно построить правильное понимание того, кто же такой воспитатель.

    Таким образом, профессиональные интересы воспитателя ДОУ помогают ему в осуществлении работы по выбранной профессии. Способствуют тому, чтобы он не потерял интерес к работе, дают возможность развиваться в выбранной области и дают результат в виде маленьких личностей, которые выходят из детского сада и отправляются в школы подготовленными по основным аспектам.

    Исследование профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте неразрывно связано с изучением профессиональных интересов и склонностей. Как отмечает в своей работе Л.А. Головей, профессиональное самоопределение – сложное психологическое образование, которое включает в себя познавательные интересы, жизненные ориентиры, профессиональную направленность и профессиональные планы . На связь профессионального самоопределения и интересов также указывают Е.Ю. Пряжникова и Т.А. Егоренко, говоря о том, что «выбор профессии может приводить к профессиональному самоопределению при условии, что выпускник школы выбирает профессию согласно своим способностям, интересам, склонностям, стремлениям» .

    Исследователи выделяют у подростков разные виды интересов. Существенным в развитии интересов подростка, по мнению С.Л. Рубинштейна, является начинающаяся специализация и дифференциация интересов, их направленность на определенную область деятельности, профессиональную – литературу, технику, искусство, определенную научную сферу, совершающуюся под влиянием всей системы условий, в которых происходит развитие подростка .

    В нашем исследовании приняли участие 2372 восьмиклассника из 49 образовательных комплексов Северного административного округа г.Москвы (1152 девочки и 1220 мальчиков). Для изучения интересов и профессиональных предпочтений обучающихся мы использовали методику «Карта интересов» (модификация О.Г. Филимоновой) и разработанную нами профориентационную анкету . Полученные данные показывают, что каждый третий мальчик и каждая пятая девочка еще не задумывались о выборе профессии, при этом среди девочек больше тех, кто сомневается в выборе профессии, а среди мальчиков тех, кто определился и уверен в своем выборе (Табл.1).


    Таблица 1 Выбор профессии

    мальчики

    количество

    количество

    не задумывались о выборе профессии

    сомневаются в выборе

    определились и уверены в своем выборе

    Девочки чаще, чем мальчики считают, что незнание своих способностей и возможностей является основной причиной, по которой они не могут определиться с выбором профессии (62,85% девочек и 50,74% мальчиков). Это может быть связано с тем, что девочки более тревожны и склонны к самоанализу. Плохое знание мира профессий в качестве причины затруднений в выборе профессии назвал каждый пятый подросток (19,7% девочек и 22,05% мальчиков).

    Исследование интересов и профессиональных предпочтений подростков проводилось по модифицированной методике «Карта интересов». Методика предполагает оценку степени своего интереса к 17 различным профессиональным сферам по шкале от +2 (очень нравится) до -2 (совсем не нравится). На каждую сферу дается 5 утверждений. Таким образом, максимальный интерес выражается оценкой +10, полное отсутствие интереса оценкой -10. Анализ результатов исследования показал, что в ответах восьмиклассников имеются существенные гендерные различия. В среднем девочки в два раза чаще, чем мальчики выбирают области биологии и медицины, а также область иностранных языков, в четыре раза чаще – области педагогики и психологии, и в шесть раз чаще – область искусства. Мальчики отдают предпочтение точным наукам и технической сфере: в среднем в два раза чаще, чем девочки они выбирают области математики и физики, в шесть раз – область информационных технологий, в восемь раз – военное дело и спорт, в десять раз чаще области техники и транспорта (Табл.2).

    Таблица 2

    Распределение интереса восьмиклассников к профессиональным областям

    Профессиональные области

    мальчики

    Максимальные положительные

    ответы, количество человек

    Максимальные положительные

    ответы, количество человек

    Биология

    География, геология

    Медицина

    Физика, математика

    Транспорт

    Инфомационные технологии

    Психология, педагогика

    Военное дело, спорт

    Филология, журналистика

    Юриспруденция

    Сфера обслуживания

    Экономика

    Иностранные языки

    Искусство

    Эти данные также подтверждаются результатами анкетирования. Подросткам было предложено выбрать область деятельности или знаний, которая больше всего их интересует, из приведенного списка. В два раза больше мальчиков выбирают область точных наук (математика, физика) – 39,75% , в то время как эту область выбрали 18,32% девочек. Гуманитарную область (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология) выбрали почти в два раза меньше мальчиков, чем девочек (20,74% мальчиков и 47,48% девочек). Также почти в два раза меньше мальчиков выбрали область искусства (музыкальное, театральное, изобразительное) – 15,33% мальчиков и 39,32% девочек.

    Среди мальчиков, определившихся с профессией и уверенных в своем выборе, больше всего тех, кто выбрал профессию врача (ее называет каждый седьмой подросток). Следующие по популярности профессии – программист, повар, инженер, военный, машинист, автомеханик, юрист. Наиболее распространенная профессия у девочек – врач (ее назвала каждая четвертая девочка). Далее следуют профессии: архитектор, журналист, психолог, повар, учитель, ветеринар. Как мы видим из этих данных, профессиональные предпочтения подростков имеют гендерные различия – девочки в основном выбирают профессии, связанные с гуманитарной сферой, а мальчики – с областью техники и транспорта.

    Нами был также проведен анализ наиболее предпочитаемых восьмиклассниками школьных предметов.

    Оказалось, что на 10% девочек больше, чем мальчиков назвали самыми любимыми школьные предметы, относящиеся к гуманитарному циклу (русский язык, литература, иностранный язык). Точные науки (алгебра, геометрия) предпочитают на 10% девочек меньше, чем мальчиков, но такие предметы, как информатика и физика предпочитают в два раза меньше девочек, чем мальчиков. Девочки в два раза чаще мальчиков называют своими любимыми предметы, относящиеся к художественно-эстетическому циклу (ИЗО, музыка, мировая художественная культура). Таким образом, мы видим, что полученные с помощью различных методик данные согласуются: интересы девочек чаще лежат в гуманитарной области. Гуманитарная направленность девочек проявляется в предпочтении школьных предметов гуманитарного цикла, а также в выборе профессий гуманитарного спектра. Мальчики больше интересуются точными науками, сферами техники и транспорта, они выбирают соответствующие профессии и предпочитают предметы, относящиеся к области точных наук. В этой связи представляет интерес исследование влияния увлечения школьными предметами на профессиональные планы старшеклассников Н.М. Щедухиной (2010 г.) . Она предположила, что существует взаимосвязь между планированием профессиональных перспектив и увлечением школьными предметами. Эта связь была обнаружена только по некоторым предметам: математика, биология, физика, химия, история, обществознание, физическая культура, мировая художественная культура. Было также установлено, что увлечение школьными предметами, связанными с соответствующими профессиональными планами, положительно влияет на школьную успеваемость.

    Для восьмиклассников следующий учебный год является определяющим. В девятом классе им нужно будет решить: получать среднее профессиональное образование или, выбрав профиль, продолжать обучение в десятом классе. Как пишет в своем исследовании О.В. Кузнецова, 87,5% десятиклассников и 80% учащихся 11 класса считают, что для успешного выбора профильного обучения необходимо знание своих психологических качеств (способностей, интересов, личностных особенностей). Подростки отмечают важность приобретения углублѐнных знаний по интересующим их дисциплинам школьной программы. Школьники считают, что профильное обучение даѐт возможность «заниматься только теми предметами, которые помогут в профессии», «лучше осознать предметы», «улучшить свою успеваемость», «раскрыть свои способности», «развивать свои навыки и таланты». Профильное обучение – «это помощь для поступления в ВУЗ», «возможность углублѐнно изучать любимые предметы», «шанс улучшить свои знания» .

    На наш взгляд, необходимо проводить систематический мониторинг интересов и профессиональных предпочтений обучающихся с 8 по 11 класс с целью выявления подростков с несформированными интересами и предпочтениями для дальнейшей коррекционно-развивающей работы с ними. Также целесообразно включать в программы по школьным предметам материал по профессиональному самоопределению: знакомство с профессиями, которые можно получить в рамках данной предметной области, профессиональные пробы (практические занятия в рамках программы). Необходимо организовывать проектную и исследовательскую деятельность в рамках программы, предметные конкурсы, олимпиады и викторины. Положительные результаты также дает интеграция предметов различных областей – например, проведение совместных уроков по литературе и технологии, биологии и физике. Подобные мероприятия будут способствовать развитию интересов подростков и, следовательно, профессиональному самоопределению.

    Список литературы

    1. Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы.На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред.: Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. – М.: МГППУ, 2011. – 297с.

    2. Кузнецова, О.В. Представления старшеклассников о профильной школе // Современная психология: теория и практика: Материалы I международной научно-практической конференции 29-30 июня 2011 г.: - М., 2011. – С.117-121.

    3. Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального становления личности [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Т.1 № 2. С.111-122 URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n2/52291.shtml (дата обращения: 31.03.2013)

    4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.

    5. Филимонова О.Г. Модификация карты интересов // Газета «Школьный психолог», 2007. № 2.

    6. Щедухина Н.М. Влияние увлечения школьными предметами на профессиональные планы старшеклассников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n4/Scheduhina.shtml (дата обращения: 31.03.2013)

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Прогрессивная и регрессивная стадии профессионального развития личности. Профессиональное самоопределение личности в период молодости. Процесс профессионального самоопределения. Профессиональное консультирование в рамках школьной профориентации.

      курсовая работа , добавлен 02.07.2008

      Профессиональное самоопределение учащихся в теории и практике образования, его социально-педагогические основы. Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения. Методы оказания психологической помощи при выборе профессии.

      курсовая работа , добавлен 20.12.2010

      Возрастные особенности формирования личности подростка. Мотивация старших школьников в выборе профессии. Исследование проблемы профессионального самоопределения в ранней юности. Формы профориентационной работы в выборе профессии у старшеклассников.

      курсовая работа , добавлен 28.03.2016

      Профессиональное самоопределение молодежи как основа профессионального выбора. Методические основы исследования данного процесса. Особенности профессионального самоопределения молодежи. Направления профориентации молодежи и пути ее совершенствования.

      курсовая работа , добавлен 17.06.2017

      Профориентация как комплекс психолого-педагогических мер, направленных на профессиональное самоопределение школьника. Формы и методы школьной профориентации, ее цели и задачи. Анализ практики психологического консультирования подростков в 9-х классах.

      реферат , добавлен 22.01.2015

      Основания профессионального самоопределения учащегося. Психологические характеристики подросткового и раннего юношеского возрастов. Выбор профессии учащимся. Специфика профконсультирования. Схема построения профконсультационного мероприятия.

      курсовая работа , добавлен 03.05.2003

      курсовая работа , добавлен 05.10.2009