Санный спорт – когда появился, какие есть виды санного спорта? Санные виды спорта Виды спорта на санках

Санный спорт представляет собой соревнования, суть которых заключается в скоростном спуске. Средством передвижения являются либо одноместные, либо двуместные сани. Спортсмены ложатся спиной на сани ногами вперед и спускаются с горы. Управление производится за счёт движения телом. То есть, перемещая вес тела, спортсмен может изменить направление движения саней.

По предположению историков санный спорт, а точнее просто езда на санях начала своё существование ещё 800 лет до н.э. Произошло это в районе местечка Слаген, неподалёку от форда Осло. Ещё в те дни, викингами использовались сани, которые были оборудованы двумя полозьями и были так похожие на современные.

Как вид спорта езда на санках зародилась на территории Швейцарии. В Давосе в 1879 году построили первую трассу длиной в 4 километра, которая и стала местом для проведения состязания по спуску на санях. А уже буквально через 4 года здесь же прошёл самый первый турнир по этому виду спорта.

Шли годы, санный спорт набирал всё большую популярность. И вот, настал тот день - произошло это в 1964 году, когда санный спорт приняли в программу Олимпийских игр - и стали сани любимым видом зимнего спорта миллионов.

Санный спорт представляет собой чуть ли не самое экстремальное из всех зимних видов состязаний на Олимпийских играх. Как и было упомянуто выше - это спуск с горы на одноместных или двуместных санях. Данный спуск проходит на искусственно изготовленной трассе. Стартует спортсмен в сидячем положении, а после того, как оттолкнется, ложится и стремительно несётся вниз. Управление санями происходит за счёт смещения центра тяжести тела самого спортсмена. На спуске, скорость саней может доходить до 140 км/ч, что само по себе не очень безопасно, поэтому спортсменам необходимо быть предельно аккуратными.

Программа Олимпийских игр по санному спорту включает в себя индивидуальные состязания женщин лишь на одноместных санях, а мужчин на одноместных и двуместных санях. Как правило, состязания проводятся на одной и той же трассе, однако в ситуации с женщинами и мужчинами на двуместных санях, необходимо преодолевать меньшую дистанцию.

Соревнования у мужчин, а также у женщин на одноместных санях принято проводить в течении 2 дней. Каждый день спортсменам необходимо осуществить по 2 заезда. По завершению состязания, результаты всех заездов складываются, и выводится суммарный результат. Спортсмен, который будет иметь самый низкий суммарный результат и одержит победу.

Соревнования для мужчин на двуместных санях длятся один день и включают 2 заезда. Победителя принято определять по сумме двух результатов. Обладатель самого малого времени, становится лидером. Считается, что в заезде на двуместных санях должны принимать участие исключительно мужчины. Однако в правилах не сказано, что экипаж обязан быть одного пола. То есть, если в состязаниях попробует принять участие пара, состоящая из мужчины и женщины, то по идее, ничто не может ей препятствовать.

И вообще, санный спорт, хоть и опасное, но зато довольно интересное зрелище, способное заставить сопереживать даже самого флегматичного фаната.

Скоростной спуск на санях как вид спорта заявил о себе в конце XIX века в Швейцарии, где проходили первые состязания саночников. Однако олимпийским этот вид спорта стал лишь к 1964 году, с образованием FIL (Международной федерации по санному спорту), которая во многом способствовала решению этого вопроса в положительном ключе. Первой для саночников стала Зимняя Олимпиада 1964 года.

Российские саночники впервые состязались в быстроте спуска в 1910 году, в Москве, на Воробьевых горах. Начиная с 1968 года, в России появились новые саночные трассы, способствуя усиленным тренировкам ведущих спортсменов-саночников. Всего этот вид спорта принес российским спортсменам более 39 почетных наград на соревнованиях? различного уровня.

FIBT ? Международная федерация бобслея и скелетона, существующая с 1923 года, обеспечила включение бобслея в программу Олимпийских игр с 1924 г. Тогда же был проведен первый чемпионат мира по этому виду спорта.

Виды скоростного спуска на санях

Увлекательнейший вид спорта для стильных и смелых людей? скоростной спуск на санях по изогнутому ледяному желобу или по естественной трассе? один из наиболее захватывающих спортивных состязаний. К санным видам спорта, получившим широкую популярность среди спортсменов и болельщиков, отнесены:

  • скоростной спуск на одиночных и двухместных санях в положении лежа на спине (санный спорт);
  • спуск на специальных санях в положении лежа на животе, головой вперед (скелетон) ? существовал в программе зимних Олимпиад до 1948 года, затем, после перерыва более полувека, в 1999 г. вновь стал олимпийским видом спорта;
  • натурбан (скоростной спуск на санях по естественной трассе);
  • бобслей? скоростной спуск по ледяному желобу в двух или четырехместных управляемых машинах (бобах) обтекаемой формы.

Скорость спуска на санях может достигать 200 км/час, длина трассы? 800?1000 м. Последний мировой рекорд скорости спуска на санях, принадлежащий Францу Веберу (Австрия), был зафиксирован в 1984 году в Канаде? 203,155 км/час.

Почитаемы сани и санки в народе. С давних времен в снежную русскую зиму сани были незаменимыми не только в качестве транспортного средства, но и как непременный атрибут зимних народных гуляний. И сегодня у нас популярны езда на больших санях, запряженных лошадьми, под мелодичный перезвон бубенцов, катания на санках с горы детворы и молодежи, сопровождаемые весельем и песнями, прославляющими русскую зиму и будущий добрый урожай.

Любят этот вид зимних забав и в Европе, но особенно сильны традиции саночные традиции в странах альпийского региона, где соревнования на санках устраиваются с незапамятных времен.

Конструкция саней для санного спорта

Правила Международной федерации по санному спорту FIL жестко регламентируют конструкционные особенности саней для соревнований, их вес и даже температуру полозьев в соответствии с температурой воздуха. Спортивные сани и их устройство способствуют:

  • удобному расположению на них спортсмена;
  • быстрому разгону на трассе;
  • формату ледяного желоба для скоростного спуска.

Со временем конструкция саней претерпела множество изменений. От времени первых деревянных изделий?Давос? и стальных?Леобенер?, сконструированных в начале прошлого века, прошло более 100 лет. Позже этот вид соревнований проводился с использованием специальных саней конструкции М. Титце, Гассера и Вайсиихта. Сегодня наиболее популярными среди спортсменов являются спортивные сани?Олимпияблиц? немецкого производства, способные обеспечить достойный результат в соревнованиях самого высокого уровня.

Конструкция современных спортивных саней, содержащая до 800 узлов и деталей, обеспечивает им высокие аэродинамические свойства. Вес?одиночек? установлен до 23 кг, ?двоек? ? до 27 кг. Сани для спортсменов экстра-класса изготавливаются индивидуально, рассчитаны в соответствии со спецификой их физических данных и огромными перегрузками (до 4?5 G при скорости до 150 км/час), которые испытывают спортсмены в период скоростного спуска.

Основная цель создателей санных?болидов? ? обеспечить им высокие аэродинамические свойства. При скоростном спуске важна каждая мельчайшая деталь? ведь речь идет о тысячных долях секунды, благодаря которым может быть достигнута победа.

Низкий силуэт (высотой около 120 мм), наклонные сверхтвердые полозья, кронштейны-стойки, удерживающие эргономичное сиденье, две рукоятки для управления? основа конструкции спортивных саней. Особая роль принадлежит полозьям, которые обеспечивают скольжение в соответствии с заданными параметрами и конфигурацией ледяного желоба. Полозья изготавливаются из композитных материалов, обладающих повышенной прочностью и рассчитанных на улучшенное скольжение. Идеальная гладкость, форма и прочность полозьев имеют огромное значение в борьбе саночников за медали.

Как сделать сани самостоятельно

Любители зимних забав изобрели массу способов для изготовления саней своими руками с учетом местных условий: количества снега, температуры воздуха, наличия гор или возвышенностей, с которых можно прокатиться с ветерком. Среди наиболее популярных моделей для скоростного спуска можно отметить сани:

  • двухполозные;
  • универсальные, без полозьев, где в качестве поверхностей скольжения используются выгнутые пластиковые или фанерные листы с ручками для удерживания и управления санками;
  • специальной конструкции с аэродинамическим управлением.

В первом случае это привычные металлические или деревянные санки, состоящие из полозьев и сиденья, прикрепленных к металлическому каркасу.

Особенно популярны сегодня деревянные санки с габаритами 900?290 мм, изготовленные из хорошо обработанных досок толщиной 20 мм и шириной 100?150 мм. Длина полозьев составляет, в среднем, 900 мм, высота ложа санок? 150 мм. По ободу полозьев при помощи шурупов с потайными головками крепятся алюминиевые планки для улучшенного скольжения по снегу.

Полозья санок соединяются между собой поперечинами, вставленными в глухие отверстия полозьев и зафиксированными шипами. Поперечные планки ложа укладываются на расстоянии 10?15 мм друг от друга. Для удобства размещения к санкам крепится спинка и подлокотники сиденья, в передней части? поперечная планка для упора ног, с отверстиями для веревки.

Второй вариант еще проще: сани из листа пластика выгнутой формы (до 500 мм шириной и до 900 мм длиной) с двумя металлическими планками-ручками, закрепленными болтами или шурупами по бокам. Такие универсальные санки одинаково подходят для катания с небольшой снежной горки для детей и взрослых.

Но наиболее впечатляюще выглядит модель четырехполозных саней с легким деревянным сиденьем 1100?600 см на каркасе из дюралевых уголков 50?50 мм (или 30?30 мм). По обе стороны каркаса приварена вертикальная стойка-рама, для прочности усиленная по обеим сторонам распорками.

В качестве передних полозьев саней используются горные лыжи, с возможностью регулирования направления движения саней в пределах 30 градусов, подвижно прикрепленные к каркасу сиденья с упором для ног. Пара задних полозьев из укороченных широких лыж для прыжков с трамплина уравновешивает систему, сообщая ей дополнительную устойчивость.

Для улучшенной управляемости скоростными санями используются два аэродинамических руля из дюралевых уголков с перкалевой обшивкой площадью 0,9 кв. м. Рули крепятся на концах полурамы из дюралевых труб 90?200?210 см, скрепленных между собой шарнирами. Полурама удерживается на главном каркасе сиденья четырьмя тросами с дверными пружинами на концах. Рули и тросы фиксируются на трубах хомутами.

Аэродинамические рули обеспечивают возможность маневров при спуске, в том числе при прыжках с трамплина до 50 м. Торможение осуществляется при помощи нескольких устройств, в том числе механического скребка, тормозного парашюта, посадочного крюка, благодаря чему тормозной путь ограничивается 10?15 м. Скорость таких саней может достигать 180 км/час.

Народным умельцам под силу изготовить настоящие саночные шедевры. Что ж, возможно, благодаря их творческим усилиям в нашей стране появятся новые чемпионы, которые прославят российский санный спорт в мировых масштабах.

К числу наиболее популярных саней прежних лет относятся деревянные сани «Давос» и стальные сани «Леобенер». В первых - специально огороженное место для одного спортсмена гарантировало устойчивость (стабильность).

Они были изобретены на рубеже нашего века и не являлись явно выраженными спортивными санями. Их можно встретить в достаточном количестве и сейчас. Сани «Леобенер» - металлические сани из гнутых стальных труб. В 1930-х гг. они использовались в качестве спортивных саней. Эта модель саней встречается сейчас весьма редко и для спортивных состязаний считается непригодной.

Пятикратный чемпион Европы М. Титце сконструировал сани для спортивных соревнований, которые получили название «сани Титце». С этого времени началось производство современных моделей саней, сконструированных специально для спортивных состязаний.

Позже наиболее распространенные модели - это названные именами изобретателей спортивные сани «Гассера» и «Вайсиихта». Мировой уровень определяют сконструированные в Нидервизе (Германия) спортивные сани «Олимпияблиц», которые выдержали испытание на многих международных сорев­нованиях. Эта модель экспортируется во многие страны.

Конструкционные и ходовые качества

Конструкционные и ходовые качества спортивных саней отвечают в настоящее время высоким требованиям состязаний. Они характеризуются плоской аэродинамической конструкцией и имеют сверхтвердые и наклонно расположенные стальные полозья.

Вставленные в деревянные полозья стальные кронштейны устанавливаются в подвижном положении в резиновые манжеты для того, чтобы сделать сани гибкими, лучше управляемыми без касания земли. Поперечная упряжка (ремень) не прикрепляется. Полозья скользят только по внутреннему ребру и имеют в зависимости от состояния трассы и состояния радиусов виражей в направлении движения небольшой изгиб. Спереди и сзади они приподняты кверху. Этот полозный выступ (сдвиг) можно переставлять в полозьях с помощью стальных болтов.

Скольжение и точность следа

Точная установка следа (расстояние между обоими полозьями) и хорошо подготовленные опорные поверхности стальных полозьев гарантируют хорошее скольжение и точность следа. На стальных кронштейнах и на переднем выступе полозьев в проушины установлены поперечины. Сиденье, сплетённое из ремней, гарантирует уверенное положение саночника на санях.

Размер саней и инструкции

Спортивные сани должны быть двухполозными. Вес одноместных саней не должен превышать 22 кг, двухместных саней - 24 кг. Прикрепление груза к саням разрешается до установленного максимального веса. Максимальная ширина колеи составляет 45 см. Не разрешается прилаживание к саням различного рода устройств для управления и торможения.

Не разрешаются маскировочные покрытия на спортивных санях, которые скрывали бы отдельные части тела или все тело саночника со всех точек обозрения. Разрешена обшивка (облицовка) саней под сиденьем. Она не может быть шире саней и не должна выдаваться вперед, дальше концов полозьев, и назад, через плечи саночника.

На двухместных санях это требование распространяется на саночника, сидящего за рулевым. Запрещено смазывание полозьев и обработка их другими химическими средствами. Температура полозьев на старте любого соревнования не должна превышать разницы в +5ºС с окружающей температурой.

С февраля 1975 г. разрешена сбалансировка веса для легковесных саночников (женщины меньше 85 кг, мужчины меньше 95 кг). Этот дополнительный груз ограничен максимально до 10 кг у мужчин и до 8 кг у женщин, но он может составить только 50% действительного недовеса (например, недовес спортсмена с весом 85 кг до свыше указанной границы - 95 кг - составляет 10 кг. Дополнительный груз в таком случае может равняться 5 кг). Дополнительный груз в форме свинцового ремня подвешивается к телу как балласт.

Определение вида спорта

Санный спорт — это соревнования в скоростном спуске на одноместных или двухместных санях по заранее подготовленной трассе. Один из самых экстремальных олимпийских зимних видов спорта. Спортсмены располагаются на санях на спине, ногами вперед. Управление санями производится при помощи изменения положения тела.

Краткое описание основных принципов, особенностей вида спорта.

Правила санного спорта достаточно просты — побеждает спортсмен, прошедший трассу за наименьшее время. Участник должен стартовать в течение определенного времени после того, как трасса освободилась. Старт имеет большое значение для начального ускорения, предоставляя удачно стартовавшему спортсмену значительное преимущество во времени. Общее время спортсмена складывается из результатов двух и более заездов.

Вес саней и их устройство регламентированы. Температура полозьев также должна находиться в определенном диапазоне, зависящем от температуры воздуха. Также существуют ограничения на вес спортсменов и их экипировку, включая комбинезоны, обувь, шлемы и перчатки.

В санном спорте проводятся соревнования среди одиночек и пар. Формально женщины могут соревноваться в парах, но фактически почти все парные состязания проводятся среди мужчин. На крупных турнирах проводятся командные соревнования, в которых команда состоит из мужчины, женщины и пары. Состязания на одноместных санях состоят из 4 заездов, на двухместных санях – из двух заездов. Оценивается каждый из этих заездов. Время, показанное в каждом заезде, суммируется. Победителем становится тот, у кого в итоге самое лучшее время.

Краткое описание истории возникновения.

Спуск с гор на тобоггане — бесполозных деревянных санях, распространенных среди канадских индейцев, — прародитель одного из старейших зимних видов спорта. Тобогганы использовались индейцами для перевозки грузов вручную или с помощью собак, иногда для катания с гор.

Олимпийские соревнования по санному спорту

Чемпионат мира по натурбану

Лица и персоналии вида спорта Российской Федерации.

Леонид Гарт, президент Федерации санного спорта России

Сергей Швиденко, исполнительный директор Федерации санного спорта России

Валерий Силаков, первый вице-президент, и.о. главного тренера сборной России по санному спорту

Тематические ресурсы

http://rusluge.ru/ — Федерация санного спорта России

http://www.fil-luge.org/ — Международная Федерациия Санного Спорта

http://my-olymp.ru/

http://ws-news.ru/

http://winter-game.com/

http://naturban.ucoz.net/

http://naturbahn.narod.ru/

Источники

http://www.rusbob.ru/

http://rusluge.ru/

Санный спорт - зимний олимпийский вид спорта, суть которого заключается в спуске на одноместных или двухместных санях по специальным трассам (ледовый желоб на железобетонном основании) за минимальное время.

История возникновения санного спорта

Санный спорт зародился на территории Швейцарии в середине 19 века, предпосылкой к появлению данного вида спорта стали спуски туристов на санях по заснеженным склонам. В 1879 году в Давосе была построена первая трасса для санного спорта, её длина составляла 4 километра.

В 1883 году в Давосе прошли первые официальные международные соревнования саночников.

В 1913 году в Дрездене (Германия) была основана Международная федерация санного спорта. В 1935 году она вошла в состав Международной федерации бобслея и тобоггана (FIBT). Только в 1957 году была основана Международная федерация санного спорта.

В 1955 году в Осло (Норвегия) прошёл первый в истории санного спорта чемпионат мира.

В 1964 году санный спорт дебютировал на Олимпийских играх в Инсбруке.

Правила санного спорта

Как уже было сказано ваше, победителем соревнований по санному спорту становится спортсмен прошедший трассу за меньшее время.

Правила санного спорта регламентируют вес и устройство саней, а также температуру полозьев. Кроме того правила ограничивают вес спортсменов и их экипировку.

Участники должны стартовать в течение определенного времени после того, как трасса освободилась. При этом порядок старта спортсменов определяется результатами предварительных соревнований.

Соревнования по санному спорту проходят среди одиночек или пар.

Спортсмены должны финишировать вместе со своими санями, в противном случае спортсмены дисквалифицируются.

Трасса для санного спорта

Трасса для санного спорта состоит из желоба и виражей, имеет ледовое покрытие и строится по специальному проекту. Санные трассы разделяются на имеющие или не имеющие холодильные установки.

Минимальная длина трассы для мужчин на одноместных санях - 1000 м, а для женщин - 750 м. Максимальная длина трассы для мужчин на одноместных санях должна быть не больше 1300 м, а для женщин - 1050 м. При проведении международных соревнований и по решению главного судьи трасса может быть сокращена до 400 метров.

Средний уклон составляет от 8% до 11 %. Виражи на трассе проектируются таким образом, чтобы перегрузки спортсменов при прохождении не превышали 4,5 g.

Оборудование и экипировка

Сани для соревнований (конструкционные особенности, вес, температура полозьев) должны быть одобрены FIL. Современные сани состоят из 800 узлов и деталей, которые направлены на улучшение аэродинамических свойств. Сани для одиночных заездов не должны быть тяжелее 23 кг, а для парных - 27 кг.

Все предметы экипировки должны соответствовать размерам спортсмена и форме его тела. На соревнованиях по санному спорту разрешается одевать дополнительное защитное снаряжение (налокотники, наколенники, пояса для защиты почек). Экипировка спортсмена:

  • защитный шлем;
  • спортивный комбинезон;
  • перчатки;
  • спортивная обувь.

Стартовые номера спортсменов оформляются в виде нагрудных маек (нагрудный номер) с номером на груди и спине.

Судейство

В состав главной судейской коллегии на соревнованиях по санному спорту входят:

  • главный судья;
  • заместитель главного судьи по старту;
  • заместитель главного судьи по финишу;
  • заместитель главного судьи по трассе;
  • главный секретарь;
  • технический делегат.

Соревнования

Олимпийские игры - самые престижные соревнования по санному спорту, проводятся один раз в четыре года.

Чемпионат мира по санному спорту - международное соревнование между сильнейшими национальными сборными по санному спорту, проводимое Международной федерацией санного спорта.